Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВА́НИ ЛИЛИАНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 351

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Босенко
Кадр из фильма «Игра Рипли». 2002.

КАВА́НИ (Cavani) Ли­лиа­на (р. 12.1.1933, по др. дан­ным, 1936, Кар­пи), итал. ки­но­ре­жис­сёр. В 1959 окон­чи­ла фи­ло­ло­гич. от­де­ле­ние Бо­лон­ско­го ун-та, в 1961 – от­де­ле­ние до­ку­мен­та­ли­сти­ки Экс­пе­рим. ки­но­цен­тра в Ри­ме. До сер. 1960-х гг. ра­бо­та­ла на ТВ, соз­да­ла ряд до­ку­мен­таль­ных филь­мов пре­им. на ис­то­рич. ма­те­риа­ле («Ис­то­рия третье­го рей­ха», «Эпо­ха Ста­ли­на», оба 1963; «Пе­тен: про­цесс в Ви­ши», 1965, пр. Мкф в Ве­не­ции, и др.). В 1966 на ТВ по­ста­ви­ла свой пер­вый иг­ро­вой пол­но­мет­раж­ный ф. «Фран­циск Ас­сиз­ский» (вы­шел на эк­ра­ны в 1972). В тра­диц. ма­не­ре ис­то­рич. по­ве­ст­во­ва­ния вы­дер­жан ф. «Га­ли­лей» (1968). На из­лё­те итал. мо­ло­дёж­но­го «ки­но про­тес­та» в 1969 К. соз­да­ла кон­цеп­туа­ли­ст­скую прит­чу «Кан­ни­ба­лы», где мо­ти­вы «Ан­ти­го­ны» Со­фок­ла пре­тво­ре­ны в си­туа­ции об­ре­чён­но­го бун­та но­во­го по­ко­ле­ния про­тив жес­то­ко­сти вла­ст­ных струк­тур. Стрем­ле­ние со­вмес­тить ис­то­ри­ко-фи­лос. про­бле­ма­ти­ку с кон­фликт­но­стью совр. жиз­ни ха­рак­тер­но и для по­сле­дую­щих ки­но­ра­бот ре­жис­сёра. Так, по­став­лен­ная в 1974 и за­вое­вав­шая ми­ро­вую из­вест­ность пси­хо­ло­гич. ан­ти­фа­ши­ст­ская дра­ма «Ноч­ной пор­тье» эпа­ти­ро­ва­ла сво­ей пси­хо­фи­зич. трак­тов­кой при­ро­ды фа­шиз­ма и нео­фа­шиз­ма, в ко­то­рой К. вслед за Л. Вис­кон­ти и Б. Бер­то­луч­чи и од­но­вре­мен­но с П. П. Па­зо­ли­ни ус­мат­ри­ва­ла про­яв­ле­ние по­дав­лен­ных сек­су­аль­ных вле­че­ний. В рус­ле этой же тен­ден­ции она по­ста­ви­ла филь­мы «По ту сто­ро­ну до­б­ра и зла» (1977) о Ф. Ниц­ше, «Шку­ра» (1980, по од­но­им. ро­ма­ну К. Ма­ла­пар­те) об ос­во­бо­ж­де­нии Ита­лии амер. вой­ска­ми в кон­це 2-й ми­ро­вой вой­ны. Сре­ди др. филь­мов: «За две­рью» (1982), «Бер­лин­ское де­ло» (1985), «Фран­циск» (1989), «Где вы? Я здесь» (1993), «Иг­ра Ри­п­ли» (2002). Ки­но­ра­бо­ты К. 1980–2000-х гг. по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ют бы­лую ост­ро­ту, эро­ти­ка и фи­зио­ло­гизм в них ино­гда ста­новят­ся са­мо­целью. Сре­ди по­ста­но­вок на ТВ: опе­ры «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди (1992), «Сель­ская честь» П. Мас­ка­ньи (1996), «Ма­нон Лес­ко» Дж. Пуч­чи­ни (1998), био­гра­фич. т/ф «Де Гас­пе­ри – че­ло­век на­де­ж­ды» (2005). В 2008 в ре­жис­су­ре К. осу­ще­ст­вле­на по­ста­нов­ка опе­ры «Сель­ская честь» (С.-Пе­терб. Ми­хай­лов­ский театр опе­ры и ба­ле­та). Со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов.

Лит.: Tiso C. Cavani. Firenze, 1975; Ют­ке­вич С. И. Мо­де­ли по­ли­ти­че­ско­го ки­но. М., 1978; Faldini F., Fofi G. Il cinema italiano d’oggi, 1970–1984. Mil., 1984; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го ки­но (1945–2000). М., 2005.

Вернуться к началу