ИНЖЕНЮ́
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНЖЕНЮ́ [франц. ingénu(e), букв. – наивный(ая), простодушный(ая), простосердечный(ая)], актёрское амплуа, исполнитель(ница) ролей юных молодых людей (чаще – девушек) с чертами наивности, простодушия и искренности. В России это амплуа (в мужском и женском варианте) часто называли «простак» и «простушка». Классич. пример – Агнес («Школа жён» Мольера), Кандид («Кандид» по Вольтеру), чьи имена впрямую указывают на их амплуа: agnès (разг.) – простушка; candide – чистосердечный, правдивый, искренний. Возникло в 18 в. как конкретизация более обобщённого амплуа «влюблённых» (amoureuses), распространённого в драматургии 17 в. (напр., у Мольера). К кон. 18 в. во франц. театре различали неск. типов И.: по характеристикам персонажей – «скромница», «девственница», «добродетельная»; по жанрам – лирич., комич., драматич. И. и др. Амплуа И. соответствовали определённые физич. данные (небольшой рост, изящная фигура, «серебристый голос») и манера исполнения (эмоциональная непосредственность, отсутствие экспрессивной жестикуляции, «потупленный взор» и т. п.). Одна из самых известных исполнительниц ролей И. – франц. актриса мадемуазель Марс (вошла в труппу «Комеди Франсез» в 1799). В сценич. практике 18 – нач. 19 вв. не всегда соблюдалось возрастное соответствие между ролью и актрисой. Так, мадемуазель Марс и в старости играла 18-летних девушек. Амплуа И., в сценич. иск-ве 18 в. нередко иллюстрировавшее концепцию «естественного человека» (Ж. Ж. Руссо), особое значение приобрело в сентименталистской драме кон. 18 в., выдвигавшей на первый план образ молодой невинной девушки (в трагич. или комич. варианте развития её судьбы). В России амплуа И. начало использоваться, по-видимому, в последнее десятилетие 18 в. Одна из первых рус. И. – Е. С. Сандунова; в ролях И. (в осн. в водевильном репертуаре) прославилась В. Н. Асенкова.