Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМАРГО́ МАРИ АНН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 581

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Г. Филонова
«Танцующая мадемуазель Камарго». Художник Н. Ланкре. 1729. Собрание Уоллес (Лондон).

КАМАРГО́ (Camargo) [наст. фам. де Кю­пис (Кю­пи) де Ка­мар­го, de Cupis (Cup­pi) de Camargo] Ма­ри Анн (15.4.1710, Брюс­сель – 28.4.1770, Па­риж), франц. ар­ти­ст­ка ба­ле­та. Дочь скри­па­ча, пре­по­да­ва­те­ля тан­цев. В 1720 де­бю­ти­ро­ва­ла в брюс­сель­ском те­ат­ре «Ла Мон­не». За­тем обу­ча­лась в Па­ри­же у Ф. Пре­во, по воз­вра­ще­нии в Брюс­сель за­ня­ла по­ло­же­ние при­ма-ба­ле­ри­ны. Позд­нее вы­сту­па­ла в Руа­не. Де­бю­ти­ро­ва­ла в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки (Па­риж) в 1726 в ди­вер­тис­мен­те «Ха­рак­те­ры тан­ца». Вско­ре вы­дви­ну­лась в чис­ло наи­бо­лее зна­ме­ни­тых тан­цов­щиц сво­его вре­ме­ни. Ис­пол­ня­ла тан­це­валь­ные пар­тии в по­ста­нов­ках опер: «Аякс» Т. Бер­те­на, «Пре­об­ра­жён­ные лю­бов­ные стра­сти» Л. Т. Бур­жуа, «Лю­бовь бо­гов» Ж. Ж. Му­ре, «Тар­сис и Зе­ли» Ж. Ф. Ре­бе­ля и Ф. Фран­кё­ра; ба­лет­ные ан­тре в ли­рич. тра­ге­ди­ях Ж. Б. Люл­ли – «Ро­ланд», «Аль­це­ста, или Тор­же­ст­во Ал­ки­да», «Бел­ле­ро­фон», «Те­зей», «Фа­этон», «Ама­дис», «Изи­да» и др. В 1735 ос­та­ви­ла сце­ну, в 1740 вер­ну­лась в те­атр и вско­ре за­ня­ла ме­сто пер­вой тан­цов­щи­цы. Вы­сту­па­ла в по­ста­нов­ках опер-ба­ле­тов, ли­рич. тра­ге­дий и ге­ро­ич. пас­то­ра­лей Ж. Ф. Ра­мо – «Га­лант­ная Ин­дия», «Празд­не­ст­ва По­ли­мнии», «Храм Сла­вы», «Празд­не­ст­ва Ге­бы, или Ли­ри­че­ские та­лан­ты», «Празд­не­ст­ва Ги­ме­нея и Аму­ра», «За­ис», «Зо­ро­астр» и др. Тан­це­валь­ная тех­ни­ка К. скла­ды­ва­лась под влия­ни­ем тан­цов­щи­ков-вир­туо­зов (Л. Пе­ку­ра, Л. Дю­пре и др.). Она вве­ла в жен­ский та­нец слож­ные па (ан­тра­ша-катр и др.), ра­нее ис­пол­няв­шие­ся толь­ко муж­чи­на­ми. Ис­поль­зо­ва­ла но­вые дви­же­ния, по­сто­ян­но ус­лож­няя и варь­и­руя их, что­бы раз­но­об­ра­зить од­но­тип­ные ан­тре. С осо­бым бле­ском ис­пол­ня­ла тан­цы в бы­ст­ром тем­пе. Но­ва­тор­ст­во К. про­яви­лось гл. обр. в сфе­ре чис­то­го тан­ца, т. к. жанр сю­жет­но­го ба­лет­но­го спек­так­ля к сер. 18 в. ещё не сло­жил­ся, а в опе­рах и ли­рич. тра­ге­ди­ях, ста­вив­ших­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки, ис­пол­ня­лись лишь встав­ные ба­лет­ные но­ме­ра и отд. тан­цы (ме­ну­эты, га­во­ты, ма­те­ло­ты, ри­го­до­ны, там­бу­ри­ны и др.). Ус­лож­не­ние тех­ни­ки тан­ца по­тре­бо­ва­ло из­ме­не­ний кос­тю­ма. Тя­жё­лые пла­тья ско­вы­ва­ли тан­цов­щи­цу. К. сна­ча­ла об­лег­чи­ла, а за­тем уко­ро­ти­ла их, уст­ра­нив гро­мозд­кие фиж­мы и тя­жё­лый кар­кас (па­нье). К. за­ме­ни­ла и обувь, т. к. вы­со­кий каб­лук ме­шал ис­пол­не­нию пи­ру­этов и за­но­сок. Экс­т­ра­ва­гант­ное по­ве­де­ние К. в ча­ст­ной жиз­ни бы­ло пред­ме­том мно­го­числ. спле­тен, а её при­чёс­ка и ма­не­ра оде­вать­ся ста­ли объ­ек­том для под­ра­жа­ния в при­двор­ных кру­гах. Вы­шла на пен­сию в 1751. По­след­ний раз вы­сту­па­ла на сце­не в 1753 в ге­ро­ич. пас­то­ра­ли Ж. Ж. де Мон­дон­ви­ля «Ти­тон и Ав­ро­ра». Судь­ба К. по­слу­жи­ла сю­же­том для опе­ры Э. де Ле­ва, опе­ретт Ш. Ле­ко­ка и ба­ле­тов К. Даль Ард­жи­не, Д. Брай­та, Л. Мин­ку­са.

Лит.: Ху­де­ков С. Н. Ис­то­рия тан­цев. СПб., 1914. Ч. 2; Beaumont C. W. Three french dan­cers of the 18th century. L., 1934; Amiel J. Ma­demoiselle Camargo, danseuse d’Opéra // Mu­si­cadisques. 1960. № 71; Daniels D. P. The first ballerina // Dance magazine. 1960. Jan.; Но­вер Ж. Ж. Пись­ма о тан­це и ба­ле­тах. Л.; М., 1965.

Вернуться к началу