Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКРОБА́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 349

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АКРОБА́ТИКА (от греч. ἀϰροβάτης – иду­щий на цы­поч­ках или вер­хо­лаз), 1) вид спор­та. Ак­ро­ба­тич. уп­раж­не­ния под­раз­де­ля­ют­ся на две груп­пы: прыж­ки (пе­ре­ка­ты, ку­выр­ки, не­пол­ные пе­ре­во­ро­ты, пе­ре­во­ро­ты и саль­то) и т. н. уп­раж­не­ния ба­лан­си­ро­ва­ния (оди­ноч­ные, пар­ные и груп­по­вые). Про­во­дят­ся со­рев­но­ва­ния: ин­ди­ви­ду­аль­ные по ак­ро­ба­тич. прыж­кам (муж­чи­ны и жен­щи­ны), пар­ные си­ло­вые (муж­чи­ны), пар­ные сме­шан­ные (муж­чи­ны и жен­щи­ны) и груп­по­вые (муж­чи­ны). Раз­ви­тие спор­тив­ной А., свя­зан­ное с вклю­че­ни­ем разл. эле­мен­тов А. в спор­тив­ную гим­на­сти­ку, на­ча­лось во 2-й пол. 19 в. В 1902 в С.-Пе­тер­бур­ге со­стоя­лось пер­вое вы­сту­п­ле­ние рус. ак­ро­ба­тов-лю­би­те­лей. В СССР раз­ви­тию спор­тив­ной А. спо­соб­ст­во­ва­ло вклю­че­ние её в про­грам­мы физ­куль­тур­ных (с 1931) и все­со­юз­ных (с 1937) па­ра­дов. А. вклю­че­на в про­грам­мы физ­куль­тур­ных учеб­ных за­ве­де­ний, а так­же школ, тех­ни­ку­мов и ву­зов, ак­ро­ба­тич. от­де­ле­ния от­кры­ты в шко­лах тре­не­ров. В 1939 А. вклю­че­на в ком­плекс ГТО; из­да­ны пер­вая клас­си­фи­кац. про­грам­ма и пра­ви­ла со­рев­но­ва­ний. В том же го­ду со­стоя­лись со­рев­но­ва­ния на лич­ное пер­вен­ст­во СССР – пер­вое в ис­то­рии ми­ро­вой А. В 1973 ос­но­ва­на Ме­ж­ду­нар. фе­де­ра­ция спор­тив­ной А. (ИФСА); с 1964 про­во­дят­ся чем­пио­на­ты ми­ра, с 1978 – Ев­ро­пы. К кон. 20 в. спор­тив­ная А. ста­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью та­ких ви­дов спор­та, как прыж­ки на ба­ту­те, прыж­ки в во­ду, па­ра­шют­ный спорт, фри­стайл, хаф-пайп и стрит (дис­ци­п­ли­ны ро­ли­ко­беж­но­го спор­та), а так­же мно­го­числ. экс­тре­маль­ные ви­ды.

2) Жанр цир­ко­во­го иск-ва. Ак­ро­ба­тич. иск-во из­вест­но с древ­но­сти – в Егип­те, Гре­ции, Ри­ме, Ви­зан­тии, Ки­тае, Япо­нии. В сред­ние ве­ка эле­мен­ты А. вхо­ди­ли в вы­сту­п­ле­ния тан­цо­ров на ка­на­те, ско­мо­ро­хов (в Рос­сии), ми­мов (в Ита­лии), жонг­лё­ров (во Фран­ции). В 18 в. А. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в цир­ке. Осн. ви­ды А.: си­ло­вая (стой­ка на ру­ках, ба­лан­си­ро­ва­ние на го­ло­ве, си­ло­вые рав­но­ве­сия); пла­сти­че­ская (си­ло­вые трю­ки, по­стро­ен­ные на скульп­тур­ной вы­рази­тель­но­сти дви­же­ний); прыж­ко­вая (прыж­ки на ма­не­же, груп­по­вые но­ме­ра пле­че­вых ак­ро­ба­тов, ика­рий­ские иг­ры и др.); воз­душ­ная (трю­ки под ку­по­лом цир­ка); кон­ная (ак­ро­ба­тич. уп­раж­не­ния на ска­чу­щих ло­ша­дях). Эле­мен­ты А. ис­поль­зу­ют­ся так­же в хо­рео­гра­фич. иск-ве и в те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях.

Лит.: Иг­на­шен­ко А. Ак­ро­ба­ти­ка. М., 1956; Winkler G., Winkler D. Allez Hopp durch die Welt. B., 1981; Ку­рысь В. Н. Спор­тив­ная ак­ро­ба­ти­ка: В 2 т. Став­ро­поль, 1994.

Вернуться к началу