Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТУ́ПКА БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 351

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Б.С. Ступка в фильме «Водитель для Веры». 2004.

СТУ́ПКА Бо­гдан Силь­ве­ст­ро­вич (27.8.1941, пос. Ку­ли­ков Жол­ков­ско­го р-на Львов­ской обл. – 22.7.2012, Ки­ев), укр. ак­тёр, нар. арт. СССР (1991), Ге­рой Ук­раи­ны (2011). В 1961 окон­чил дра­ма­тич. сту­дию при Львов­ском те­ат­ре им. М. К. Зань­ко­вец­кой (в 1961–78 в труп­пе), в 1984 – те­ат­ро­вед­че­ский ф-т Ки­ев­ско­го те­ат­раль­но­го ин-та им. И. К. Кар­пен­ко-Ка­ро­го. С 1978 в ки­ев­ском Дра­ма­тич. те­ат­ре им. И. Фран­ко (в 2001–12 худ. рук.). Луч­шие ро­ли: Мы­ко­ла («Ук­ра­ден­ное сча­стье» И. Я. Фран­ко), Вой­ниц­кий («Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва), ко­роль Лир («Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра), царь Эдип («Царь Эдип» Со­фок­ла), Те­вье («Те­вье-Те­вель» по Г. И. Го­ри­ну и Шо­лом-Алей­хе­му), Лев Тол­стой («Лев и Льви­ца» И. Ко­валь), Фа­уст, Ме­фи­сто­фель («Ле­ген­да про Фау­ста» Й. Шпи­са, К. Мар­ло, Гей­сельб­рех­та). Де­бют в ки­но – тра­гич. об­раз бан­де­ров­ца Оре­ста Зво­на­ря («Бе­лая пти­ца с чёр­ной от­ме­ти­ной», 1972). Про­ти­во­ре­чи­вость ха­рак­те­ра, борь­бу взаи­мо­ис­клю­чаю­щих на­чал стре­мил­ся по­казать как в по­ло­жи­тель­ных («Оза­ре­ние», «Дом стро­ит­ся», «За­будь­те сло­во Смерть»), так и в от­ри­ца­тель­ных («На­пе­ре­кор все­му», «Са­мый по­след­ний день», «От Бу­га до Вис­лы», те­ле­фильм «Му­же­ст­во») ге­ро­ях. Нравств. вы­бор ме­ж­ду доб­ром и злом стал центр. те­мой при соз­да­нии об­ра­зов ис­то­рич. лич­но­стей: Ке­рен­ский («Крас­ные ко­ло­ко­ла»), ака­де­мик Лы­сен­ко («Ни­ко­лай Ва­ви­лов»), Бо­гдан Хмель­ниц­кий («Ог­нём и ме­чом»), Ма­зе­па («Мо­лит­ва о гет­ма­не Ма­зе­пе») и др. В 2000-е гг. один из наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных ак­тё­ров рос. ки­но, соз­да­вал об­ра­зы – от глу­бо­ко дра­ма­ти­че­ских («Во­ди­тель для Ве­ры», «Свои», «Та­рас Буль­ба», «Дом») до иро­нич­но-тра­ги­ко­ми­че­ских («За­яц над безд­ной», «Серд­це на ла­до­ни», «Ива­нов», «Шан­тра­па»). При­сут­ст­вие С. на эк­ра­не не­из­мен­но при­да­ва­ло филь­му бóльшую глу­би­ну и не­од­но­знач­ность, от­кры­ва­ло тон­кие па­ра­док­саль­ные обер­то­ны. В 1999–2001 ми­нистр куль­ту­ры и ис­кусств Ук­раи­ны. В 2006–10 худ. рук. ак­тёр­ско­го кур­са в Ки­евском нац. ун-те те­ат­ра, ки­но и те­ле­виде­ния им. И. К. Кар­пен­ко-Ка­ро­го. Гос. пр. СССР (1980), Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шев­чен­ко (1992), Гос. пр. Ук­раи­ны им. А. Дов­жен­ко (2012).

Лит.: Ко­ло­ми­ец Р. Стра­сти по Бо­гда­ну. К., 2006; Мель­ни­чен­ко В., Ов­сян­ни­ко­ва А. Б. Ступ­ка. М., 2011.

Вернуться к началу