Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́НИН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 32-33

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Б.М. Тенин в фильме «Русский вопрос». 1948.

ТЕ́НИН Бо­рис Ми­хай­ло­вич [10(23).3.1905, Куз­нецк Са­ра­тов­ской губ., ны­не Пен­зен­ской обл. – 8.9.1990, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1981). Муж Л. П. Су­ха­рев­ской. В 1922 в Мо­ск­ве окон­чил Гос. ин-т му­зы­каль­ной дра­мы (мас­тер­ская А. П. Зо­но­ва). В 1922–36 в Мо­ск­ве – в те­ат­рах «Комеди­ан­ты», «Крас­ная гар­мош­ка», им. Вс. Мей­ер­холь­да, «Те­ат­ре обо­зре­ний», «Мю­зик-хол­ле» (од­но­вре­мен­но в 1933 пре­по­да­вал в Моск. цир­ко­вом тех­ни­ку­ме кло­уна­ду, в 1935 кло­ун в Моск. цир­ке), в 1946–55 в Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра. В 1937–46 в Ле­нингр. те­ат­ре Ко­ме­дии (То­би Бэлч – «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра, Си­нич­кин – «Лев Гу­рыч Си­нич­кин» Д. Т. Лен­ско­го). В 1955–62 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры (ка­пи­тан Ша­то­вер – «Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца» Б. Шоу, Кру­тиц­кий – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го). В 1962–74 в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре на Ма­лой Брон­ной (Альф­ред Илл – «Ви­зит ста­рой да­мы» Ф. Дюр­рен­мат­та). С 1974 в Моск. те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го (Яков Аки­мо­вич Сам­гин – «Жизнь Кли­ма Сам­ги­на» по М. Горь­ко­му, Со­рин – «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва, Он – «Ста­ро­мод­ная ко­ме­дия» А. Н. Ар­бу­зо­ва). Лёг­кость и от­то­чен­ность фор­мы со­че­тал с глу­би­ной по­сти­же­ния ха­рак­те­ра; ге­ро­ев Т. от­ли­ча­ли муд­рость, утон­чён­ность, че­ло­ве­че­ское свое­об­ра­зие. В ки­но с 1928 (ф. «Кру­же­ва»). С пер­вых ра­бот («Зла­тые го­ры», «Изящ­ная жизнь», «Встреч­ный», «Вра­жьи тро­пы») соз­дал об­раз обая­тель­но­го ра­бо­че­го пар­ня, от­ли­чаю­ще­го­ся от по­доб­ных ки­но­ге­ро­ев нач. 1930-х гг. лу­кав­ст­вом и иро­ни­ей. Один из наи­бо­лее яр­ких ак­тё­ров 1930–40-х гг., тя­го­тел к ха­рак­тер­но­сти и экс­цен­три­ке: Во­же­ва­тов («Бес­при­дан­ни­ца»), мо­шен­ник Га­вар («Швейк го­то­вит­ся к бою»), сол­дат Шад­рин («Че­ло­век с ружь­ём»), Швейк («Но­вые по­хо­ж­де­ния Швей­ка»). На­сле­дуя тра­ди­ци­ям ско­мо­ро­ше­ст­ва, лу­боч­ной куль­ту­ры пер­вых рос. рай­ков, Т. пред­ста­вил са­мо­быт­ные раз­но­пла­но­вые порт­ре­ты: дра­ма­тич. и тра­ги­ко­мич. (жур­на­лист Боб Мер­фи – «Рус­ский во­прос», Гос. пр. СССР, 1948; под­поль­щик Ко­лес­ни­чук – «За власть Со­ве­тов»), ост­рог­ро­те­ско­вых пер­со­на­жей (Том­сон – «Али­тет ухо­дит в го­ры», Не­стер­ка – «Не­стер­ка»), лю­дей из на­ро­да (Его­ров – «Прже­валь­ский», сол­дат Дин – «Ве­ли­кий во­ин Ал­ба­нии Скан­дер­бег»), пред­ста­ви­те­лей вла­сти (сле­до­ва­тель – «Об этом за­бы­вать нель­зя»), сов. ру­ко­во­ди­те­лей (ге­не­рал Чуй­ков – «Па­де­ние Бер­ли­на»). По­пу­ляр­ные ра­бо­ты кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. в те­ле­филь­мах: ре­дак­тор («Дра­ма»), ко­мис­сар Мег­рэ («Мег­рэ и че­ло­век на ска­мей­ке», «Мег­рэ и ста­рая да­ма», «Мег­рэ ко­леб­лет­ся»), аван­тю­рист Бо­бо­ры­кин (те­ле­се­ри­ал «След­ст­вие ве­дут зна­то­ки. Де­ло № 14. Под­па­сок с огур­цом»).

Соч.: Фур­гон ко­ме­ди­ан­та. М., 1987.

Лит.: Ма­лю­гин Л. Б. Те­нин, за­слу­жен­ный ар­тист РСФСР, ор­де­но­но­сец. Л., 1939; Ют­ке­вич С. Че­ло­век на эк­ра­не. М., 1947; Ко­зырев Е., Куль­га­нек Э. На­род­ный ар­тист РСФСР и Тад­жик­ской ССР Б. М. Те­нин. М., 1951; Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. Л., 1977. Вып. 13.

Вернуться к началу