ТЕ́НИН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́НИН Борис Михайлович [10(23).3.1905, Кузнецк Саратовской губ., ныне Пензенской обл. – 8.9.1990, Москва], рос. актёр, нар. арт. СССР (1981). Муж Л. П. Сухаревской. В 1922 в Москве окончил Гос. ин-т музыкальной драмы (мастерская А. П. Зонова). В 1922–36 в Москве – в театрах «Комедианты», «Красная гармошка», им. Вс. Мейерхольда, «Театре обозрений», «Мюзик-холле» (одновременно в 1933 преподавал в Моск. цирковом техникуме клоунаду, в 1935 клоун в Моск. цирке), в 1946–55 в Театре-студии киноактёра. В 1937–46 в Ленингр. театре Комедии (Тоби Бэлч – «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, Синичкин – «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). В 1955–62 в Моск. театре сатиры (капитан Шатовер – «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, Крутицкий – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского). В 1962–74 в Моск. драматич. театре на Малой Бронной (Альфред Илл – «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта). С 1974 в Моск. театре им. Вл. Маяковского (Яков Акимович Самгин – «Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому, Сорин – «Чайка» А. П. Чехова, Он – «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова). Лёгкость и отточенность формы сочетал с глубиной постижения характера; героев Т. отличали мудрость, утончённость, человеческое своеобразие. В кино с 1928 (ф. «Кружева»). С первых работ («Златые горы», «Изящная жизнь», «Встречный», «Вражьи тропы») создал образ обаятельного рабочего парня, отличающегося от подобных киногероев нач. 1930-х гг. лукавством и иронией. Один из наиболее ярких актёров 1930–40-х гг., тяготел к характерности и эксцентрике: Вожеватов («Бесприданница»), мошенник Гавар («Швейк готовится к бою»), солдат Шадрин («Человек с ружьём»), Швейк («Новые похождения Швейка»). Наследуя традициям скоморошества, лубочной культуры первых рос. райков, Т. представил самобытные разноплановые портреты: драматич. и трагикомич. (журналист Боб Мерфи – «Русский вопрос», Гос. пр. СССР, 1948; подпольщик Колесничук – «За власть Советов»), острогротесковых персонажей (Томсон – «Алитет уходит в горы», Нестерка – «Нестерка»), людей из народа (Егоров – «Пржевальский», солдат Дин – «Великий воин Албании Скандербег»), представителей власти (следователь – «Об этом забывать нельзя»), сов. руководителей (генерал Чуйков – «Падение Берлина»). Популярные работы кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. в телефильмах: редактор («Драма»), комиссар Мегрэ («Мегрэ и человек на скамейке», «Мегрэ и старая дама», «Мегрэ колеблется»), авантюрист Боборыкин (телесериал «Следствие ведут знатоки. Дело № 14. Подпасок с огурцом»).