Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́БЕДЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 91

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Е. А. Лебедев в роли Холстомера («История лошади» М. Г. Розовского и Ю. Е. Ряшенцева по Л. Н. Толстому).

ЛЕ́БЕДЕВ Ев­ге­ний Алек­сее­вич [2(15).1.1917, г. Ба­ла­ко­во Са­мар­ской губ., ны­не Са­ра­тов­ской обл. – 9.6.1997, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1968), Ге­рой Соц. Тру­да (1987). Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Ра­бо­тал сле­са­рем, валь­цов­щи­ком, груз­чи­ком. В 1932–33 ак­тёр ТРАМа (Са­ма­ра). В 1940 окон­чил Моск. гор. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­гог В. В. Го­тов­цев), с это­го же го­да в Тби­лис­ском рус. ТЮЗе (Ба­ба-яга – «Ва­си­ли­са Пре­крас­ная» Е. П. Чер­няк, Ива­нуш­ка – «Ко­нёк-Гор­бу­нок» по П. П. Ер­шо­ву, Ми­тя – «Бед­ность не по­рок» А. Н. Ост­ров­ско­го, и др.). По­ста­вил пье­су «Слу­га двух гос­под» К. Голь­до­ни (1946, роль Труф­фаль­ди­но). В 1949 при­гла­шён Г. А. Тов­сто­но­го­вым в Ле­нингр. те­атр им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (И. В. Ста­лин – «Из ис­кры…» Ш. Н. Да­диа­ни, Гос. пр. СССР, 1950; Под­ха­лю­зин – «Свои лю­ди – со­чтём­ся» Ост­ров­ско­го, по­ста­нов­ка Л.; Ти­хон – «Гро­за» Ост­ров­ско­го; Ведь­ма – «Алень­кий цве­то­чек» по С. Т. Ак­са­ко­ву, и др.). С 1956 в БДТ, где в пол­ной ме­ре рас­кры­лись ши­ро­та творч. диа­па­зо­на Л., уме­ние вир­ту­оз­но со­вмес­тить пла­стич. гро­теск с изо­щрён­но­стью пси­хо­ло­гич. мо­ти­ви­ро­вок, тра­гич. па­фос с бы­то­вой дос­то­вер­но­стью: Ро­го­жин («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), ма­де­муа­зель Ку­ку («Бе­зы­мян­ная звез­да» М. Се­ба­стиа­на), Фаль­стаф («Ко­роль Ген­рих IV» У. Шек­спи­ра), Кузь­кин («Энер­гич­ные лю­ди» В. М. Шук­ши­на), Во­жак («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го), Бес­се­ме­нов («Ме­ща­не» М. Горь­ко­го, Гос. пр. СССР, 1968), Хол­сто­мер («Ис­то­рия ло­ша­ди» М. Г. Ро­зов­ско­го и Ю. Е. Ря­шен­це­ва по Л. Н. Тол­сто­му), Се­реб­ря­ков («Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва), Фирс («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва; эту же роль в 1994 сыг­рал в С.-Пе­терб. Ма­лом дра­ма­тич. те­ат­ре), Ар­ту­ро Уи («Карь­е­ра Ар­ту­ро Уи, ко­то­рой мог­ло не быть» Б. Брех­та), Кру­тиц­кий («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го), Фо­ма Опи­скин («Воз­вы­шен­ные лю­ди» по по­вес­ти «Се­ло Сте­пан­чи­ко­во и его оби­та­те­ли» Дос­то­ев­ско­го), Эф­ра­им Кэб­бот («Лю­бовь под вя­за­ми» Ю. О’Нила, С.-Пе­терб. Ма­лый дра­ма­тич. те­атр) и др. По­ста­вил спек­такль «По­след­ний срок» по В. Г. Рас­пу­ти­ну (1977, БДТ). В ки­но с 1952. Сни­мал­ся в филь­мах: «Под­ня­тая це­ли­на», «Два ка­пи­та­на», «Свадь­ба в Ма­ли­нов­ке», «В ог­не бро­да нет», «Кен­тав­ры», «Про­ща­ние сла­вян­ки»; в те­лефиль­мах «Пер­вые ра­до­сти», «Син­ди­кат-2». В 1958–66 и 1972–74 пре­по­да­вал в ЛГИТ­Ми­Ке. Гос. пр. РСФСР (1980), Ле­нин­ская пр. (1986). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1972, 1987). В 2001 имя Л. при­свое­но Ба­ла­ков­ско­му дра­ма­тич. те­ат­ру.

Соч.: Ис­пы­та­ние па­мя­тью. Л., 1989.

Лит.: Ра­би­нянц Н. Е. Ле­бе­дев. Л., 1969; Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. Л., 1972. Вып. 8; Е. Ле­бе­дев. Ве­ли­кий ли­це­дей: Рас­ска­зы, днев­ни­ки, вос­по­ми­на­ния. СПб., 2002.

Вернуться к началу