Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Кукольный театр

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 806-807

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Б. П. Голдовский

Кукольный театр

Ис­то­ки рус. ку­коль­но­го те­ат­ра – в тра­ди­ци­он­ных об­ря­дах, нар. иг­рах. Кук­лы ско­мо­ро­хов (15 в., най­де­ны ар­хео­ло­га­ми на Крас­ной площади в Мо­ск­ве) пред­став­ля­ли со­бой ке­ра­ми­че­ские фи­гур­ки, на­де­вае­мые на паль­цы с по­мо­щью круг­лых вту­лок. Са­мое ран­нее сви­де­тель­ст­во о ку­коль­ных пред­став­ле­ни­ях в Рос­сии ос­та­вил не­мец­кий ди­пло­мат, учё­ный, пу­те­ше­ст­вен­ник А. Олеа­рий (Эльш­ле­гер). В про­фес­сиональ­ных те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях кук­лы на­ча­ли ис­поль­зо­вать­ся со 2-й пол. 17 в. («О Да­ви­де и Го­лиа­фе», «О Ба­ху­се с Ве­ну­сом» и др.). В 1690-х гг. в Мо­ск­ве по­яви­лись не­боль­шие за­пад­но­ев­ро­пей­ские труп­пы. В 1700 впер­вые со­стоя­лись га­ст­ро­ли моск. ку­коль­ни­ков по го­ро­дам Ук­раи­ны и По­вол­жья. Зна­чи­тель­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие рус. ку­коль­но­го те­ат­ра 1-й пол. 18 в. ока­зал И. Х. Зиг­мунд («Ко­ме­дия о пре­сту­п­ле­нии пра­ро­ди­те­лей Ада­ма и Евы», «О ко­ро­ле Ага­сфе­ре и ко­ро­ле­ве Эс­фи­ри» и др.). В 1740–50-е гг. в Мо­ск­ве поя­ви­лись пер­вые ди­на­стии рос. ку­коль­ни­ков (Яку­бов­ские и др.). Боль­шую по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли кук­лы-ав­то­ма­ты, те­атр те­ней, разл. па­но­ра­мы и «оп­ти­че­ские те­ат­ры». Вни­ма­ние это­му ви­ду те­ат­ра уде­лял и Ф. Г. Вол­ков. В 1750-х гг. он из­го­то­вил «те­атр, со­стоя­щий из ку­кол», а во вре­мя мас­кара­да «Тор­же­ст­вую­щая Ми­нер­ва» в честь ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал ше­ст­вия улич­ных ку­коль­ни­ков. В нач. 19 в. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась рус. нар. ко­ме­дия «Пет­руш­ка». В 1841–44 в С.-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­вал пер­вый в Рос­сии ста­цио­нар­ный Дет­ский ку­коль­ный те­атр под ру­ко­водством фран­цуз­ско­го под­дан­но­го Е. Ле­моль­та. Во 2-й пол. 19 в. ини­циа­ти­ва пе­ре­шла к рус. ку­коль­ни­кам и вла­дель­цам ба­ла­га­нов (И. Ма­ка­ров, П. Се­дов, А. Пав­ло­вич и др.). На­ря­ду с Пет­руш­кой ог­ром­ную по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли пред­став­ле­ния ро­ж­де­ст­вен­ско­го вер­те­па («О ца­ре Иро­де»). В 19 в. ро­ди­лась отеч. проф. ку­коль­ная дра­ма­тур­гия («Царь-де­ви­ца» В. Ф. Одо­ев­ско­го, «Оча­ро­ван­ный лес» А. А. Бес­ту­же­ва-Мар­лин­ско­го, «Принц Лу­то­ня» В. С. Ку­роч­ки­на, и др.). В кон. 19 в. ку­коль­ный те­атр при­влёк к се­бе вни­ма­ние учё­ных, ис­сле­до­ва­те­лей, со­би­ра­те­лей ста­ри­ны (В. Н. Пе­ретц, Д. В. Гри­го­ро­вич, Д. А. Ро­вин­ский и др.). В февр. 1916 в Пет­ро­гра­де спек­так­лем «Си­лы люб­ви и вол­шеб­ст­ва» от­крыл­ся «Ку­коль­ный те­атр» Ю. Л. Сло­ним­ской и П. П. Са­зо­но­ва, ока­зав­ший за­мет­ное влия­ние на рос. про­фес­сио­наль­ный те­атр ку­кол 20 в. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ак­тив­но раз­ви­вал­ся аги­та­ци­он­ный ку­коль­ный те­атр. В 1917 в Мо­ск­ве от­крыл­ся «Те­атр Пет­руш­ки» Н. Я. Си­моно­вич-Ефи­мо­вой и И. С. Ефи­мо­ва. Изу­чив опыт нар. ку­коль­ни­ков, Ефи­мо­вы тех­ни­че­ски усо­вер­шен­ст­во­ва­ли те­ат­раль­ные кук­лы, обо­га­ти­ли ре­пер­ту­ар («Бас­ни И. А. Кры­ло­ва», «Ве­сё­лый Пет­руш­ка», «Мак­бет» и др.). Этап­ным ста­ло твор­че­ст­во Е. С. Дем­ме­ни, соз­дав­ше­го на ос­но­ве Те­ат­ра ма­ри­о­не­ток Л. В. Ша­по­ри­ной-Яков­ле­вой Ле­нингр. те­атр ма­рио­не­ток («Свадь­ба» А. П. Че­хо­ва, 1928; «Наш цирк», 1930; «Гул­ли­вер в стра­не ли­ли­пу­тов» Дж. Свиф­та и «Про­каз­ни­цы из Винд­зо­ра» У. Шек­спи­ра – 1947; «Кем быть?» В. В. Мая­ков­ско­го, 1950, и др.). Важ­ней­ший вклад в раз­витие ку­коль­но­го те­ат­ра внёс С. В. Об­раз­цов. Ре­жис­сёр, пе­да­гог, тео­ре­тик те­ат­ра, пи­са­тель, ки­но­сце­на­рист, ху­дож­ник, он воздействовал