МЕ́САРОШ МАРТА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́САРОШ (Mészáros) Марта (р. 19.9.1931, Кишпешт, ныне район Будапешта), венгерский режиссёр, сценарист. Дочь скульптора Л. Месароша, эмигрировавшего с семьёй в 1935 в СССР и погибшего в ГУЛАГе (в 1968 М. сняла о нём документальный фильм «Памяти Ласло Месароша»). После 2-й мировой войны М. вернулась в Венгрию. Окончив в 1956 ВГИК, работала на студии хроникально-документальных фильмов в Бухаресте. С 1958 в Будапеште: снимала документальные и научно-популярные фильмы. Первый полнометражный игровой фильм – «Прошедший день» (1968). Поднятая в нём тема осиротевшей, тоскующей по семье героини проходит через многие картины М. («Лунная ночь», 1969; «Не плачьте, красавицы», 1970; «Свободное дыхание», 1973). О проблемах личной свободы женщины М. размышляла в лентах 1970-х гг.: «Удочерение» (1975, в отечественном прокате «Дом на окраине»; главный приз Мкф в Западном Берлине), «Девять месяцев» (1976, приз Мкф в Канне), «Их двое» (1977), «В пути» (1979) и др. Опыт создания исторической мелодрамы, действие которой отнесено к эпохе разгула фашизма, М. предприняла в фильме «Наследство» (1980, в отечественном прокате «Вторая жена»). Автобиографическую тему на фоне исторического опыта поколения М. подняла в трилогии «Дневник для моих детей» (1984, приз Мкф в Канне), «Дневник для моих любимых» (1987, приз Мкф в Западном Берлине), «Дневник для моих родителей» (1990), а также в повествовании о 1930-х гг., проведённых венгерской девочкой с семьёй в Киргизии, – «Маленькая Вилма – последний дневник» (2000). Среди других фильмов: «Эмбрион» (1994), «Дочери счастья» (1999), «Чудесный мандарин» (2001), «Непогребённый» (2004), «Последний донос на Анну» (2009), «Венгрия, год 2011» (2012), «Северное сияние» (2016). Автор сценариев многих своих фильмов.