Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́ВА ЭМИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 149

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Музей АБДТ им. Г. Товстоногова Э. А. Попова в роли Татьяны («Мещане» М. Горького). Фото из музея Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

ПОПО́ВА Эми­лия (Эм­ма) Ана­толь­ев­на (30.12.1928, Ле­нин­град – 3.11.2001, С.-Пе­тер­бург), рос. ак­три­са, нар. арт. РСФСР (1971). В 1951 окон­чи­ла Ле­нингр. те­ат­раль­ный ин-т (пе­да­гог Б. В. Зон). С 1953 в Ле­нингр. дра­ма­тич. те­ат­ре им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. Ак­три­са силь­но­го и яр­ко­го тем­пе­ра­мен­та. Её сце­нич. за­ра­зи­тель­ность, эмо­цио­наль­ные вспыш­ки ас­со­ции­ро­ва­лись с об­ра­зом В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской, ко­то­рую П. сыг­ра­ла на ле­нингр. ТВ («Чай­ка рус­ской сце­ны», 1970). Ду­хов­ная стой­кость, уст­рем­лён­ность к сча­стью про­зву­ча­ли в ро­лях Веро­ни­ки («Веч­но жи­вые» В. С. Ро­зо­ва), Ай­тен («Пер­вый день празд­ни­ка» На­зы­ма Хик­ме­та), На­та­ши («Ве­сёл­ка» Н. Я. За­руд­но­го), Имо­ге­ны («Цим­бе­лин» У. Шек­спи­ра), То­ни («По­сле свадь­бы» Д. А. Гра­ни­на), Ва­ри («Ди­кар­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва). Од­на из наи­бо­лее зна­чит. ра­бот – Ли­за («Де­ти солн­ца» М. Горь­ко­го). С 1962 в ле­нингр. БДТ, где твор­че­ст­во П. обо­га­ти­лось слож­но­стью и глу­би­ной мо­ти­ви­ро­вок, не­ожи­дан­но­стью иг­ро­вых хо­дов. До­ми­нан­та ге­ро­инь П. – ду­хов­ное бес­по­кой­ст­во, ду­шев­ные ме­та­ния, – на­рас­тая, при­во­дит к дра­ма­ти­че­ско­му, ино­гда тра­ге­дий­но­му ис­хо­ду: Ан­на Фё­до­ров­на («Вар­ва­ры» Горь­ко­го), Ири­на («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), На­ста­сья Фи­лип­пов­на («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Мад­ле­на Бе­жар («Моль­ер» М. А. Бул­га­ко­ва), Фан­шия Дор­си («Иг­ра в кар­ты» Д. Ко­бур­на), Мать («По­рог» А. А. Ду­да­ре­ва). Сыг­ра­ла Тать­я­ну, соз­дав об­раз ис­тин­но тра­ге­дий­ный («Ме­ща­не» Горь­ко­го, Гос. пр. СССР, 1968). Пси­хо­ло­ги­че­ски слож­но, на­пря­жён­но, на «под­вод­ных те­че­ни­ях» вы­строе­на воз­раст­ная роль По­ле­жае­вой («Бес­по­кой­ная ста­рость» Л. Н. Рах­ма­но­ва). Ко­ме­дий­ная ли­ния твор­че­ст­ва П. об­ре­ла в БДТ са­ти­ри­чес­кое и гро­те­ско­вое зву­ча­ние: Ве­ра Сер­ге­ев­на («Энер­гич­ные лю­ди» по В. М. Шук­ши­ну), Мур­за­вец­кая, Ту­ру­си­на («Вол­ки и ов­цы», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го). Сре­ди др. ро­лей: Аг­ния («Не всё ко­ту мас­ле­ни­ца» Ост­ров­ско­го), до­нья Хуа­на («Дон Хиль – Зе­лё­ные шта­ны» Тир­со де Мо­ли­ны), Ани­та («Пя­тая ко­лон­на» по Э. Хе­мин­гу­эю), На­та­ша («Ещё раз про лю­бовь» Э. С. Рад­зин­ско­го), Оль­га Ду­да­ко­ва, Кваш­ня («Дач­ни­ки», «На дне» Горь­ко­го). Ра­бо­та­ла на ТВ (Ели­за­ве­та I – «Смуг­лая ле­ди со­не­тов» Б. Шоу, Со­фья – «Пе­ред бу­рей» по Горь­ко­му, Фрэн­сис – «Фие­ста» Хе­мин­гу­эя). В 1987 ос­та­ви­ла сце­ну.

Лит.: Ле­нин­град­ский Боль­шой дра­ма­ти­че­ский те­атр им. М. Горь­ко­го: [Аль­бом]. Л., 1968; Порт­ре­ты ак­те­ров. Л., 1973. Вып. 2; Юр­ский С. Эмо­ция Ана­толь­ев­на // Пе­тер­бург­ский те­ат­раль­ный жур­нал. 1998. № 16; Ак­те­ры-ле­ген­ды Пе­тер­бур­га. СПб., 2004.

Вернуться к началу