Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́ДСКИЙ ЙОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 311-312

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Подмакова

БУ́ДСКИЙ (Budský) Йо­зеф (11.6.1911, Пра­га – 31.1.1989, Бра­ти­сла­ва), ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. Че­хо­сло­ва­кии (1966). В 1928–35 – в чеш. те­ат­раль­ных труп­пах, в 1935–76 ак­тёр и ре­жис­сёр Сло­вац. нац. те­ат­ра (СНТ) в Бра­ти­сла­ве (до 1938 в чеш. труп­пе). Внёс значит. вклад в ста­нов­ле­ние сло­вац. сце­нич. шко­лы. Ак­тёр экс­прес­сио­ни­ст­ско­го на­прав­ле­ния, осо­бое вни­ма­ние уде­лял ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции ре­чи пер­со­на­жа: Док­тор Га­лен («Бе­лая бо­лезнь» К. Ча­пе­ка), Дон Кар­лос («Эр­на­ни» В. Гю­го), Ро­бес­пь­ер («Смерть Дан­то­на» Г. Бюх­не­ра), Эдип («Царь Эдип» Со­фок­ла), Гам­лет, Пэк («Гам­лет», «Сон в лет­нюю ночь» У. Шек­спи­ра). Сво­им ре­жис­сёр­ским ра­бо­там Б. не­из­мен­но при­да­вал ак­ту­аль­ное об­ществ. зву­ча­ние. Его по­ста­нов­ки от­ли­ча­лись вы­ра­зи­тель­но­стью ми­зан­сцен, гар­мо­нич­ным еди­не­ни­ем сце­нич. ре­чи и пла­сти­ки; экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал со све­том, зву­ком и т. п.: «Тар­тюф» Моль­е­ра (1946), «Смерть Яно­ши­ка» Я. Бот­то (1948), «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го (1957), «Ко­нец мас­ле­ни­цы» Й. То­по­ла (1964), «Ко­ме­дия оши­бок» У. Шек­спи­ра (1971), «Вой­на и мир» Э. Пис­ка­то­ра и др., по Л. Н. Тол­сто­му (1974), «Тиль» Г. И. Го­ри­на (1976). Ста­вил спек­так­ли за ру­бе­жом, в т. ч. в СССР («Ир­кут­ская ис­то­рия» А. Н. Ар­бу­зо­ва, 1960, «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва, 1961, «Ан­ти­го­на и дру­гие» П. Кар­ва­ша, 1967). Сни­мал­ся в ки­но, ра­бо­тал на ра­дио. В 1950–75 пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле дра­ма­тич. иск-ва в Бра­ти­сла­ве, проф. (с 1965).

Лит.: J. Budský, herec, režisér, pedagóg. Brat., 2001.

Вернуться к началу