Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАБАКО́В ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О. П. Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». 1980.

ТАБАКО́В Олег Пав­ло­вич (17.8.1935, Са­ра­тов – 12.3.2018, Москва), рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1988). По окон­ча­нии в 1957 Шко­лы-сту­дии МХАТ (курс В. О. То­пор­ко­ва) в те­ат­ре-сту­дии «Со­вре­мен­ник» (с 1965 те­атр «Со­вре­мен­ник»; в труп­пе до 1983, в 1970–76 ди­рек­тор). Центр. те­ма пер­вых ра­бот (Ми­ша, Олег – «Веч­но жи­вые», «В по­ис­ках ра­до­сти» В. С. Ро­зо­ва; Сла­вик – «Пять ве­че­ров» А. М. Во­ло­ди­на) – ста­нов­ле­ние лич­но­сти мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, дея­тель­но уча­ст­вую­ще­го в жиз­ни, не тер­пя­ще­го ли­це­ме­рия и ком­про­мис­сов. От­ли­чал­ся склон­но­стью к сме­лой внеш­ней и внутр. транс­фор­ма­ции: Ди­ри­жёр и По­вар («Го­лый ко­роль» Е. Л. Швар­ца), Клав­дия Ива­нов­на, Клав­дий Ива­но­вич и Глав­ный ин­тел­ли­гент («Все­гда в про­да­же» В. П. Ак­сё­но­ва). Сре­ди др. ро­лей: Алек­сандр Аду­ев («Обык­но­вен­ная ис­то­рия» по И. А. Гон­ча­ро­ву; Гос. пр. СССР, 1967), бра­тец Лай­мон («Бал­ла­да о не­ве­сё­лом ка­бач­ке» Э. Ол­би), Ан­чу­гин («Про­вин­ци­аль­ные анек­до­ты» А. В. Вам­пи­ло­ва), Сан­тех­ник («А по­ут­ру они про­сну­лись…» В. М. Шук­ши­на), Ба­ла­лай­кин («Ба­ла­лай­кин и Кo» по М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну), Маль­во­лио («Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра). С 1983 во МХАТе (с 1989 им. А. П. Че­хо­ва; с 2000 худ. рук., с 2004 так­же ди­рек­тор). Ак­тё­ру боль­шо­го сце­нич. обая­ния и яр­ко­го ар­ти­стиз­ма было свой­ст­вен­но ис­поль­зо­ва­ние разл. от­тен­ков ко­ме­дий­но­сти (от мяг­ко­го, доб­ро­душ­но­го юмо­ра до са­ти­рич. шар­жа и ост­ро­го гро­те­ска) по­рой в со­че­та­нии с глу­бо­ко дра­ма­тич. про­жи­ва­ни­ем ро­ли. Его ра­бо­ты от­ли­чались жиз­нен­ной уз­на­вае­мо­стью, точ­но­стью со­ци­аль­ных и пси­хо­ло­гич. ак­цен­тов, яр­кой и соч­ной ха­рак­тер­но­стью: Саль­е­ри («Ама­дей» П. Шеф­фе­ра), Бу­тон [«Ка­ба­ла свя­тош (Моль­ер)» М. А. Бул­га­ко­ва], Ма­ма­ев («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го), Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Тар­тюф («Тар­тюф» Моль­е­ра), Нильс Бор («Ко­пен­га­ген» М. Фрей­на), При­быт­ков («По­след­няя жерт­ва» Ост­ров­ско­го), Мо­рис («Юби­лей юве­ли­ра» Н. Ма­ко­лифф), Бургомистр («Дракон» Е.