Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНЧАРО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. А. Гончаров. Сцена из спектакля «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского.

ГОНЧАРО́В Ан­д­рей Алек­сан­д­ро­вич (2.1.1918, с. Си­ни­цы, ныне Моск. обл. – 7.9.2001, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1977), Ге­рой Соц. Тру­да (1987). В 1941 окон­чил ГИТИС (класс Н. М. Гор­ча­ко­ва). В 1942–44 в 1-м фрон­то­вом те­ат­ре ВТО («Жди ме­ня» К. М. Си­моно­ва, 1942; «Ук­ро­ще­ние ук­ро­ти­те­ля» Дж. Флет­че­ра, 1944). В 1944–51 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры («Же­нить­ба Бе­лу­ги­на» А. Н. Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва, 1945, и др.). Со­еди­не­ние глу­бо­ко­го пси­хо­ло­гиз­ма с ори­ги­наль­ной ре­жис­сёр­ской ком­по­зи­ци­ей от­ли­ча­ло спек­так­ли, по­став­лен­ные Г. в Моск. те­ат­ре им. М. Н. Ер­мо­ло­вой: «Ев­ро­пей­ская хро­ни­ка» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1953), «Бег» М. А. Бул­га­ко­ва (1967) и др. Ост­рой кон­фликт­но­стью бы­ли от­мече­ны «Опас­ный спут­ник» А. Д. Са­лын­ско­го (1954) и «Ко­гда го­рит серд­це» В. П. Ки­на (1957) – в Ма­лом те­ат­ре. В 1958–66 гл. ре­жис­сёр Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра, вы­вел труп­пу в чис­ло наи­бо­лее за­мет­ных в Мо­ск­ве. Ху­дож. со­бы­тия­ми ста­ли спек­так­ли: «Вид с мос­та» А. Мил­ле­ра (1959), «За­кон зи­мов­ки» Б. Л. Гор­ба­то­ва (1960), «Де­вя­тый вал» (1962) и «Ар­го­нав­ты» (1963) Ю. Ф. Эд­лиса, «Ви­зит да­мы» Ф. Дюр­рен­мат­та (1966). С 1967 гл. ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра им. Вл. Мая­ков­ско­го (с 1987 худ. рук.). Не втор­га­ясь в ка­но­нич. текст про­из­ве­де­ния, ре­жис­сёр умел с по­мо­щью яр­кой ме­та­фо­ры, мно­го­кра­соч­ной те­ат­раль­но­сти при­дать ему но­вое зву­ча­ние. Тон­ко и ко­ло­рит­но пе­ре­да­вал нац., со­ци­аль­ные, со­слов­ные и пр. чер­ты, не­из­мен­но го­во­ря при этом об об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стях. Сквоз­ные те­мы твор­че­ст­ва Г. – лю­бовь и про­бле­ма нравств. вы­бо­ра. Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Де­ти Ва­ню­шина» С. А. Най­дё­но­ва (1969 и 2000), «Два то­ва­ри­ща» по В. Н. Вой­но­ви­чу (1969), «Трам­вай "Же­ла­ние"» Т. Уиль­ям­са (1970), «Че­ло­век из Ла­ман­чи» Д. Вас­сер­ма­на и Дж. Дэ­рио­на на муз. М. Ли (1972), «Ха­рак­те­ры» В. М. Шук­ши­на (1973), «Бан­крот, или Свои лю­ди – со­чтём­ся» А. Н. Ост­ров­ско­го (1974), «Бе­се­ды с Со­кра­том» (1975) и «Те­атр вре­мён Не­ро­на и Се­не­ки» (1986) Э. С. Рад­зин­ско­го, «Да здрав­ст­ву­ет ко­ро­ле­ва, ви­ват!» Р. Бол­та (1977), «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» по Н. С. Лес­ко­ву (1979), «Жизнь Кли­ма Сам­ги­на» по М. Горь­ко­му (1981), «Зав­тра бы­ла вой­на» по Б. Л. Ва­силь­е­ву (1986), «За­кат» по И. Э. Ба­бе­лю (1988), «Вик­то­рия?..» Т. Рет­ти­га­на и «Гор­бун» С. Мро­же­ка (обе 1991), «Жерт­ва ве­ка» по пье­се Ос­т­ров­ско­го «По­след­няя жерт­ва» (1994), «Те­ат­раль­ный ро­манс» по пье­се А. Н. Тол­сто­го «Ку­куш­ки­ны слё­зы» (1995), «Как вам это по­нра­вит­ся» У. Шек­спи­ра (1997). С 1945 пре­по­да­вал в ГИТИСе (с 1991 РАТИ), с 1981 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры, проф. В пе­да­го­гич. прак­ти­ке ут­вер­дил прин­ци­пы совм. обу­че­ния ре­жис­сё­ров и ак­тё­ров. Сре­ди уче­ни­ков – П. Н. Фо­мен­ко, Э. Нек­ро­шюс, И. М. Кос­то­лев­ский. Гос. пр. РСФСР (1972), Гос. пр. СССР (1977, 1984), РФ (1999). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1987).

Соч.: Ре­жис­сер­ские тет­ра­ди. М., 1980; Мои те­ат­раль­ные при­стра­стия. М., 1997.

Лит.: Не­ис­то­вый А. Гон­ча­ров. М., 2003.

  • ГОНЧАРО́В Андрей Александрович (2.1.1918–7.9.2001), рос. режиссёр, нар. арт. (2007)
Вернуться к началу