Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ТРОВИЧ АЛЕКСАНДР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Жарикова
А. Петрович. Кадр из фильма «Скупщики перьев». 1967.

ПЕ́ТРОВИЧ (Пе­тро­вић) Алек­сандр (14.1.1929, Па­риж – 20.8.1994, там же), серб. ре­жис­сёр, сце­на­рист. В 1947–48 изу­чал ре­жис­су­ру в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств в Пра­ге, в 1955 окон­чил Бел­град­ский ун-т. По­се­лив­шись в кон. 1940-х гг. в Юго­сла­вии, ра­бо­тал ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра, вто­рым ре­жис­сё­ром, вы­сту­пал в пе­ча­ти по про­бле­мам ки­но, сни­мал корот­ко­мет­раж­ные и до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Друг ря­дом с дру­гом» (1955), «По­лёт над бо­ло­том» (1956), «Пе­тар Доб­ро­вич» (1957), «До­ро­ги» (1958), «Вой­на вой­не» (1960), «Днев­ник» (1964). В 1958 (совм. с В. Рас­по­ром) снял пер­вую пол­но­мет­раж­ную кар­ти­ну «Един­ст­вен­ный вы­ход». Ран­ние иг­ро­вые филь­мы П. («Двое», 1961; «Дни», 1963) соз­да­ва­лись под влия­ни­ем эс­те­ти­ки франц. «но­вой вол­ны». Ми­ро­вое при­зна­ние П. по­лу­чил по­сле вы­хо­да в 1965 во­ен. дра­мы «Три» (в отеч. про­ка­те «Па­по­рот­ник и огонь», пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) – чу­ж­дый ге­рои­за­ции, фильм ис­сле­ду­ет раз­ру­шаю­щее влия­ние ат­мо­сфе­ры стра­ха и на­си­лия на лич­ность. Экс­прес­сив­ность ре­жис­сёр­ской ма­не­ры, ак­тёр­ской иг­ры, пес­си­ми­стич. взгляд на дей­ст­ви­тель­ность – ха­рак­тер­ные чер­ты ав­тор­ско­го по­чер­ка П. В ф. «Скуп­щи­ки перь­ев» (1967, Гран-при Мкф в Кан­не) од­ним из пер­вых в ис­то­рии ки­не­ма­то­гра­фа он об­ра­тил­ся к жиз­ни югосл. цы­ган. При­су­щие югосл. «чёр­но­му» филь­му жё­ст­кая реа­ли­стич­ность по­да­чи ма­те­риа­ла, об­ра­ще­ние к жиз­ни мар­ги­наль­но­го со­ци­аль­но­го слоя во­пло­ще­ны в тра­ги­ко­ме­дии «Ско­ро бу­дет ко­нец све­та» (1968). Раз­мыш­ляя о бе­зыс­ход­но­сти пол­ной аб­сурд­но­го юмо­ра де­ре­вен­ской жиз­ни, ре­жис­сёр со­еди­нил в муз. кар­ти­не дух ви­таль­но­сти и по­ли­тич. са­ти­ру. С сер. 1960-х гг. пре­по­да­вал в Бел­град­ской ки­но­ака­де­мии. В 1973 эмиг­ри­ро­вал в ФРГ. Ра­бо­тал в разл. ев­роп. стра­нах, сни­мая филь­мы на итал., нем. и франц. язы­ках, в т. ч. эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ма­ны М. А. Бул­га­ко­ва – «Мас­тер и Мар­га­ри­та» (1972) и Г. Бёл­ля – «Груп­по­вой порт­рет с да­мой» (1977). В 1994 по­ста­вил ф. «Пе­ре­се­ле­ние» (по ро­ма­ну М. Црнян­ско­го).

Соч.: Novi film. 2 ed. Beograd, 1988.

Лит.: Volk P. Istorija jugoslovenskog filma. Belgrade, 1986; Чер­нен­ко М. Ки­но Юго­сла­вии. М., 1986; Iordanova D. The cinema of the Balkans. L., 2006.

Вернуться к началу