Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОНДАРЧУ́К СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 22

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Зоркая
С. Ф. Бондарчук – Пьер Безухов в фильме «Война и мир». 1966–67.

БОНДАРЧУ́К Сер­гей Фё­до­ро­вич (25.9.1920, с. Бе­ло­зёр­ка Одес­ской обл. – 20.10.1994, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, ки­но­ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1952). Ге­рой Соц. Тру­да (1980). Муж И. К. Скоб­це­вой. Учил­ся в те­ат­раль­ном уч-ще Рос­то­ва-на-До­ну. В 1937–42 в те­ат­рах Ей­ска и Гроз­но­го. В 1948 окон­чил ВГИК (мас­тер­ская С. А. Ге­ра­си­мо­ва и Т. Ф. Ма­каро­вой). Как ки­но­ак­тёр де­бю­ти­ро­вал в 1948 (боль­ше­вик-под­поль­щик Валь­ко в ф. «Мо­ло­дая гвар­дия»). Из­вест­ность Б. при­нес­ла роль Та­ра­са Шев­чен­ко («Та­рас Шев­чен­ко», Гос. пр. СССР, 1952). Ли­ри­ко-ро­ман­тич. сто­ро­на да­ро­ва­ния ак­тё­ра рас­кры­лась в об­раз­ах док­то­ра Ды­мо­ва («По­пры­гу­нья»), Ко­ро­сте­лё­ва («Се­рё­жа»), Ас­т­ро­ва («Дя­дя Ва­ня»), Отел­ло («Отелло»). Со­че­та­ние цель­но­сти, зна­чи­тель­но­сти с тон­кой пси­хо­ло­гической про­ра­бот­кой, мяг­ко­стью ар­ти­стич. ма­не­ры осо­бен­но яр­ко про­яви­лось в ф. «Судь­ба че­ло­ве­ка» (1959, гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве, Ле­нин­ская пр., 1960), явив­шем­ся так­же и ре­жис­сёр­ским де­бю­том Б. Соз­дал рель­еф­ные об­ра­зы рус. пар­ти­за­на в филь­ме Р. Рос­сел­ли­ни «В Ри­ме бы­ла ночь», Пье­ра Бе­зу­хо­ва в ф. «Вой­на и мир» (1966–67, по­ста­нов­ка Б., гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве, пр. «Ос­кар»), Емель­я­на («Степь», по­ста­нов­ка Б.), кня­зя Ка­сат­ско­го («Отец Сер­гий»). Как ре­жис­сё­ра Б. от­ли­ча­ли яс­ность кон­цеп­ции, опо­ра на тра­ди­ции рус. клас­сич. лит-ры, вы­со­кое изо­бра­зит. мас­тер­ст­во. Вир­ту­оз­ность Б.-ба­та­ли­ста рас­кры­лась в во­ен. сце­нах ф. «Вой­на и мир», а так­же в мо­ну­мен­таль­ных эпо­пе­ях «Ва­тер­лоо» (1970), «Они сра­жа­лись за Ро­ди­ну» (1975, Гос. пр. РСФСР, 1977; роль Звя­гин­це­ва), «Крас­ные ко­ло­ко­ла» (1982, Гос. пр. СССР, 1984; Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) и др. Жи­во­пис­ность ба­таль­ных эпи­зо­дов не за­тме­ва­ет в филь­мах Б. круп­ных, вы­пук­лых че­ло­ве­че­ских ха­рак­те­ров. Мас­штаб­ность, тра­ге­дий­ный тем­пе­ра­мент и вме­сте с тем ак­тёр­ская сдер­жан­ность, стро­гий от­бор вы­ра­зит. средств свой­ст­вен­ны Б. в ро­ли Бо­ри­са Го­ду­но­ва («Бо­рис Го­ду­нов», 1986, пост. Б.). С 1971 пре­по­да­вал во ВГИКе, про­фес­сор (с 1974).

Соч.: Же­ла­ние чу­да. 2-е изд. М., 1984.

Лит.: Ха­ню­тин Ю. С. Бон­дар­чук. М., 1962; Ша­лу­нов­ский В. Н. С. Бон­дар­чук. М., 1977; Вы­стро­бец А. И. С. Бон­дар­чук: Судь­ба и филь­мы. М., 1991.

Вернуться к началу