СТРЖЕ́ЛЬЧИК ВЛАДИСЛАВ ИГНАТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРЖЕ́ЛЬЧИК Владислав Игнатьевич (31.1.1921, Петроград – 11.9.1995, С.-Петербург), рос. актёр, нар. арт. СССР (1974), Герой Соц. Труда (1988). С 1938 в студии (педагоги Б. А. Бабочкин и А. Д. Дикий) и во вспомогат. составе ленингр. БДТ. В 1940–46 на действит. воен. службе, участник Вел. Отеч. войны. В 1947 окончил студию и зачислен в труппу театра. Прекрасные внешние данные героя-любовника, звучный голос, пластичность, широкий жест принесли С. огромную популярность в комедиях и драмах: Мэшем («Стакан воды» Э. Скриба), Клавдио («Много шуму из ничего» У. Шекспира), Флориндо («Слуга двух господ» К. Гольдони), Дон Хуан («Девушка с кувшином» Лопе Ф. де Веги Карпьо), Рюи Блаз («Рюи Блаз» В. Гюго), Филиппо («Разоблачённый чудотворец» Г. Филдинга) и др. Приход в БДТ Г. А. Товстоногова (1956) оказался решающим в судьбе актёра. В ролях Жонваля («Шестой этаж» А. Жери) и Грига («Безымянная звезда» М. Себастьяна) он как бы пародировал ложную романтику своих былых героев, избавляясь от штампов ходульной театральности. С этих пор утвердил себя актёром острой психологич. характерности, парадоксальной мысли, яркой, но всегда содержательно оправданной формы: Ганя Иволгин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Цыганов, Шалимов, Актёр («Варвары», «Дачники», «На дне» М. Горького), князь Вано Пантиашвили («Ханума» А. А. Цагарели), Адриан Фомич («Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу), Беркутов, Городулин («Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Сальери («Амадеус» П. Шеффера), Барни Кэшмен («Этот пылкий влюблённый» Н. Саймона), Паскуале Лойяконо («Призраки» Э. Де Филиппо). В кино с 1942. С лёгкой иронией играл роли барственных «хозяев жизни» («В дни Октября», «Андрейка», «Воскресение»), реже – сов. руководителей («Рядом с нами»). В его работах 1960-х гг. вальяжная манера героя всё более оказывалась маской, за которой открывались растерянность, тревога, а порой и опустошённость. Наиболее ярко эти черты проявились в образах полковника Берга (т/ф «Майор "Вихрь"») и Александра II («Софья Перовская»). Крупной удачей стала роль белогвардейского генерала Ковалевского (т/ф «Адъютант его превосходительства», Гос. пр. РСФСР, 1971) – аристократа-интеллигента вне шаблонной для сов. экрана интерпретации образов представителей Белого движения. Высокая культура, обострённое понимание бытия свойственны героям фильмов «Приваловские миллионы», «Истоки», «Блокада», «Повесть о неизвестном актёре», «Поэма о крыльях», «Время желаний». Убедителен и органичен С. был в воплощении «отрицательных» («Открытая книга», «Преступление»), гротесково-комедийных («Дорогой мальчик», «Соломенная шляпка», «Женитьба») или ироничных («Визит вежливости», «Время отдыха с субботы до понедельника», телефильмы «Россия молодая», «Гардемарины, вперёд!») персонажей. Особняком в его творчестве стоят трагич. образы раздавленных жизнью людей («31 отдел», «Полковник Шабер» и др.). В кон. 1950-х – 1960-е гг. преподавал в Ленингр. гос. театральном ин-те (с 1962 ЛГИТМиК). Награждён орденом Ленина (1988).