ТАБАКО́В ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАБАКО́В Олег Павлович (17.8.1935, Саратов – 12.3.2018, Москва), рос. актёр, режиссёр, педагог, нар. арт. СССР (1988). По окончании в 1957 Школы-студии МХАТ (курс В. О. Топоркова) в театре-студии «Современник» (с 1965 театр «Современник»; в труппе до 1983, в 1970–76 директор). Центр. тема первых работ (Миша, Олег – «Вечно живые», «В поисках радости» В. С. Розова; Славик – «Пять вечеров» А. М. Володина) – становление личности молодого человека, деятельно участвующего в жизни, не терпящего лицемерия и компромиссов. Отличался склонностью к смелой внешней и внутр. трансформации: Дирижёр и Повар («Голый король» Е. Л. Шварца), Клавдия Ивановна, Клавдий Иванович и Главный интеллигент («Всегда в продаже» В. П. Аксёнова). Среди др. ролей: Александр Адуев («Обыкновенная история» по И. А. Гончарову; Гос. пр. СССР, 1967), братец Лаймон («Баллада о невесёлом кабачке» Э. Олби), Анчугин («Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова), Сантехник («А поутру они проснулись…» В. М. Шукшина), Балалайкин («Балалайкин и Кo» по М. Е. Салтыкову-Щедрину), Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира). С 1983 во МХАТе (с 1989 им. А. П. Чехова; с 2000 худ. рук., с 2004 также директор). Актёру большого сценич. обаяния и яркого артистизма было свойственно использование разл. оттенков комедийности (от мягкого, добродушного юмора до сатирич. шаржа и острого гротеска) порой в сочетании с глубоко драматич. проживанием роли. Его работы отличались жизненной узнаваемостью, точностью социальных и психологич. акцентов, яркой и сочной характерностью: Сальери («Амадей» П. Шеффера), Бутон [«Кабала святош (Мольер)» М. А. Булгакова], Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Тартюф («Тартюф» Мольера), Нильс Бор («Копенгаген» М. Фрейна), Прибытков («Последняя жертва» Островского), Морис («Юбилей ювелира» Н. Маколифф), Бургомистр («Дракон» Е.Л. Шварца) и др. В 1974 организовал студию (ныне Московский театр под руководством О. Табакова). Среди ролей: Талейран («Ужин» Ж. К. Брисвиля), Леоне («Сублимация любви» А. Де Бенедетти), Иван Коломийцев («Последние» М. Горького), Иван Жуков [«Комната смеха (Русская народная почта)» О. А. Богаева], Лука («На дне» Горького), Энди («Любовные письма» А. Гурнея), Степан Алексеевич Судаков («Год, когда я не родился» по «Гнезду глухаря» В. С. Розова). Среди постановок: «Билокси-блюз» Н. Саймона (1987), «Полоумный Журден (Мольериана)» Булгакова (1987, совм. с А. Н. Леонтьевым), «Обыкновенная история» Гончарова (1990, сыграл Петра Ивановича Адуева), «Матросская тишина (Моя большая земля)» А. А. Галича (1990, сыграл Мейера Вольфа), «Механическое пианино» А. А. Адабашьяна и Н. С. Михалкова (1993), «Чемпионы» Дж. Миллера (1996), «Прощайте… и рукоплещите!» А. Д. Богдановича и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского (оба 1997), «Два ангела, четыре человека» В. А. Шендеровича (2002). Спектакли Т. отличались слаженностью и гармоничностью актёрских ансамблей. В кино с 1957 («Саша вступает в жизнь»). В ролях молодых героев («Люди на мосту», «Испытательный срок», «Шумный день», «Гори, гори, моя звезда» и др.) добивался рождения индивидуального характера, импульсивного, пластичного, со своей внутр. правдой. Лучшие роли в экранизациях классики: «Накануне», «Война и мир», «Каштанка», «Двенадцать стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Красавец-мужчина», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Среди др. кино- и телефильмов: «Семнадцать мгновений весны», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Аплодисменты, аплодисменты…», «Ширли-мырли», «Андерсен. Жизнь без любви», «Кухня в Париже». В 1976–86 преподавал в ГИТИСе, в 1986–2000 ректор Школы-студии МХАТ, проф. (1987). В 1992 создал Летнюю школу им. К. С. Станиславского в Бостоне (США). В 2009 открыта Моск. театральная школа Олега Табакова. Много работал на радио и ТВ. Гос. пр. РФ (1998). Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2005), 1-й степени (2010). Офицер ордена Почётного легиона (2013).