ТЕ́О
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́О (Chèo), традиц. вьетнамский театр. Термин «Т.» произошёл от назв. «фыонг тео бой», которое носили ансамбли музыкантов-полупрофессионалов. Включает мелодекламацию, музыку, пение, танцы. Зародился в 11–12 вв. в Сев. Вьетнаме. Спектакли ставились на площадках перед пагодами или общинными домами, актёры (первоначально крестьяне) играли на циновке, в повседневной одежде, почти без грима и декораций. Спец. костюмом и сложным гримом выделяли шута. В репертуаре – сказки, легенды, истории из крестьянской жизни. Особую популярность Т. получил в правление Ле Хиен Тонга (1740–86). К нач. 20 в. стал гор. проф. театром. С 1913 получил назв. «тео ван минь» («гор. цивилизованный традиц. театр»). Спектакли давали в спец. помещениях с оборудованной сценой, декорациями, костюмами. Обновлению репертуара способствовала деятельность музыканта и драматурга Нгуен Динь Нги. Практически забытый к 1940-м гг., в 1970-е гг. Т. начал возрождаться. В оркестре (наряду с нац. традиционными) появились европ. инструменты. Разл. виды символич. танцев характеризуют определённый персонаж или конкретную ситуацию (напр., танец муа ву куи исполняется во время свадьбы, муа зеп дам сопровождает хождение вокруг алтаря). Актёр может импровизировать в пении, жестах и танце. Ведущие персонажи – женские. В песнях воспеваются мудрость, трудолюбие женщин, высмеиваются глупость и лень мужчин. Женские персонажи обычно сравнивают себя с животными и птицами: напр., с бабочкой, тетеревом, усталой совой, нежной кошкой, но чаще всего с журавлём – священной птицей во Вьетнаме.