Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕ́ЙДЕЛЬМАН КАРЛ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. Зейдельман в роли Кромвеля («Роялисты» Э. Раупаха).

ЗЕ́ЙДЕЛЬМАН (Seydelmann) Карл (24.4.1793, Глац, Си­ле­зия, ны­не Клодз­ко, Поль­ша – 17.3.1843, Бер­лин), нем. ак­тёр. Ро­дил­ся в се­мье за­жи­точ­но­го куп­ца. Вы­сту­пал в лю­би­тель­ских спек­так­лях. В 1810 всту­пил в прус. ар­мию, уча­ст­во­вал в вой­не про­тив На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та. С 1815 в те­ат­ре г. Брес­лау, в 1820–1822 ве­ду­щий ак­тёр Праж­ско­го нем. те­ат­ра, за­тем вы­сту­пал в при­двор­ных те­ат­рах Кас­се­ля (1822–28), Штут­гар­та (1829–1837), Бер­ли­на (1838–43). Ис­пол­нял ро­ли мо­ло­дых лю­бов­ни­ков, но вско­ре пе­ре­шёл на ха­рак­тер­ные, ко­ме­дий­ные ро­ли, в ко­то­рых про­яви­лась спо­соб­ность З. к сце­нич. пе­ре­во­пло­ще­нию. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял ре­че­вой ха­рак­те­ри­сти­ке и внеш­не­му ри­сун­ку ро­ли; стре­мил­ся к ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти, до­би­вал­ся точ­но­сти кос­тю­ма, вы­ра­зи­тель­но­сти гри­ма. Про­сла­вил­ся как не­пре­взой­дён­ный мас­тер сце­нич. «порт­ре­та». В нач. 1830-х гг. сбли­зил­ся с груп­пой «Мо­ло­дая Гер­ма­ния». Как ак­тёр при­ни­мал уча­стие в те­ат­раль­ных опы­тах К. Им­мер­ма­на (На­тан – «На­тан Муд­рый» Г. Э. Лес­син­га), в «об­раз­цо­вых спек­так­лях» Дюс­сель­дорф­ско­го те­ат­ра. Сре­ди луч­ших ро­лей: Кар­лос, Ме­фи­сто­фель, Аль­ба («Кла­ви­го», «Фа­уст», «Эг­монт» И. В. Гё­те), Ри­чард III, Отел­ло и Яго («Ри­чард III», «Отел­ло» У. Шек­спи­ра), Кром­вель («Роя­ли­сты» Э. Рау­па­ха).

Лит.: Rötscher H. T. Seydelmann’s Leben und Wirken. B., 1845; Тро­иц­кий З. К. Зей­дель­ман и фор­ми­ро­ва­ние сце­ни­че­ско­го реа­лиз­ма в Гер­ма­нии. М.; Л., 1940.

Вернуться к началу