КАЙДАНО́ВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЙДАНО́ВСКИЙ Александр Леонидович (23.7.1946, Ростов-на-Дону – 3.12.1995, Москва), рос. актёр, кинорежиссёр, сценарист, засл. деят. искусств РФ (1992). В 1965 окончил театральное отделение Ростовского уч-ща искусств (курс В. А. Молчанова, М. И. Бушнова), в 1969 Театральное уч-ще им. Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой и Л. М. Шихматова). В 1969–71 в Театре им. Евг. Вахтангова, в нач. 1970-х гг. также работал во МХАТе и в Моск. драматич. театре на Малой Бронной. Автор, режиссёр и исполнитель сценич. композиций «Лицей и Петербург» (1969) и «Когда постиг меня судьбины гнев…» (1970) – по произведениям А. С. Пушкина и воспоминаниям современников, «Осип Мандельштам» (по произведениям поэта, 1971), «Лунин» (по одноим. повести Н. Я. Эйдельмана, 1975). В кино с 1967. Снимался в фильмах: «Игрок», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мой дом – театр», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Дети Ванюшина», «Спасатель», «Факт», «Рассказ неизвестного человека», «Десять негритят», «Дыхание дьявола», «Свадебный марш», «Волшебный стрелок»; телефильмах «Драма на охоте», «Былое и думы», «Жизнь Бетховена», «Огненный мост», «Кто поедет в Трускавец», «Рафферти» и др. Этапной стала роль Сталкера («Сталкер» Андрея А. Тарковского, 1980). Игру К. отличали яркое драматич. дарование, аристократизм, глубокий психологизм. За внешней холодностью, даже надменностью его героев скрывались внутр. дисгармония и надлом, одержимость и страстность. В 1984 окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве (мастерские Тарковского, С. А. Соловьёва). Поставил фильмы: «Сад» (по рассказу «Сад расходящихся тропок» Х. Л. Борхеса, 1983), «Иона, или Художник за работой» (по одноим. рассказу А. Камю, 1984), «Простая смерть» (по мотивам повести «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого, 1985), «Гость» (по мотивам рассказа «Евангелие от Марка» Борхеса, 1987, пр. Мкф в Локарно), «Жена керосинщика» (1988) и др., документальный ф. «Маэстро: Сергей Параджанов» (1989). Близкие жанру притчи, режиссёрские работы К. проникнуты духом богоборчества, филос. поисками смысла, исследуют поведение личности в пограничной ситуации. Автор сценариев к своим фильмам. О творчестве К. снят ф. «Сны Сталкера» (1998, реж. Е. В. Цымбал). Преподавал в Театральном уч-ще им. Б. В. Щукина (1989), вёл сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров (1995).