Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЙДАНО́ВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Вострова
А. Л. Кайдановский в роли Сталкера в фильме «Сталкер». 1980.

КАЙДАНО́ВСКИЙ Алек­сандр Ле­о­ни­до­вич (23.7.1946, Рос­тов-на-До­ну – 3.12.1995, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, засл. де­ят. ис­кусств РФ (1992). В 1965 окон­чил те­ат­раль­ное от­де­ле­ние Рос­тов­ско­го уч-ща ис­кусств (курс В. А. Мол­ча­но­ва, М. И. Буш­но­ва), в 1969 Те­ат­раль­ное уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на (курс В. К. Льво­вой и Л. М. Ших­ма­то­ва). В 1969–71 в Те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва, в нач. 1970-х гг. так­же ра­бо­тал во МХАТе и в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре на Ма­лой Брон­ной. Ав­тор, ре­жис­сёр и ис­пол­ни­тель сце­нич. ком­по­зи­ций «Ли­цей и Пе­тер­бург» (1969) и «Ко­гда по­стиг ме­ня судь­би­ны гнев…» (1970) – по про­из­ве­де­ни­ям А. С. Пуш­ки­на и вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков, «Осип Ман­дель­штам» (по про­из­ве­де­ни­ям по­эта, 1971), «Лу­нин» (по од­но­им. по­вес­ти Н. Я. Эй­дель­ма­на, 1975). В ки­но с 1967. Сни­мал­ся в филь­мах: «Иг­рок», «Свой сре­ди чу­жих, чу­жой сре­ди сво­их», «Мой дом – театр», «Про­пав­шая экс­пе­ди­ция», «Зо­ло­тая реч­ка», «Брил­ли­ан­ты для дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та», «Де­ти Ва­ню­ши­на», «Спа­са­тель», «Факт», «Рас­сказ не­из­вест­но­го че­ло­ве­ка», «Де­сять нег­ри­тят», «Ды­ха­ние дья­во­ла», «Сва­деб­ный марш», «Вол­шеб­ный стре­лок»; те­ле­филь­мах «Дра­ма на охо­те», «Бы­лое и ду­мы», «Жизнь Бет­хо­ве­на», «Ог­нен­ный мост», «Кто по­едет в Тру­ска­вец», «Раф­фер­ти» и др. Этап­ной ста­ла роль Стал­ке­ра («Стал­кер» Андрея А. Тар­ков­ско­го, 1980). Иг­ру К. от­ли­ча­ли яр­кое дра­ма­тич. да­ро­ва­ние, ари­сто­кра­тизм, глу­бо­кий пси­хо­ло­гизм. За внеш­ней хо­лод­но­стью, да­же над­мен­но­стью его ге­ро­ев скры­ва­лись внутр. дис­гар­мо­ния и над­лом, одер­жи­мость и стра­ст­ность. В 1984 окон­чил Выс­шие кур­сы сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров в Мо­ск­ве (мас­тер­ские Тар­ков­ско­го, С. А. Со­ловь­ё­ва). По­ста­вил филь­мы: «Сад» (по рас­ска­зу «Сад рас­хо­дя­щих­ся тро­пок» Х. Л. Бор­хе­са, 1983), «Ио­на, или Ху­дож­ник за ра­бо­той» (по од­но­им. рас­ска­зу А. Ка­мю, 1984), «Про­стая смерть» (по мо­ти­вам по­вес­ти «Смерть Ива­на Иль­и­ча» Л. Н. Тол­сто­го, 1985), «Гость» (по мо­ти­вам рас­ска­за «Еван­ге­лие от Мар­ка» Бор­хе­са, 1987, пр. Мкф в Ло­кар­но), «Же­на ке­ро­син­щи­ка» (1988) и др., до­ку­мен­таль­ный ф. «Маэ­ст­ро: Сер­гей Па­ра­джа­нов» (1989). Близ­кие жан­ру прит­чи, ре­жис­сёр­ские ра­бо­ты К. про­ник­ну­ты ду­хом бо­го­бор­че­ст­ва, фи­лос. по­ис­ка­ми смыс­ла, ис­сле­ду­ют по­ве­де­ние лич­но­сти в по­гра­нич­ной си­туа­ции. Ав­тор сце­на­ри­ев к сво­им филь­мам. О твор­че­ст­ве К. снят ф. «Сны Стал­ке­ра» (1998, реж. Е. В. Цым­бал). Пре­по­да­вал в Те­ат­раль­ном уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на (1989), вёл сце­нар­ную мас­тер­скую на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров (1995).

Соч.: Ки­но­сце­на­рии. М., 1996.

Лит.: Ям­поль­ский М. Гос­ти // Ис­кус­ст­во ки­но. 1989. № 10; Пла­хов А. С. Па­мя­ти А. Кай­да­нов­ско­го // Се­анс. 1996. № 12; А. Кай­да­нов­ский в вос­по­ми­на­ни­ях и фо­то­гра­фи­ях. М., 2002.

Вернуться к началу