КО́ПЕЦКИЙ МАТЕЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПЕЦКИЙ (Kopecký) Матей (24.2.1775, Либчани – 3.7.1847, Колодейе-над-Лужницей), чеш. актёр театра кукол, драматург, театральный деятель. Один из основоположников чеш. театра кукол. Из семьи бродячих комедиантов. Собств. лицензию на показ спектаклей получил в 1797. В 1800 призван в австр. армию, в 1820 вернулся к театральному делу. Выступал с куклами-марионетками. Его странствующая труппа была признана одной из лучших в Чехии. Её репертуар составляли пьесы на традиц. сюжеты («Фауст», «Геркулес», «Дон Жуан»), по мотивам нар. чеш. сказаний («Олдржих и Божена», «Ян Гус», «Пан Франц из замка»), пьес У. Шекспира (в т. ч. «Еврей Шейлок» по «Венецианскому купцу»), Мольера, Й. К. Тыла, Я. Штепанека, В. Клицперы, инсценировки новелл Дж. Боккаччо, а также либретто опер К. В. Глюка («Альцеста»), В. А. Моцарта («Дон Жуан»), К. М. фон Вебера («Вольный стрелок») и др. Среди гл. героев сатирич. кукольных представлений К. – Кашпарек. К. пропагандировал чеш. язык в период австр. владычества, когда в театрах Чехии было запрещено исполнение пьес на родном языке. Изданные в 1862 записи 61 пьесы К. («Komedie a hry Mateje Kopeckého dle sepsáni syna Václava») стали классикой драматургии мирового театра кукол. Б. Сметана написал увертюры к спектаклям К. «Фауст» (1862) и «Олдржих и Божена» (1863), а А. Дворжак использовал сюжет последней для своей оперы «Король и угольщик» (1871). Подлинная дерев. марионетка, с которой выступал К., хранится в Пражском нац. музее. Мемориал К. создан в Колодейе-над-Лужницей (1947, скульптор Я. Иржиковский). Дело К. продолжили сын Вацлав (1815–71), внук Антонин (1821–1885) и племянница Арноштка Копецкая-Криегерова (1842–1914).