на эволюцию всего ми­ро­во­го теат­ра ку­кол 20 в. В 1931 Об­раз­цов воз­гла­вил Цен­траль­ный те­атр ку­кол (ны­не Гос. ака­деми­че­ский цен­траль­ный те­атр ку­кол им. С. В. Об­раз­цо­ва), где ак­ку­му­ли­ро­ва­лись и от­ку­да рас­про­стра­нялись по те­ат­рам СССР но­вые идеи, сце­но­гра­фи­че­ские и по­ста­но­воч­ные приё­мы, пье­сы, тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские от­кры­тия в об­лас­ти ку­коль­но­го те­ат­ра («Джим и Дол­лар» А. П. Гло­бы, 1932; «По щучь­е­му ве­ле­нию» Е. Я. Та­ра­хов­ской, 1936; «Вол­шеб­ная лам­па Алад­ди­на» Н. В. Гер­нет, 1940; «Ко­роль-Олень» по К. Гоц­ци, 1943; «Не­обык­но­вен­ный кон­церт», 1946; «Чёрто­ва мель­ни­ца» Я. Дрды и И. В. Што­ка, 1953, «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Што­ка, 1961; «И-го-го!» Е. В. Спе­ран­ско­го, 1964; «Дон Жу­ан» В. Б. Ли­ва­но­ва и Г. Я. Бар­ди­на, 1975, и др.). Твор­че­ское ли­цо Те­ат­ра Об­раз­цо­ва оп­ре­де­ля­ли вы­даю­щиеся ху­дож­ни­ки В. В. Ан­д­рие­вич и Б. Д. Туз­лу­ков. Су­ще­ст­вен­ную роль в раз­ви­тии отеч. ку­коль­но­го те­ат­ра сыг­рал М. М. Ко­ро­лёв, вос­пи­тав­ший плея­ду ре­жис­сё­ров, ху­дож­ни­ков, ак­тё­ров. В 1959 в ЛГИТМиКе он ос­но­вал и воз­гла­вил Ка­фед­ру те­ат­ра ку­кол. Спек­так­ли, по­став­лен­ные Ко­ро­лё­вым в Ле­нингр. Боль­шом те­ат­ре ку­кол в 1950–60-е гг., во­шли в зо­ло­той фонд ми­рово­го ку­коль­но­го те­ат­ра: «Ди­кие ле­бе­ди» Х. К. Ан­дер­се­на (1952), «Ко­нёк-Гор­бу­нок» П. П. Ер­шо­ва (1955), «12 стуль­ев» по И. Иль­фу и Е. Пет­ро­ву (1957), «Пре­ле­ст­ная Га­ла­тея» Б. Га­дора и Д. Дар­ва­ша (1958), «В зо­ло­том раю» бр. Й. и К. Ча­пек (1959) и др. Уче­ни­ки Ко­ро­лё­ва оп­ре­де­лили пу­ти рос. ку­коль­но­го те­ат­ра в 1960–80-х гг.: ре­жис­сёр (в 1964– 1986) Ле­нингр. Боль­шо­го те­ат­ра ку­кол В. Б. Су­да­руш­кин, В. Л. Шрай­ман, соз­дав­ший в 1972 в Маг­ни­то­гор­ске Те­атр ку­кол и ак­тё­ра «Бу­ра­ти­но», гла­ва (с 1987) од­но­го из луч­ших в Рос­сии Во­ро­неж­ско­го те­ат­ра ку­кол «Шут» В. А. Воль­хов­ский и др. Сре­ди ве­ду­щих ре­жис­сё­ров, ак­тё­ров, ху­дож­ни­ков кон. 20 в. – Е. В. Тер­лец­кий, С. Ф. Же­лез­кин, Р. М. Вин­дер­ман, Е. Ю. Ги­мель­фарб, М. И. Борн­штейн, М. А. Ху­сид. На­ря­ду с ку­коль­ным те­ат­ром в 1950– 1980-х гг. раз­ви­валась и эс­т­рад­ная ку­коль­ная ми­ниа­тю­ра (М. В. Циф­ри­но­вич, И. Н. Ди­вов и Н. А. Сте­па­но­ва, и др.). На ру­бе­же 20–21 вв. пло­до­твор­но ра­бо­та­ют ве­ду­щие ре­жис­сё­ры те­ат­ров ку­кол: В. Н. Шац­кий (Ря­зань), Ю. А. Фрид­ман, Же­лез­кин, И. М. Эп­пель­ба­ум (Мо­ск­ва), О. В. Бо­рок (Ека­те­рин­бург), Д. А. Ло­хов (Ар­хан­гельск), И. В. Иг­нать­ев, А. В. Мак­си­мы­чев, Н. Н. Бо­ров­ков, С. В. Сто­ля­ров (С.-Пе­тер­бург), Ю. Е. Ла­бец­кий (Вы­борг), Я. М. Мер (Во­ло­гда) и др. Сре­ди рос. ху­дож­ни­ков и мас­те­ров-ку­коль­ни­ков ши­ро­ко из­вест­ны: А. И. Ефи­мов (Ека­те­рин­бург), М. Б. Гри­ба­но­ва, М. Х. Шму­ле­вич (Мо­ск­ва), Е. Л. Лу­цен­ко (Во­ро­неж). Рос. ку­коль­ные те­ат­ры еже­год­но ста­но­вят­ся лау­реа­та­ми На­цио­наль­ной те­ат­раль­ной пре­мии «Зо­ло­тая мас­ка» (Ар­хан­гель­ский, Ека­те­рин­бург­ский, Ом­ский те­ат­ры ку­кол, Се­мей­ный мо­с­ков­ский те­атр «Тень», С.-Пе­тер­бург­ский ку­коль­ный те­атр Сказ­ки, «Ку­коль­ный дом» и др.). В С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, Ря­за­ни, Ива­но­ве, Ар­хан­гель­ске, Ека­те­рин­бур­ге, Том­ске, Во­ло­где и др. го­ро­дах ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­на­род­ные и ре­гио­наль­ные фес­ти­ва­ли. Еже­год­но про­хо­дят смот­ры и фес­ти­ва­ли мно­го­чис­лен­ных лю­би­тель­ских дет­ских кол­лек­ти­вов. В нач. 2000-х гг. в Рос­сии ра­бо­тало ок. 100 гос. те­ат­ров ку­кол. Под­го­тов­ка ак­тё­ров-ку­коль­ни­ков ве­дёт­ся в выс­ших и сред­них те­ат­раль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях С.-Пе­тер­бур­га, Яро­слав­ля, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Ека­те­рин­бур­га, а так­же в ин­сти­ту­тах и учи­ли­щах куль­ту­ры мн. го­ро­дов Рос­сии.

