Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМЁН ГЫК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2008 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский

КАМЁН ГЫК, кор. тра­ди­ци­он­ный нар. те­атр ма­сок. Возник в период до 7 в. н. э. Ему пред­ше­ст­во­ва­ли ри­ту­аль­ные тан­цы в мас­ках «тхальч­хум» (обя­зат. эле­мент древ­них об­ря­дов, в ос­но­ве ко­то­рых – ал­ле­го­рич. вос­про­из­ве­де­ние ми­фо­ло­гич. со­бы­тий, яв­ле­ний при­ро­ды, тру­до­вых про­цес­сов), тра­ди­ция ко­то­рых сло­жи­лась в пе­ри­од Трёх го­су­дарств (1 в. до н. э. – 7 в. н. э.). Сре­ди ши­ро­ко из­вест­ных об­раз­цов «тхальч­хум» – та­нец с ме­чом «Пля­ска Хван Ча­на» (ис­пол­ни­тель вы­сту­па­ет в мас­ке юно­го сил­ла­ско­го вои­на, изо­бра­жая его под­ви­ги, о ко­то­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся в «За­пис­ках во сне – о Вос­точ­ной сто­ли­це» Мэн Юань­лао); «Пес­ня и та­нец Чхоё­на» (кон. 9 в.), изо­бра­жаю­щие борь­бу ге­роя со злым ду­хом, «Тэ­мён» – та­нец в зо­ло­той мас­ке, «Сок­ток» – та­нец в фио­ле­то­вых мас­ках, «Са­нье» – та­нец львов и др. Пред­став­ле­ния К. г. бы­ли ад­ре­со­ва­ны ши­ро­ко­му кру­гу зри­те­лей и рас­ска­зы­ва­ли о ге­ро­ич. под­ви­гах и зна­ме­нат. со­бы­ти­ях кор. ис­то­рии («Сан­дэ гык», «Под­ви­ги Ха Гонд­жи­на» и др.). Та­нец в них со­че­тал­ся с диа­ло­га­ми ак­тё­ров. В К. г. вы­де­ля­ет­ся жанр ухи – са­ти­рич. ост­ро­ко­ме­дий­ных улич­ных пред­став­ле­ний. Гл. объ­ек­та­ми ос­мея­ния бы­ли чи­нов­ни­ки, сбор­щи­ки на­ло­гов, буд­дий­ские мо­на­хи, фео­да­лы. В 16 в. од­ним из вы­даю­щих­ся ак­тё­ров и дра­ма­тур­гов К. г. был Хви Сэк – соз­да­тель ост­ро­са­ти­рич. ко­ме­дий («Воз­му­ще­ние слу­ги Но Бо­на», «Под­но­ше­ние да­ров» и др.). Чис­ло пер­со­на­жей до­хо­ди­ло до 25 («Мун­хо», «Гра­до­на­чаль­ник Де­ни­хе­на по­ку­па­ет сед­ло», «До­мок де­не­са» и др.). До 18 в. тек­сты пьес не за­пи­сы­ва­лись, ак­тё­ры (кван­дэ) им­про­ви­зи­ро­ва­ли на ос­но­ве сце­на­рия. Кван­дэ вла­де­ли иск-вом тан­ца, сце­нич. жес­та, пе­ния, зву­ко­под­ра­жа­ния. Пред­став­ле­ния К. г. по­пу­ляр­ны и на ру­бе­же 20–21 вв. (в них вы­смеи­ва­ют­ся вид­ные по­ли­тич. дея­те­ли, биз­нес­ме­ны, чи­нов­ни­ки).

Лит.: Чжо Донь Ил. Ис­то­рия и прин­цип тхаль­ч­хум. Се­ул, 1980 (на кор. яз.); Чжон Гён Ук. Мин­сок­гык. Се­ул, 1993 (на кор. яз.).

Вернуться к началу