РО́У АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́У Александр Артурович [24.2(9.3).1906, Юрьевец – 28.12.1973, Москва], рос. режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1961), нар. арт. РСФСР (1968). Из семьи ирл. инженера. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Окончил киношколу им. Б. В. Чайковского (1930) и Драматич. техникум им. М. Н. Ермоловой (1934) в Москве. Один из первых отеч. режиссёров, работавших в жанре киносказки. Ленты Р. резко выделялись на фоне кинематографа 1930–40-х гг. творч. свободой, искромётным юмором, лёгкой ироничной фантазией и изобретательностью при абсолютном отсутствии тревожного напряжения и идеологич. пафоса. Фильмы «По щучьему веленью» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), «Конёк-Горбунок» (1941) сняты в традициях рус. фольклора, интерпретированного в лирико-комедийном ключе с элементами сатиры. В ф. «Кащей Бессмертный» (1945) возникла драматич. интонация, характерная для воен. времени. В кон. 1950-х гг. почерк Р. стал более эксцентрическим и гротесковым: черты сатирич. памфлета проявились в фильмах «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Королевство кривых зеркал» (1968); в лирико-поэтич. тона окрашены картины «Марья-искусница» (1960) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Вершиной «сказочного» киномира стал ф. «Морозко» (1965, Гран-при Мкф в Венеции), где на фоне постепенно расширяющегося незатейливого сюжета происходит «погружение» зрителя в своеобразную зимнюю фольклорную вселенную. В лентах «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1970), «Золотые рога» (1973) главенствуют комич. мотивы. Поставил стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949), «Майская ночь, или Утопленница» (1952), «Драгоценный подарок» (1956), «Тайна горного озера» (1954), «Хрустальный башмачок» (фильм-балет, совм. с Р. В. Захаровым, 1961), документальные картины «Артек» (1949), «Крым» (1950). Автор и соавтор сценариев своих и др. фильмов.