Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИП

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Э. Разлогов

КЛИП, ви­део­клип (от англ. сlip – стричь, об­ры­вать), не­боль­шой по дли­тель­но­сти (до 10 мин) фильм, пред­став­ляю­щий со­бой, как пра­ви­ло, раз­вёр­ну­тую (сю­жет­ную или ме­та­фо­рич.) ил­лю­ст­ра­цию к зву­ча­щей в фо­но­грам­ме пес­не. Пер­вые эк­ра­ни­за­ции пе­сен поя­ви­лись прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но с ро­ж­де­ни­ем ки­не­ма­то­гра­фа: так, пер­вый рос. иг­ро­вой ф. «По­ни­зо­вая воль­ни­ца» В. Ф. Ро­маш­ко­ва (др. назв. «Стень­ка Ра­зин и княж­на») был снят в 1908 по мо­ти­вам по­пу­ляр­ной пес­ни о Сте­па­не Ра­зи­не «Из-за ост­ро­ва на стре­жень» (сти­хи Д. Н. Са­дов­ни­ко­ва, муз. не­изв. ав­то­ра). С по­яв­ле­ни­ем тех­но­ло­гии синх­рон­ной за­пи­си зву­ка эк­ра­ни­за­ции пе­сен за­воёвы­ва­ют по­пу­ляр­ность во мно­гих стра­нах (в т. ч. и в СССР, где эк­ра­ни­зи­ро­ва­лись обыч­но пат­рио­тич. про­па­ган­ди­ст­ские пес­ни). Как са­мо­сто­ят. жанр К. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 1970–80-е гг. с по­яв­ле­ни­ем элек­трон­ной ви­део­за­пи­си (сна­ча­ла ана­ло­го­вой, а за­тем и циф­ро­вой). В от­ли­чие от тра­диц. форм ки­но­ис­кус­ст­ва, где му­зы­ка со­про­во­ж­да­ет изо­бра­же­ние, в К. муз. про­из­ве­де­ние иг­ра­ет роль ос­но­вы, а ви­зу­аль­ный ряд, по­стро­ен­ный обыч­но на «дроб­ном» мон­та­же и разл. ро­да спе­цэф­фек­тах, ста­но­вит­ся свое­об­раз­ным ак­ком­па­не­мен­том к му­зы­ке. К. мо­жет су­ще­ст­во­вать и как ав­то­ном­ное про­из­ве­де­ние (со­став­ляя ос­но­ву те­ле­ве­ща­ния на спе­циа­ли­зир. муз. ка­на­лах), и как эле­мент рек­лам­ных ро­ли­ков. В кон. 20 в. К. ока­зал влия­ние так­же на эс­те­ти­ку пол­но­мет­раж­ных ки­но­филь­мов, ко­то­рые не­ред­ко при­об­ре­та­ли фор­му се­рии К., ус­лов­но со­еди­няе­мых в тот или иной сю­жет («Рок­ки-4» С. Стал­ло­не, 1985, «Де­вять с по­ло­ви­ной не­дель» Э. Лай­на, 1986, оба – США, и др.).

Лит.: Бур­ла­ков М. В. Соз­да­ние ви­део­кли­пов. СПб., 2003; Яков­лев Е. Г. Ки­но­фильм и ви­део­клип – эс­те­ти­чес­кая оп­по­зи­ция // Яков­лев Е. Г. Эс­те­ти­ка. Ис­кус­ст­во­зна­ние. Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу