Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 171

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Э. Разлогов
Братья Маркс в фильме «Утиный суп». 1933.

МАРКС (Marx), амер. ак­тё­ры, бра­тья. Чи­ко (Ле­о­нард) (22.3.1887, Нью-Йорк – 11.10.1961, Лос-Анд­же­лес), Хар­по (Адольф, по­сле 1911 Ар­тур) (23.11.1888, Нью-Йорк – 28.9.1964, Лос-Анд­же­лес), Грау­чо (Джу­ли­ус) (2.10.1890, Нью-Йорк – 19.8.1977, Лос-Анд­же­лес). Вы­сту­па­ли в муз. спек­так­лях, во­де­ви­лях, обо­зре­ни­ях в ка­ба­ре, мю­зик-хол­лах Нью-Йор­ка и про­вин­ции вме­сте со свои­ми брать­я­ми Гум­мо (Мил­тон; 23.10.1892–21.4.1977) и Зеп­по (Гер­берт; 25.2.1901–30.11.1979). Ста­ли по­пу­ляр­ны­ми по­сле уча­стия в экс­цен­трич. фар­сах «Ко­ко­со­вые ореш­ки» (1929) и «Рас­пис­ные пря­ни­ки» (1930), ко­то­рые бы­ли пе­ре­не­се­ны на эк­ран с по­яв­ле­ни­ем зву­ка в ки­но. В филь­мах «Обезь­я­ньи про­дел­ки» и «Ло­ша­ди­ные пе­рья» вы­яви­лись и ки­не­ма­то­гра­фич. осо­бен­но­сти иск-ва бр. М., чьи по­сто­ян­ные пер­со­на­жи-мас­ки вос­хо­ди­ли к тра­ди­ци­ям не­мой ко­ме­дии. Грау­чо (Вор­чун) – ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва филь­мов – ка­ри­ка­тур­но изо­бра­жал дель­ца: с тор­ча­щей из-под усов си­га­рой, в оч­ках в тон­кой оп­ра­ве он оше­лом­лял зри­те­ля дву­смыс­лен­ны­ми анек­до­та­ми, ка­лам­бур­ны­ми ре­п­ли­ка­ми. Хар­по [имя – от «ар­фы» (harp), с ко­то­рой он поч­ти не рас­ста­вал­ся] – мол­ча­ли­вый кло­ун с пыш­ной свет­лой ше­ве­лю­рой, обу­ре­вае­мый вле­че­ни­ем к жен­щи­нам и к раз­ру­ше­нию. Чи­ко (Ма­лыш) – мед­ли­тель­ный им­ми­грант-италь­я­нец, пиа­нист-вир­ту­оз, не по­спе­вав­ший за стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем со­бы­тий. Вто­ро­сте­пен­ные ро­ли ис­пол­нял в их филь­мах и Зеп­по. Бр. М. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли экс­т­ра­ва­гант­ные трю­ки, гру­бо­ва­тые шут­ки, ве­сё­лую им­про­ви­за­цию. На­ру­шая при­выч­ную ло­ги­ку по­ве­де­ния, они со­вер­ша­ли в фан­та­сти­че­ски бы­ст­ром тем­пе не­ве­ро­ят­ные по­ступ­ки (гло­та­ли те­ле­фон­ные ап­па­ра­ты, ло­ма­ли в щеп­ки ме­бель и т. п.), об­ру­ши­ва­ли на зри­те­ля по­то­ки аб­сурд­но­го юмо­ра, па­ра­док­саль­ных си­туа­ций, муз. экс­цен­триа­ды. Вы­со­ко­го мас­тер­ст­ва дос­тиг­ли в ан­ти­во­ен­ной са­ти­рич. кар­ти­не «Ути­ный суп» (1933, реж. Л. Мак-Ке­ри), но фильм не имел зри­тель­ско­го ус­пе­ха и по­ста­вил их даль­ней­шую ки­не­ма­то­гра­фич. карь­е­ру под уг­ро­зу. Бр. М. не­сколько смяг­чи­ли аг­рес­сив­ность сво­его юмо­ра и до­пол­ни­ли экс­цен­трич. сю­же­ты тра­диц. лю­бов­ной ин­три­гой. Вер­нув бы­лую по­пу­ляр­ность в ф. «Ве­чер в опе­ре» (1935), ак­тё­ры сни­ма­лись за­тем в филь­мах «День на скач­ках», «День в цир­ке», «По­ез­жай на За­пад», «Боль­шой ма­га­зин», «Ночь в Ка­саб­лан­ке», «Сча­ст­лив в люб­ви» и др. В 1957 сня­лись в ф. «Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва» (по­след­няя со­вме­ст­ная ра­бо­та). В 1950–60-х гг. из­вест­но­стью поль­зо­вал­ся толь­ко Грау­чо бла­го­да­ря вы­сту­п­ле­ни­ям на ра­дио и ТВ; в 1973 он по­лу­чил спец. пр. «Ос­кар».

Соч.: Marx G. Groucho and me. L., 1959. N. Y., 1989; idem. Memoirs of a mangy lover. N. Y., 1963. N. Y., 1997; idem. The Groucho letters. N. Y., 1967. N. Y., 2007; idem. Beds. N. Y., 1977; Marx H. Harpo speaksl. N. Y., 1961. N. Y., 1985.

Лит.: Crichton K. The Marx brothers. Garden City, 1950; Вол­ков А. Бра­тья Маркс // Ко­мики ми­ро­во­го эк­ра­на. [М., 1966]; Eyles A. The Marx brothers: their world of comedy. N. Y., 1969; Marx A. Son of Groucho. L., 1973; Chandler C. Hello, i must be going: Groucho and his friends. N. Y., 2007.

Вернуться к началу