Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́НКАС КАМА МИРОНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. М. Гинкас. Сцена из спектакля «К. И. из "Преступления"» по Ф. М. Достоевскому.

ГИ́НКАС Ка­ма Ми­ро­но­вич (р. 7.5.1941, Кау­нас), российский ре­жис­сёр, заслуженный де­ятель ис­кусств РФ (1997), народный артист РФ (2003). Муж Г. Н. Янов­ской. В 1959–62 учил­ся на ак­тёр­ском факультете Виль­нюс­ской кон­сер­ватории. В 1967 окон­чил ре­жис­сёр­ский факультет ЛГИТ­МиК (курс Г. А. Тов­сто­но­го­ва). Пер­вая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та на профессиональной сце­не – «Тра­ди­ци­он­ный сбор» В. С. Ро­зо­ва (1967, Риж­ский те­атр русской дра­мы). Впо­след­ст­вии ра­бо­тал в ле­нинградских те­ат­рах: дра­мы и ко­ме­дии («По­след­ние» М. Горь­ко­го, 1968; «По­хо­жий на льва» Р. Иб­ра­гим­бе­ко­ва, 1974), имени В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской («На­смеш­ли­вое моё сча­стье» Л. А. Ма­лю­ги­на, совместно с Р. С. Ага­мир­зя­ном, 1969), ко­ме­дии («Мо­но­лог о бра­ке» Э. С. Рад­зин­ско­го, 1973). В 1970–72 воз­глав­лял Крас­но­яр­ский ТЮЗ («451 гра­дус по Фа­рен­гей­ту» по Р. Брэд­бе­ри, 1970; «Гам­лет» У. Шек­спи­ра, 1971). При­зна­ние Г. при­нёс по­став­лен­ный по собственной пье­се спек­такль «Пуш­кин и На­та­ли» (1979, Дво­рец ис­кусств Все­российского те­ат­раль­но­го общества, Ле­нин­град). С 1981 ра­бо­та­ет в Мо­ск­ве. Сре­ди по­ста­но­вок: «Пять уг­лов» С. Б. Ко­ков­ки­на (1981), «Гед­да Габ­лер» Г. Иб­се­на (1983) – Те­атр имени Мос­со­ве­та, «Ва­гон­чик» Н. А. Пав­ло­вой (1982), «Та­ма­да» А. М. Га­ли­на (1986) – МХАТ имени М. Горь­ко­го. С 1988 со­труд­ни­ча­ет с московским ТЮЗом, где по­ста­вил спек­так­ли по про­из­ве­де­ни­ям Ф. М. Дос­то­ев­ско­го («За­пис­ки из под­по­лья», 1988; «Иг­ра­ем "Пре­сту­п­ле­ние"», 1991; «К. И. из "Пре­сту­п­ле­ния"», 1994; «Не­ле­пая по­эм­ка», 2006), по собственным пье­сам – «Казнь де­каб­ри­стов» (1995), «Пуш­кин. Ду­эль. Смерть» (1999), а так­же «Зо­ло­той пе­ту­шок» по А. С. Пуш­ки­ну (1998), «Сча­ст­ли­вый принц» по О. Уай­ль­ду (2000), «Сны из­гна­ния» по мо­ти­вам вос­по­ми­наний и про­из­ве­де­ний М. З. Ша­га­ла (2003), «Роберто Зукко» Б. М. Кольтеса (2007), «Медея» по текстам Сенеки, Ж. Ануя, И. А. Бродского (2009), «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю (2010), «Шуты Шекспировы» по произведениям У. Шекспира (2012), «Леди Макбет нашего уезда» по Н. С. Лескову (2013), «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (2014). В этом же театре осуществил постановку трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову» («Чёрный монах», 1998; «Дама с собачкой», 2001, премия «Золотая маска», 2003; «Скрипка Ротшильда», 2004). Среди других спектаклей: «Святая святых» И. Друцэ (1977, Рижский театр русской драмы), «Блондинка» А. М. Володина (1985, Московский театр имени Вл. Маяковского), «Комната смеха» О. А. Богаева (1998, Московский театр под руководством О. Табакова), «Гедда Габлер» (2011, Александринский театр) и др. Работает на ТВ («Граф Нулин» А. С. Пушкина, 1999). Спектаклям Г. присущи жёсткая выверенность формы, переход от бытового правдоподобия к атмосфере абсурда и сюрреалистическим эффектам при напряжённом внутреннем драматизме, исповедальной, порой шокирующей искренности. Работает за рубежом («Жизнь прекрасна» по «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1993, Турция; опера «Н. Ф. Б.» В. А. Кобекина по роману Достоевского «Идиот», 1995, Германия; «Макбет» У. Шекспира, 1997, Финляндия, и др.).

Государственная премия РФ (1999).

Лит.: Provoking Theater. Kama Ginkas direct (совм. с Дж. Фридманом). N. Y. 2003; Что это было? (совм. с Г. Н. Яновской). М., 2014.

Вернуться к началу