Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОРЕОГРА́ФИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Галкин

ХОРЕОГРА́ФИЯ (от греч. χορεία – хо­ро­вод­ная пля­ска, хо­ро­вод и ...гра­фия; в рус. яз. при­шло из фран­цуз­ско­го в 18 в.), 1) тан­це­валь­ный текст (Х. пар­тии Одет­ты, Х. ба­ле­та «Спя­щая кра­са­ви­ца») или со­во­куп­ность тек­стов, вы­де­ляе­мых по к.-л. при­зна­ку – лек­си­че­ско­му (клас­сич. Х., нар. Х.), хро­но­ло­ги­че­ско­му (Х. спек­так­лей эпо­хи т. н. драм­ба­ле­та, совр. Х.), при­над­леж­но­сти кон­крет­но­му ав­то­ру (хо­рео­гра­фия М. И. Пе­ти­па; в этом слу­чае Х. час­то оп­ре­де­ля­ют как иск-во со­чи­не­ния тан­ца, по­это­му ав­то­ра ба­ле­та – ба­лет­мей­сте­ра на­зы­ва­ют так­же хо­рео­гра­фом). 2) В ши­ро­ком смыс­ле – обоб­щён­ное обо­зна­че­ние тан­це­валь­но­го иск-ва и тан­це­валь­ной куль­ту­ры в це­лом как со­во­куп­но­сти ис­пол­ни­тель­ст­ва, пе­да­го­ги­ки и ба­лет­мей­стер­ско­го твор­че­ст­ва. Тер­мин «Х.» воз­ник во франц. яз. и пер­во­на­чаль­но оз­на­чал иск-во за­пи­си тан­ца. Вве­дён в оби­ход Р. Фёйе в трак­та­те «Хо­рео­гра­фия, или Ис­кус­ст­во за­пи­си тан­ца…» (1700). В этом же смыс­ле объ­яс­нён в «Тан­цоваль­ном сло­ва­ре…» Ш. Ком­па­на (1787), из­дан­ном в 1790 в пе­ре­во­де на рус. яз. В рус­скоя­зыч­ном из­да­нии франц. по­ня­тию со­от­вет­ст­во­ва­ло сло­во «хо­ро­опи­са­ние». В Рос­сии в зна­че­нии «искусство за­пи­си тан­ца» тер­мин ис­поль­зо­вал­ся по край­ней ме­ре до 1810-х гг. Вплоть до пер­вых де­ся­ти­ле­тий 20 в. сло­во «Х.» пи­са­лось как «хо­ре­гра­фия». При­ня­тое се­го­дня на­пи­са­ние воз­ник­ло не позд­нее 1880-х гг. и по­сте­пен­но вы­тес­ни­ло преж­нее. См. так­же Ба­лет, Та­нец, Та­нец мо­дерн, Со­вре­мен­ный та­нец, Ха­рак­тер­ный та­нец.

Лит.: Feuillet R. Chorégraphie, ou l’art décrire la danse... P., 1700; Ком­пан Ш. Тан­цо­валь­ный сло­варь, со­дер­жа­щий в се­бе ис­то­рию, пра­вила и ос­но­ва­ния тан­цо­валь­но­го ис­кус­ст­ва, с кри­ти­че­ски­ми раз­мыш­ле­ния­ми и лю­бо­пыт­ны­ми анек­до­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к древ­ним и но­вым тан­цам. М., 1790; Во­лын­ский А. Л. Хо­ре­гра­фи­че­ские ара­бе­ски. Хо­рео­гра­фия // Во­лын­ский А. Л. Ста­тьи о ба­ле­те. СПб., 2002; он же. Кни­га ли­ко­ва­ний. СПб. [и др.], 2008.

Вернуться к началу