МАКСИ́МОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКСИ́МОВ (псевд.; наст. фам. Самусь) Владимир Васильевич [15(27).7.1880, С.-Петербург – 22.3.1937, Ленинград], рос. актёр, режиссёр, педагог, засл. арт. Республики (1925). Из семьи музыкантов. Учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та. В 1905–06 в МХТ (Дмитрий Шуйский – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, Треплев – «Чайка» А. П. Чехова). Обладая эффектной внешностью и сценич. обаянием, элегантный и пластичный М. приобрёл известность в амплуа «героя-любовника» и «неврастеника». В 1906–1909 и 1911–18 в Малом театре: Иоканаан («Саломея» О. Уайльда), Глумов, Незнамов («Бешеные деньги», «Без вины виноватые» А. Н. Островского), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова). В 1909 в труппе Н. Н. Синельникова в Краснодаре, в 1910–11 в Театре Незлобина в Москве (Арман Дюваль – «Дама с камелиями» А. Дюма-сына). В 1919–1924 в БДТ (среди организаторов этого театра): Дон Карлос, Карл Моор («Дон Карлос», «Разбойники» Ф. Шиллера), Клавдио, Антоний, Малькольм («Много шума из ничего», «Юлий Цезарь», «Макбет» У. Шекспира). Также работал в ленингр. театрах – Гос. нар. дома (1925) и «Комедия» (1925–26). Выступал на эстраде как чтец, играл в гастрольных труппах в Киеве, Саратове, Таганроге и др. В сер. 1930-х гг. участвовал в пантомимах Ленингр. цирка («Люди морского дна», «Шамиль»). В 1936 в ленингр. Новом театре сыграл Болингброка («Стакан воды» Э. Скриба) и Вершинина («Три сестры» А. П. Чехова). В кино дебютировал в 1911 (Саввушка – «Каширская старина» по одноим. драме Д. В. Аверкиева), войдя в число самых популярных актёров отеч. немого кинематографа. Первым среди рос. актёров снялся за рубежом («Таверна сатаны» и «Тьма и её сокровища», 1914, Германия). До 1918 участвовал в осн. в «салонных» драмах и мелодрамах, в фильмах авантюрного жанра: «Анфиса», «Ключи счастья», «У камина», «Потомок дьявола», «Даниэль Рок», «Позабудь про камин, в нём погасли огни», «Молчи, грусть, молчи…». Выступал и как кинорежиссёр: «В золотой паутине Москвы», «Вешние воды», «У последней черты» (все 1915). Среди лучших ролей в кино: Фёдор Протасов («Живой труп»), Александр I («Декабристы»). С 1919 также снимался в агитфильмах «Победа мая» и «Скорбь бесконечная»; поставил агитфильмы «А там…» (1922), «Есть контакт!» (1923). С 1919 преподавал в студии при БДТ, в Ленингр. ин-те сценич. искусств.