Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОГУСЛА́ВСКИЙ ВОЙЦЕХ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 665

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БОГУСЛА́ВСКИЙ (Bogusławski) Вой­цех (9.4.1757, Глин­но, близ По­зна­ни – 23.7.1829, Вар­ша­ва), польск. ре­жис­сёр, ак­тёр, пе­вец (бас), дра­ма­тург, те­ат­раль­ный дея­тель. Соз­да­тель польск. проф. муз. и дра­ма­тич. те­ат­ра. Учил­ся в мо­на­стыр­ской шко­ле в Вар­ша­ве (1762–70); на­хо­дясь на служ­бе у кра­ков­ско­го еп. К. Со­лты­ка, а позд­нее, бу­ду­чи на во­ен. служ­бе (1775–78), при­ни­мал уча­стие в лю­би­тель­ских спек­так­лях. В 1778 всту­пил в проф. труп­пу Ф. Мон­бре­на (Вар­ша­ва), уча­ст­во­вал в пер­вых опы­тах по соз­да­нию нац. опе­ры (ав­тор либ­рет­то опе­ры «Ос­ча­ст­лив­лен­ная ни­ще­та» М. Ка­мень­ско­го, пост. в 1778 с уча­сти­ем Б., и др.). В 1780–82 ра­бо­тал во Льво­ве. В 1783–85, в 1790–94 и в 1799–1814 ди­рек­тор труп­пы «На­цио­наль­ные ­актё­ры» (впо­след­ст­вии «Те­атр На­ро­до­вы», Вар­ша­ва), как ак­тёр ра­бо­тал в ней до 1827. Ор­га­ни­зо­вал в Виль­но пе­ре­движ­ную труп­пу (1785–89). В 1795 ос­но­вал во Льво­ве те­атр (ру­ко­во­дил им до 1799). Ста­вил ко­ме­дии собств. со­чи­не­ния, луч­шие пье­сы ми­ро­вой клас­си­ки в собств. пе­ре­во­де («Шко­ла жён» Моль­е­ра, 1781; «Шко­ла зло­сло­вия» Р. Ше­ри­да­на, 1793; «Гам­лет» У. Шек­спи­ра, 1797, а так­же по­ста­нов­ки по про­из­ве­де­ни­ям Воль­те­ра, П. Бо­мар­ше, К. Голь­до­ни, Г. Э. Лес­син­га). Дея­тель­ность Б. как либ­рет­ти­ста и ре­жис­сё­ра сыг­ра­ла зна­чит. роль в раз­ви­тии польск. опер­но­го те­ат­ра («Ама­зон­ки» Ю. К. Эльс­не­ра, 1796; «Агат­ка» А. Х. Рад­зи­вил­ла, 1797, и др.). В 1794 со­чи­нил либ­рет­то и по­ста­вил ко­мич. опе­ру «Мни­мое чу­до, или Кра­ков­цы и гор­цы» Я. Сте­фа­ни. Соз­дан­ная на­ка­ну­не вос­ста­ния под рук. Т. Кос­тюш­ко, эта пат­рио­тич. опе­ра на ма­те­риа­ле нац. фольк­ло­ра име­ла боль­шой по­ли­тич. ре­зо­нанс; со­хра­ня­ет­ся в ре­пер­туа­ре совр. польск. те­ат­ров. Б. с рав­ным ус­пе­хом вы­сту­пал как дра­ма­тич. ак­тёр (Лир – «Ко­роль Лир», Гам­лет – «Гам­лет» У. Шек­спи­ра) и опер­ный пе­вец (Бар­дос – «Мни­мое чу­до, или Кра­ков­цы и гор­цы», Ак­сур – «Ак­сур, царь Ор­му­за» А. Саль­е­ри, Фаб­ри­цио – «Фра­ски­тян­ка» Дж. Паи­зи­ел­ло). В 1811 соз­дал пер­вую в Поль­ше «Дра­ма­ти­че­скую шко­лу» (Вар­ша­ва, с 1817 «Шко­ла му­зы­ки и дра­ма­тич. искусства»). Ав­тор пер­во­го в ис­то­рии Поль­ши учеб­ни­ка по ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву «Дра­ма­тур­гия, или Нау­ка о сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве» («Dramaturgia, czyli Nauka sztuki scenicznej», 1812).

Соч.: Dzieła dramatyczne. Warsz., 1820–1823. Т. 1–12.

Лит.: Galle L. W. Bogusławski i repertuar teatru polskiego w pierwszym okresie jego działalnośći. Warsz., 1925; Świercźewski E. W. Bogusławski i jego scena. Warsz., 1929; Hübner Z. Bogusławski – człowiek teatru. Warsz., 1958.

Вернуться к началу