МА́ЙКЕС ИСИДОРО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЙКЕС (Máiquez) Исидоро (17.3.1768, Картахена – 18.3.1820, Гранада), исп. актёр. Из актёрской семьи. Не получив серьёзного образования, рано начал карьеру на провинц. сценах в период упадка исп. театральной культуры, ориентированной гл. обр. на франц. образцы. С 1791 в «Театро дель Принсипе» в Мадриде; был партнёром ведущих актрис М. дель Росарио Фернандес (Ла Тирана) и Р. Луны, исполняя комич. и трагич. роли. В 1799–1801 обучался в Париже у Ф. Ж. Тальма, чьё влияние определило дальнейший творч. путь и репертуарные приоритеты М. В 1801–05 возглавлял оперно-драматич. театр «Каньос дель Пераль» в Мадриде, был постановщиком мн. спектаклей, обновил репертуар, сценографию и театральную технику. Провёл ряд организац. реформ (в частности, установил систему бенефисов), заложил основы нац. системы обучения актёров. М. исполнял в осн. героич. и трагич. роли, в т. ч. в трагедиях У. Шекспира, благодаря ему появившихся на исп. сцене (Отелло – «Отелло», Макбет – «Макбет», Ромео – «Ромео и Джульетта»). К числу лучших работ М. относятся гл. роли в трагедиях В. Альфьери [«Полиник», «Брут Старший» («Свободный Рим») и др.], Вольтера («Заира», «Меропа»), П. Корнеля («Сид», «Цинна»), А. В. Арно («Оскар, сын Оссиана», «Бланш и Монкассен, или Венецианцы»). М. выступал также в классицистских переделках исп. драм «золотого века» («Жизнь есть сон» П. Кальдерона де ла Барки, «Лучший алькальд – король» Лопе Ф. де Веги Карпьо). Крупнейшей удачей М. в совр. исп. драме стала роль зачинателя Реконкисты короля Пелайо («Пелайо» М. Х. Кинтаны). В творчестве М. сочетались классицистские и предромантич. тенденции. В его лучших трагич. ролях преобладали мрачный колорит, иррациональность и глубочайшая страстность, контрасты в духе Тальма, усложнённая мимич. игра. Созданные им образы отличались яркой индивидуализацией. Из-за своих либеральных убеждений М. неоднократно вступал в конфликты с властями, подвергался репрессиям, запретам на выступления. В 1818 выслан из Мадрида, в последние годы страдал душевной болезнью.