БАЛАГА́Н
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛАГА́Н (от перс. «балахане» – балкон), временное здание для театральных, цирковых и др. представлений на ярмарках и нар. гуляньях, а также само представление. Б. существовали в России с сер. 18 до нач. 20 вв., предназначались для показа разнообразных зрелищ – от диковинок («рыба-человек» и т. п.) и шарлатанских трюков до масштабных феерий и балетов, выступлений хоров и оркестров. В Б. ставились также пантомимы с участием фольклорных персонажей, нар. комедии, разыгрывались представления на библейские сюжеты, короткие комич. бытовые сценки (игрища), выступали петрушечники, зазывалы и раёшники. Особую популярность снискали трюковые арлекинады (самые известные устроители – француз Леман и его ученики бр. Легат и В. К. Берг), а также фарсы и эффектные изображения батальных сцен. Сложная машинерия крупных Б. оказала влияние на постановочную технику гос. театров. Наиболее известные держатели Б. 2-й пол. 19 в. – В. Н. Егарев, объединивший пантомимы-арлекинады с цирковыми номерами; В. М. Малафеев, открывший нар. театр, где ставились лит. пьесы, инсценировки сказок и былин. Крупнейшие балаганные театры – «Развлечение и польза» (открыт в С.-Петербурге в 1880 А. Я. Алексеевым-Яковлевым) и «Скоморох» М. В. Лентовского (Москва, 1881)– ставили также произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, А. К. Толстого и Л. Н. Толстого.