Петрушка. Кукла из бродячего кукольного театра рубежа 19–20 вв. Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Москва).
Кукла из спектакля «Макбет». Художники Ефимовы.

Лит.: Все­во­лод­ский-Герн­г­росс В. Н. Ис­то­рия рус­ско­го те­ат­ра: В 2 т. Л.; М., 1929; Да­ни­лов С. С. Рус­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр XIX ве­ка. Л.; М., 1957; Те­ат­раль­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 1961–1967. Т. 1–5; Ис­то­рия со­вет­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра: В 6 т. М., 1966– 1971; Мей­ер­хольд В. Э. Ста­тьи. Пись­ма. Ре­чи. Бе­се­ды. М., 1968. Ч. 1–2; он же. На­сле­дие. М., 1998. Кн. 1; Таи­ров А. Я. О те­ат­ре. М., 1970; Да­ни­лов С. С., Пор­ту­га­ло­ва М. Г. Рус­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр XIX ве­ка. Л., 1974. Т. 2; Асе­ев Б. Н. Рус­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр от его ис­то­ков до кон­ца XVIII ве­ка. 2-е изд. М., 1977; Ис­то­рия рус­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра: В 7 т. М., 1977–1987; Е. Вах­тан­гов: Сбор­ник. М., 1984; Ста­ни­слав­ский К. С. Собр. соч.: В 9 т. М., 1988– 1999; Руд­ниц­кий К. Л. Рус­ское ре­жис­сёр­ское ис­кус­ст­во: В 2 т. М., 1989–1990; Че­хов М. А. Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие: В 2 т. М., 1995; Ста­ри­ко­ва Л. М. Те­атр в Рос­сии XVIII ве­ка. М., 1997; Рус­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001.

Вернуться к началу