Л. Шварца) и др. В 1974 ор­га­ни­зо­вал сту­дию (ны­не Мо­с­ков­ский те­атр под ру­ко­во­дством О. Та­ба­ко­ва). Сре­ди ро­лей: Та­лей­ран («Ужин» Ж. К. Брис­ви­ля), Ле­о­не («Суб­ли­ма­ция люб­ви» А. Де Бе­не­дет­ти), Иван Ко­ломий­цев («По­след­ние» М. Горь­ко­го), Иван Жу­ков [«Ком­на­та сме­ха (Рус­ская на­род­ная поч­та)» О. А. Бо­гае­ва], Лу­ка («На дне» Горь­ко­го), Эн­ди («Лю­бов­ные пись­ма» А. Гур­нея), Сте­пан Алек­сее­вич Су­да­ков («Год, ко­гда я не ро­дился» по «Гнез­ду глу­ха­ря» В. С. Ро­зо­ва). Сре­ди по­ста­но­вок: «Би­лок­си-блюз» Н. Сай­мо­на (1987), «По­ло­ум­ный Жур­ден (Моль­е­риа­на)» Бул­га­ко­ва (1987, совм. с А. Н. Ле­он­ть­е­вым), «Обык­но­вен­ная ис­то­рия» Гон­ча­ро­ва (1990, сыг­рал Пет­ра Ива­но­ви­ча Адуе­ва), «Мат­рос­ская ти­ши­на (Моя боль­шая зем­ля)» А. А. Га­ли­ча (1990, сыг­рал Мей­е­ра Воль­фа), «Ме­ха­ни­че­ское пиа­ни­но» А. А. Ада­башь­яна и Н. С. Ми­хал­ко­ва (1993), «Чем­пио­ны» Дж. Мил­ле­ра (1996), «Про­щай­те… и ру­ко­пле­щи­те!» А. Д. Бо­гда­но­ви­ча и «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го (оба 1997), «Два ан­ге­ла, че­ты­ре че­ло­ве­ка» В. А. Шен­де­ро­ви­ча (2002). Спек­так­ли Т. отличались сла­жен­ностью и гар­мо­нич­ностью ак­тёр­ских ан­самб­лей. В ки­но с 1957 («Са­ша всту­па­ет в жизнь»). В ро­лях мо­ло­дых ге­ро­ев («Лю­ди на мос­ту», «Ис­пы­та­тель­ный срок», «Шум­ный день», «Го­ри, го­ри, моя звез­да» и др.) до­би­вал­ся ро­ж­де­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го ха­рак­те­ра, им­пуль­сив­но­го, пла­стич­но­го, со сво­ей внутр. прав­дой. Луч­шие ро­ли в эк­ра­ни­за­ци­ях клас­си­ки: «На­ка­ну­не», «Вой­на и мир», «Каш­тан­ка», «Две­на­дцать стуль­ев», «Не­окон­чен­ная пье­са для ме­ха­ни­че­ско­го пиа­ни­но», «Кра­са­вец-муж­чи­на», «Не­сколь­ко дней из жиз­ни И. И. Об­ло­мо­ва». Сре­ди др. ки­но- и те­ле­филь­мов: «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны», «Мэ­ри Поп­пинс, до сви­да­ния!», «Ап­ло­дис­мен­ты, ап­ло­дис­мен­ты…», «Шир­ли-мыр­ли», «Ан­дер­сен. Жизнь без люб­ви», «Кух­ня в Па­ри­же». В 1976–86 пре­по­да­вал в ГИТИСе, в 1986–2000 рек­тор Шко­лы-сту­дии МХАТ, проф. (1987). В 1992 соз­дал Лет­нюю шко­лу им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го в Бос­то­не (США). В 2009 от­кры­та Моск. те­ат­раль­ная шко­ла Оле­га Та­ба­ко­ва. Мно­го ра­бо­та­л на ра­дио и ТВ. Гос. пр. РФ (1998). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2005), 1-й сте­пе­ни (2010). Офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (2013).

Соч.: При­кос­но­ве­ние к чу­ду. М., 2007; Моя на­стоя­щая жизнь: В 2 т. 2-е изд. М., 2012.

Лит.: За­ха­ров Е. О. Та­ба­ков. [М., 1966]; Ан­д­ре­ев Ф. И. О. Та­ба­ков. М., 1983; Сво­бо­дин А. Дни Та­ба­ко­ва // Мой лю­би­мый ак­тер: Пи­са­те­ли, ре­жис­се­ры, пуб­ли­ци­сты об ак­те­рах ки­но. М., 1988; О. Та­ба­ков: В 3 т. М., [2011].

Вернуться к началу