Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РЛСОН КАРОЛИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
К. Карлсон исполняет соло «Голубая леди».

КА́РЛСОН (Carlson) Каролин (р. 7.3.1943, Окленд, штат Калифорния), амер. и франц. танцовщица и хореограф. В 1950–65 обучалась танцу в «Фресно классикал балле» (город Фресно, штат Калифорния), в Школе балета Сан-Франциско и в Ун-те Юты. В 1965–71 в «Театре танца Алвина Николайса» (Нью-Йорк). С 1971 солистка парижской танцевальной труппы Анн Беранже, где начала работать как хореограф («Ритуал для мёртвой улицы», 1972, и др.). С 1974 «этуаль-хореограф» Парижской оперы [титул создан специально для К.; «этуаль» («звезда») – высшее звание в иерархии танцовщиков Парижской оперы], где в 1975 для неё организовали эксперим. «Группу театральных исследований», функционировавшую под рук. К. до 1980. Среди постановок: «Плотность 21,5» на музыку Э. Вареза (1973), «Песочные часы – тюрьма» на музыку Дж. Сермана (1974), «Безумцы из золота» на музыку И. Вакевича (1975), «Ветер, вода, песок» на музыку Б. Филлипса и Сермана (1976), «Этот, тот и другой» и «Начало, этот, тот, другой и конец» (обе на музыку Вакевича, 1977), «Год лошади» на музыку Ж. Шварца (1978), «Медленный, тяжёлый и синий» на музыку Р. Обри и «Архитекторы» на музыку И. С. Баха (обе 1980). Ставила также спектакли для «Опера-Комик» в Париже и др. В 1980 вместе с Обри создала при театре «Ла Фениче» в Венеции Театр танца, где, в частности, в 1983 поставила и исполнила соло «Голубая леди» на музыку Обри. В 1985–91 работала в «Театр де ла Виль» (Париж). К. ставила спектакли в театре «Фолькванг» в Эссене, Нидерландском театре танца (Гаага), Фин. нац. театре (Хельсинки) и др. В 1994–95 возглавляла труппу «Кульбергбаллетен» (Стокгольм). В 1994 вместе с П. Барнье основала в Париже центр танца «Ателье де Пари». В 1999–2002 руководила танцевальной программой Венецианского биеннале, при котором открыла Академию совр. танца. В 2004–13 возглавляла франц. Нац. хореографич. центр Рубе-Нор – Па-де-Кале. В 2014 создала собств. труппу «Carolyn Carlson Company» (до 2016 базируется в Нац. театре Шайо в Париже). Среди постановок: «Не смотри назад» (1993) и «Знаки» (1997) на музыку Обри, «Вид отсюда» Г. Яреда (1995), «Письмена на воде» Г. Брайерса (2002), «Тигры в чайном домике» Дж. Босуэлла (2004), «Двойное видение» Н. де Зорзи (2006), «Сейчас» Обри (2014). Автор более 80 постановок, К. входит в число классиков танцевального авангарда 2-й пол. 20 в. Оказала существенное влияние на сценич. танец Франции, перенеся во франц. хореографию открытия амер. постмодернистского танца. С 1974 активно занимается педагогич. деятельностью в Париже, Вене, Милане, у М. Бежара в Лозанне и др.

Пр. «Золотой лев» Венецианского биеннале (2006). Офицер ордена Почётного легиона (2013).

Соч.: Le soi et le rien. Arles, 2001; Solo: Poèmes et encres. P., 2003.

Лит.: Carolyn Carlson. P., 1986; Delahaye G., Michel M., White K. Carolyn Carlson. Grenoble, 1988; Reynolds N., MacCormick M. No Fixed Points. Dance in the Twentieth Century. New Haven, L., 2002.

Вернуться к началу