Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНДА́ДЗЕ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 346

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
А. А. Миндадзе. Кадр из фильма «Отрыв». 2007.

МИНДА́ДЗЕ Алек­сандр Ана­толь­е­вич (р. 28.4.1949, Мо­ск­ва), рос. сце­на­рист, ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1986). Сын А. Б. Греб­не­ва. В 1971 окон­чил сце­нар­ный ф-т ВГИКа (мас­тер­ская К. Н. Ви­но­град­ской). Боль­шин­ст­во филь­мов по сце­на­ри­ям М. по­став­ле­ны В. Ю. Аб­д­ра­ши­то­вым. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. дра­мы «Сло­во для за­щи­ты» (1977), «По­во­рот» (1979), «Охо­та на лис» (1980), «Ос­та­но­вил­ся по­езд» (1982; Гос. пр. РСФСР, 1984) с их ге­роя­ми, ока­зы­вав­ши­ми­ся на рас­пу­тье, от­ра­жа­ли си­туа­цию кри­зи­са сов. об­ще­ст­ва кон. 1970-х гг. В ра­бо­тах 1980-х гг. по­яв­ля­ют­ся сюр­реа­ли­стич. чер­ты. «Па­рад пла­нет» (1984) де­мон­ст­ри­ру­ет мо­дель во­об­ра­жае­мо­го ми­ра, в ко­то­ром об­ре­та­ет­ся по­те­рян­ный смысл жиз­ни. Те­ма ут­ра­ты нравств. ори­ен­ти­ров, не­из­беж­но ве­ду­щей к кра­ху лич­но­сти, от­да­на юно­му ге­рою в ф. «Плюм­бум, или Опас­ная иг­ра» (1987). Хо­зяй­ско-раб­ские взаи­мо­от­но­ше­ния ге­ро­ев в ф. «Слу­га» (1988; Гос. пр. СССР, 1991) трак­то­ва­ны как за­ко­но­мер­ное по­ро­ж­де­ние сов. об­ществ. сис­те­мы и идео­ло­гии. Сце­на­рии М. 1990-х – нач. 2000-х гг. со­дер­жат чер­ты ал­ле­го­рич­но­сти («Ар­ма­вир», 1992; «Пье­са для пас­са­жи­ра», 1995, пр. Мкф в Бер­ли­не; «Вре­мя тан­цо­ра», 1997; «Маг­нит­ные бу­ри», 2003). Сре­ди др. сце­на­ри­ев к филь­мам: «Ве­сен­ний при­зыв» (1976), «Трио» (2003), «Кос­мос как пред­чув­ст­вие» (2005), «Мин­не­со­та» (2009). В 2007 по­ста­вил ф. «От­рыв», во­пло­тив об­раз ка­та­ст­ро­фы как ме­та­фо­ры рас­те­рян­но­сти и со­ци­аль­но­го раз­ла­да, в 2011 – ф. «В суб­бо­ту», дей­ст­вие ко­то­ро­го про­ис­хо­дит 26.4.1986, в день ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС (оба филь­ма сня­ты по сце­на­ри­ям М.).

Соч.: От­рыв [и дру­гие ки­но­сце­на­рии]. СПб., 2007.

Лит.: Са­виц­кий НВ. Раз­го­вор на­чис­то­ту. О филь­мах В. Аб­д­ра­ши­то­ва и А. Мин­дад­зе. М., 1986; Гер­бер А. Е. В. Аб­д­ра­ши­тов, А. Мин­дад­зе. Два порт­ре­та в од­ном диа­ло­ге. М., 1987.

Вернуться к началу