КИСС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИСС, династия рос. артистов цирка. Родоначальник – Александр Генрихович [31.8(12.9).1879 – 26.5.1942, Киев], клоун, дрессировщик. Артистич. деятельность начал в цирке Р. Соббота в кон. 1890-х гг. Выступал в образе эксцентричного аристократа (под псевд. Киссо) с дрессиров. свиньями, собаками, козами. Дрессировать лошадей начал в цирке П. Крутикова в 1910. Был директором цирка в Киеве (1915–28).
Его сын – Николай Александрович [9(21).3.1897, Пльзень – 28.3.1972, Москва], клоун, наездник, жонглёр, режиссёр. С 10 лет работал жокеем в дуэте с Б. Борисовым, а c 18 лет – жонглёром на лошади. Тогда же увлёкся клоунадой, обучался у Белого клоуна Лепома, выступал с ним в клоунадах (1915–1917, 1920–22; общий псевд. Лепом и Нико). В 1925 Н. А. Кисс и Борисов создали комич. номер «Групповые жонглёры на лошади с кабриолетом». По первым слогам их фамилий был придуман псевд. Боркис. В разные годы в номере участвовали: жена Николая – Эмма Кисс (урождённая Чинизелли), их сын Александр и др. С 1929 Николай также выступал в клоунском дуэте с Г. И. Бондаренко. В 1966 оставил манеж и до 1972 работал режиссёром-педагогом в ГУЦЭИ, где подготовил ряд оригинальных номеров.
Его дети: Александр Николаевич (2.10.1921, Баку – 17.11.1990, Москва), жонглёр, режиссёр, нар. арт. РСФСР (1969). С 5 лет участвовал в пантомимах, в 8 лет работал в групповом номере «Боркис». В 1939–66 выступал в дуэте с сестрой Виолеттой, с 1967 – с В. И. Дёминой. В 1975 оставил манеж и работал гл. режиссёром творч. мастерской Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых номеров, аттракционов и программ, а с 1988 – начальником худож. отдела центр. аппарата Союзгосцирка; Виолетта Николаевна (22.6.1925, Ярославль – 9.1.1994, Москва), акробатка, жонглёр-антиподист, режиссёр, засл. арт. РСФСР (1972). В 1977 окончила театроведческий ф-т ГИТИСа. В цирке с 1932 в акробатич. номерах, с 1939 выступала в дуэте с братом. В 1966 оставила манеж и работала режиссёром-педагогом ГУЦЭИ. Творчество Александра и Виолетты получило всемирное признание и оказало существенное влияние на развитие иск-ва жонглирования. Стремление к жанровому синтезу позволило им создать уникальные трюки, явившиеся новым словом в цирковом иск-ве.
Династию продолжили жонглёры, акробаты-эксцентрики и дрессировщики голубей – сыновья [Николай (17.5.1953, Астрахань – 20.7.2005, Москва) и Александр (р. 8.10.1957, Москва)] и внуки [Виктория (р. 20.10.1980, Москва) и Максим (р. 17.4.1984, Москва)] Александра Николаевича Кисса.