ПЕ́ТРОВИЧ АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́ТРОВИЧ (Петровић) Александр (14.1.1929, Париж – 20.8.1994, там же), серб. режиссёр, сценарист. В 1947–48 изучал режиссуру в Академии изящных искусств в Праге, в 1955 окончил Белградский ун-т. Поселившись в кон. 1940-х гг. в Югославии, работал ассистентом режиссёра, вторым режиссёром, выступал в печати по проблемам кино, снимал короткометражные и документальные фильмы: «Друг рядом с другом» (1955), «Полёт над болотом» (1956), «Петар Добрович» (1957), «Дороги» (1958), «Война войне» (1960), «Дневник» (1964). В 1958 (совм. с В. Распором) снял первую полнометражную картину «Единственный выход». Ранние игровые фильмы П. («Двое», 1961; «Дни», 1963) создавались под влиянием эстетики франц. «новой волны». Мировое признание П. получил после выхода в 1965 воен. драмы «Три» (в отеч. прокате «Папоротник и огонь», пр. Мкф в Карлови-Вари) – чуждый героизации, фильм исследует разрушающее влияние атмосферы страха и насилия на личность. Экспрессивность режиссёрской манеры, актёрской игры, пессимистич. взгляд на действительность – характерные черты авторского почерка П. В ф. «Скупщики перьев» (1967, Гран-при Мкф в Канне) одним из первых в истории кинематографа он обратился к жизни югосл. цыган. Присущие югосл. «чёрному» фильму жёсткая реалистичность подачи материала, обращение к жизни маргинального социального слоя воплощены в трагикомедии «Скоро будет конец света» (1968). Размышляя о безысходности полной абсурдного юмора деревенской жизни, режиссёр соединил в муз. картине дух витальности и политич. сатиру. С сер. 1960-х гг. преподавал в Белградской киноакадемии. В 1973 эмигрировал в ФРГ. Работал в разл. европ. странах, снимая фильмы на итал., нем. и франц. языках, в т. ч. экранизировал романы М. А. Булгакова – «Мастер и Маргарита» (1972) и Г. Бёлля – «Групповой портрет с дамой» (1977). В 1994 поставил ф. «Переселение» (по роману М. Црнянского).