ИЛЛЮ́ЗИЯ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛЛЮ́ЗИЯ, цирковой и эстрадный жанр. Состоит в демонстрировании трюков и фокусов (появлений, исчезновений, перемещений, изменений формы и т. п. превращений разл. предметов и людей), которые при всей загадочности, очевидной алогичности создают впечатление полной достоверности, реальности. Строится на обмане зрения, на умении вовремя отвлечь внимание зрителя и т. п. Существуют два вида И.: манипуляция – демонстрирование ловкости рук (кистей и пальцев) и иллюзионизм – показ фокусов, основанных на применении спец. аппаратуры. Иск-во И. восходит к ритуальным практикам Древнего Востока, где жрецы с помощью разл. устройств творили «чудеса» (внезапное появление статуй богов, священного огня и др.). В Древней Греции существовала тавматургия – иск-во фокуса; тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах. В ср.-век. Европе фокусы показывали бродячие комедианты, в России – скоморохи. В кон. 18 – нач. 19 вв. иллюзионные представления строились на использовании механизмов (оптические и др. приспособления И. П. Кулибина, 1770–80; механическая кукла Х. Чугмала, 1836, и др.). В нач. 20 в. были популярны представления Г. Гудини, Г. Джейка, В. Ларионова, Ф. Г. Иванова; номера факиров (Линга-Синг, То-Рама, Д. Лонго). В дальнейшем зрелищность, фееричность, элементы юмора, занимательность в сочетании с высоким исполнительским мастерством стали основополагающими принципами в иск-ве фокуса. Среди наиболее известных фокусников: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Д. Копперфилд (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Роббер-Уден (Франция), Э. Т., Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), А. А. Акопян, И. К. Символоков (Россия).