КЕ́РТИЦ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́РТИЦ, Кёртис (Curtiz) Майкл (наст. имя и фам. Михай Кертес, Kertész) (24.12.1886, по др. данным, 1888, Будапешт – 10.4.1962, Голливуд, Лос-Анджелес), венг. и амер. режиссёр. Родился в семье архитектора и оперной певицы. С 11 лет выступал как актёр (дебютировал в опере с участием матери). С 17 лет участвовал в представлениях бродячего цирка, затем играл в разл. театральных труппах. В кино с 1912. Учился в Королевской академии изящных искусств (Будапешт). Работал в Швеции ассистентом В. Шёстрёма. В 1910-х гг. поставил в Австро-Венгрии ок. 30 фильмов, пользовавшихся успехом («Банк-бан» по пьесе Й. Катоны, 1914, «Лулу», 1918, и др.). В 1922 покинул страну, в Европе поставил ряд эпич. фильмов («Содом и Гоморра», 1922–23, «Рабыня-царица», 1924, и др.). С 1926 в США. Получив известность постановкой ф. «Ноев ковчег» (1929), стал одним из ведущих режиссёров Голливуда. Среди работ: классич. триллеры («Доктор Икс», 1932, «Тайна музея восковых фигур», 1933), драмы («20 тысяч лет в Синг-Синге», «Женщина», оба 1933; «Тропа на Санта-Фе», 1940), детектив «Убийство на псарне» (1933), приключенч. фильмы («Капитан Блад», 1935, «Атака лёгкой бригады», 1936, «Приключения Робин Гуда», 1938), вестерны («Вирджиния Сити», 1940, «Парень из Оклахомы», 1953, «Команчерос», 1961), экранизации («Морской волк» по Дж. Лондону, 1941, «Точка разрыва» по роману Э. Хемингуэя «Иметь и не иметь», 1950). Один из самых знаменитых фильмов К. – «Касабланка» (1943, пр. «Оскар»), где сплелись мелодраматич. любовная линия и тема антифашистского сопротивления, решённая в героико-приключенч. ключе. Напряжённое действие, отточенный диалог, обаяние Ингрид Бергман и Х. Богарта в гл. ролях обеспечили картине огромный успех.