МАРКС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРКС (Marx), амер. актёры, братья. Чико (Леонард) (22.3.1887, Нью-Йорк – 11.10.1961, Лос-Анджелес), Харпо (Адольф, после 1911 Артур) (23.11.1888, Нью-Йорк – 28.9.1964, Лос-Анджелес), Граучо (Джулиус) (2.10.1890, Нью-Йорк – 19.8.1977, Лос-Анджелес). Выступали в муз. спектаклях, водевилях, обозрениях в кабаре, мюзик-холлах Нью-Йорка и провинции вместе со своими братьями Гуммо (Милтон; 23.10.1892–21.4.1977) и Зеппо (Герберт; 25.2.1901–30.11.1979). Стали популярными после участия в эксцентрич. фарсах «Кокосовые орешки» (1929) и «Расписные пряники» (1930), которые были перенесены на экран с появлением звука в кино. В фильмах «Обезьяньи проделки» и «Лошадиные перья» выявились и кинематографич. особенности иск-ва бр. М., чьи постоянные персонажи-маски восходили к традициям немой комедии. Граучо (Ворчун) – автор сценариев большинства фильмов – карикатурно изображал дельца: с торчащей из-под усов сигарой, в очках в тонкой оправе он ошеломлял зрителя двусмысленными анекдотами, каламбурными репликами. Харпо [имя – от «арфы» (harp), с которой он почти не расставался] – молчаливый клоун с пышной светлой шевелюрой, обуреваемый влечением к женщинам и к разрушению. Чико (Малыш) – медлительный иммигрант-итальянец, пианист-виртуоз, не поспевавший за стремительным развитием событий. Второстепенные роли исполнял в их фильмах и Зеппо. Бр. М. широко использовали экстравагантные трюки, грубоватые шутки, весёлую импровизацию. Нарушая привычную логику поведения, они совершали в фантастически быстром темпе невероятные поступки (глотали телефонные аппараты, ломали в щепки мебель и т. п.), обрушивали на зрителя потоки абсурдного юмора, парадоксальных ситуаций, муз. эксцентриады. Высокого мастерства достигли в антивоенной сатирич. картине «Утиный суп» (1933, реж. Л. Мак-Кери), но фильм не имел зрительского успеха и поставил их дальнейшую кинематографич. карьеру под угрозу. Бр. М. несколько смягчили агрессивность своего юмора и дополнили эксцентрич. сюжеты традиц. любовной интригой. Вернув былую популярность в ф. «Вечер в опере» (1935), актёры снимались затем в фильмах «День на скачках», «День в цирке», «Поезжай на Запад», «Большой магазин», «Ночь в Касабланке», «Счастлив в любви» и др. В 1957 снялись в ф. «История человечества» (последняя совместная работа). В 1950–60-х гг. известностью пользовался только Граучо благодаря выступлениям на радио и ТВ; в 1973 он получил спец. пр. «Оскар».