Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФА́БРИ ЗОЛЬТАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 169-170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ФА́БРИ (Fábri) Золь­тан (15.10.1917, Бу­да­пешт – 23.8.1994, там же), венг. ки­но­ре­жис­сёр. В Бу­да­пеш­те в 1938 окон­чил Ин-т изо­бра­зит. ис­кусств, в 1941 – ак­тёр­ский ф-т Выс­шей те­ат­раль­ной шко­лы; ра­бо­тал в разл. те­ат­рах. В 1950 худ. рук. ки­но­сту­дии «Хун­ния». По про­па­ган­ди­ст­ским ка­но­нам позд­не­го ста­ли­низ­ма вы­пол­нен де­бют­ный ф. «Ко­ло­ния под зем­лёй» (1951, совм. с И. Енеи). Ус­пех при­нёс ф. «Ка­ру­сель» (1955), в ко­то­ром на­ме­тил­ся от­ход от идео­ло­гич. догм. Склон­ность к прит­че­вой сти­ли­сти­ке про­яви­лась в филь­мах «Гос­по­дин учи­тель Ган­ни­бал» (1956, Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри), «Ан­на Эй­деш» (1958), «Два тай­ма в аду» (1961), «Днев­ное за­тме­ние» («Ночь сре­ди дня», 1963, пр. Мкф в Ло­кар­но), «По­сле се­зо­на» (1966), «Доб­ро по­жа­ло­вать, гос­по­дин май­ор» (др. назв. «Се­мья Тот», 1969). Ми­ро­вое при­зна­ние при­нес­ла ин­тел­лек­ту­аль­ная дра­ма-рас­сле­до­ва­ние «20 ча­сов» (1965, Гран-при Мкф в Мо­ск­ве и Ри­ме). Из­люб­лен­ный творч. при­ём Ф., ко­гда вы­стро­ен­ную в сти­ли­сти­ке реа­ли­стич. ки­но­по­вес­ти мно­го­фи­гур­ную ком­по­зи­цию вен­ча­ет не­ожи­дан­ный фи­нал, пре­вра­щаю­щий всё про­ис­хо­див­шее в прит­чу, по­лу­чил даль­ней­шее раз­ви­тие в филь­мах «Маль­чиш­ки с ули­цы Пал» (1968), «Му­ра­вей­ник» (1971). В фор­ме прит­чи с эле­мен­та­ми экс­прес­сио­низ­ма снят ф. «Пя­тая пе­чать» (1976, Гран-при Мкф в Мо­ск­ве). Про­бле­мам са­мо­иден­ти­фи­ка­ции ча­ст­но­го че­ло­ве­ка, по­пав­ше­го в вихрь ис­то­рии, по­свя­ще­ны лен­ты «141 ми­ну­та из "Не­за­вер­шён­ной фра­зы"» («Не­за­вер­шён­ная фра­за», 1975), «Венг­ры» (1978), «Встре­ча Ба­лин­та Фа­биа­на с Бо­гом» (1980). Тра­гич. со­бы­тия в столк­нув­шей­ся с то­та­ли­та­риз­мом по­сле­во­ен­ной Венг­рии на ре­ли­ги­оз­но-ме­та­фи­зич. уров­не ос­мыс­ле­ны в ф. «Ре­к­ви­ем» (1982, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не). Сре­ди др. ра­бот: «Бу­ря» (1952), «Знак жиз­ни» (1954), «Хищ­ник» (1960), «По лез­вию брит­вы» (1962), «Плюс-ми­нус один день» (1973), «При­хо­ди­те ко мне на име­ни­ны!» (1983). Ф. вы­сту­пал так­же как сце­на­рист, ак­тёр и ху­дож­ник ки­но. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках как жи­во­пи­сец. Пр. Мкф в Мо­ск­ве за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1979). В 1965–1981 пред­се­да­тель Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов Венг­рии. Гос. пр. Венг. Нар. Рес­пуб­ли­ки (1953, 1955, 1970).

Лит.: Nаdаsу L. Fabri Zoltan. [Bdpst, 1974].

Вернуться к началу