Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́О

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТЕ́О (Chèo), тра­диц. вьет­нам­ский те­атр. Тер­мин «Т.» про­изо­шёл от назв. «фы­онг тео бой», ко­то­рое но­си­ли ан­самб­ли му­зы­кан­тов-по­лу­про­фес­сио­на­лов. Вклю­ча­ет ме­ло­дек­ла­ма­цию, му­зы­ку, пе­ние, тан­цы. За­ро­дил­ся в 11–12 вв. в Сев. Вьет­на­ме. Спек­так­ли ста­ви­лись на пло­щад­ках пе­ред па­го­да­ми или об­щин­ны­ми до­ма­ми, ак­тё­ры (пер­во­на­чаль­но кре­сть­я­не) иг­ра­ли на ци­нов­ке, в по­все­днев­ной оде­ж­де, поч­ти без гри­ма и де­ко­ра­ций. Спец. кос­тю­мом и слож­ным гри­мом вы­де­ля­ли шу­та. В ре­пер­туа­ре – сказ­ки, ле­ген­ды, ис­то­рии из кре­сть­ян­ской жиз­ни. Осо­бую по­пу­ляр­ность Т. по­лу­чил в прав­ле­ние Ле Хи­ен Тон­га (1740–86). К нач. 20 в. стал гор. проф. те­ат­ром. С 1913 по­лу­чил назв. «тео ван минь» («гор. ци­ви­ли­зо­ван­ный тра­диц. те­атр»). Спек­так­ли да­ва­ли в спец. по­ме­ще­ни­ях с обо­ру­до­ван­ной сце­ной, де­ко­ра­ция­ми, кос­тю­ма­ми. Об­нов­ле­нию ре­пер­туа­ра спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность му­зы­кан­та и дра­ма­тур­га Нгу­ен Динь Нги. Прак­ти­че­ски за­бы­тый к 1940-м гг., в 1970-е гг. Т. на­чал воз­ро­ж­дать­ся. В ор­ке­ст­ре (на­ря­ду с нац. тра­ди­ци­он­ны­ми) поя­ви­лись ев­роп. ин­ст­ру­мен­ты. Разл. ви­ды сим­во­лич. тан­цев ха­рак­те­ри­зу­ют оп­ре­де­лён­ный пер­со­наж или кон­крет­ную си­туа­цию (напр., та­нец муа ву куи ис­пол­ня­ет­ся во вре­мя свадь­бы, муа зеп дам со­про­во­ж­да­ет хо­ж­де­ние во­круг ал­та­ря). Ак­тёр мо­жет им­про­ви­зи­ро­вать в пе­нии, жес­тах и тан­це. Ве­ду­щие пер­со­на­жи – жен­ские. В пес­нях вос­пе­ва­ют­ся муд­рость, тру­до­лю­бие жен­щин, вы­смеи­ва­ют­ся глу­пость и лень муж­чин. Жен­ские пер­со­на­жи обыч­но срав­ни­ва­ют се­бя с жи­вот­ны­ми и пти­ца­ми: напр., с ба­боч­кой, те­те­ре­вом, ус­та­лой со­вой, неж­ной кош­кой, но ча­ще все­го с жу­рав­лём – свя­щен­ной пти­цей во Вьет­на­ме.

Лит.: Trân Van Khê. Le théâtre vietnamien // Les théâtres d’Asie. P., 1961; idem. La mu­si­que vietnamiènne traditionnelle. P., 1962; Pham Duy. Musics of Vietnam. L., 1975; Hгуен Л. Вьет­нам­ский кре­сть­ян­ский те­атр «Тео» // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1979. № l.

Вернуться к началу