Кукольный театр
Истоки рус. кукольного театра – в традиционных обрядах, нар. играх. Куклы скоморохов (15 в., найдены археологами на Красной площади в Москве) представляли собой керамические фигурки, надеваемые на пальцы с помощью круглых втулок. Самое раннее свидетельство о кукольных представлениях в России оставил немецкий дипломат, учёный, путешественник А. Олеарий (Эльшлегер). В профессиональных театральных представлениях куклы начали использоваться со 2-й пол. 17 в. («О Давиде и Голиафе», «О Бахусе с Венусом» и др.). В 1690-х гг. в Москве появились небольшие западноевропейские труппы. В 1700 впервые состоялись гастроли моск. кукольников по городам Украины и Поволжья. Значительное влияние на формирование и развитие рус. кукольного театра 1-й пол. 18 в. оказал И. Х. Зигмунд («Комедия о преступлении прародителей Адама и Евы», «О короле Агасфере и королеве Эсфири» и др.). В 1740–50-е гг. в Москве появились первые династии рос. кукольников (Якубовские и др.). Большую популярность получили куклы-автоматы, театр теней, разл. панорамы и «оптические театры». Внимание этому виду театра уделял и Ф. Г. Волков. В 1750-х гг. он изготовил «театр, состоящий из кукол», а во время маскарада «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II в Москве организовал шествия уличных кукольников. В нач. 19 в. окончательно сформировалась рус. нар. комедия «Петрушка». В 1841–44 в С.-Петербурге действовал первый в России стационарный Детский кукольный театр под руководством французского подданного Е. Лемольта. Во 2-й пол. 19 в. инициатива перешла к рус. кукольникам и владельцам балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Наряду с Петрушкой огромную популярность получили представления рождественского вертепа («О царе Ироде»). В 19 в. родилась отеч. проф. кукольная драматургия («Царь-девица» В. Ф. Одоевского, «Очарованный лес» А. А. Бестужева-Марлинского, «Принц Лутоня» В. С. Курочкина, и др.). В кон. 19 в. кукольный театр привлёк к себе внимание учёных, исследователей, собирателей старины (В. Н. Перетц, Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский и др.). В февр. 1916 в Петрограде спектаклем «Силы любви и волшебства» открылся «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова, оказавший заметное влияние на рос. профессиональный театр кукол 20 в. После Окт. революции 1917 активно развивался агитационный кукольный театр. В 1917 в Москве открылся «Театр Петрушки» Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт нар. кукольников, Ефимовы технически усовершенствовали театральные куклы, обогатили репертуар («Басни И. А. Крылова», «Весёлый Петрушка», «Макбет» и др.). Этапным стало творчество Е. С. Деммени, создавшего на основе Театра марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой Ленингр. театр марионеток («Свадьба» А. П. Чехова, 1928; «Наш цирк», 1930; «Гулливер в стране лилипутов» Дж. Свифта и «Проказницы из Виндзора» У. Шекспира – 1947; «Кем быть?» В. В. Маяковского, 1950, и др.). Важнейший вклад в развитие кукольного театра внёс С. В. Образцов. Режиссёр, педагог, теоретик театра, писатель, киносценарист, художник, он воздействовал на эволюцию всего мирового театра кукол 20 в. В 1931 Образцов возглавил Центральный театр кукол (ныне Гос. академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова), где аккумулировались и откуда распространялись по театрам СССР новые идеи, сценографические и постановочные приёмы, пьесы, теоретические и практические открытия в области кукольного театра («Джим и Доллар» А. П. Глобы, 1932; «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской, 1936; «Волшебная лампа Аладдина» Н. В. Гернет, 1940; «Король-Олень» по К. Гоцци, 1943; «Необыкновенный концерт», 1946; «Чёртова мельница» Я. Дрды и И. В. Штока, 1953, «Божественная комедия» Штока, 1961; «И-го-го!» Е. В. Сперанского, 1964; «Дон Жуан» В. Б. Ливанова и Г. Я. Бардина, 1975, и др.). Творческое лицо Театра Образцова определяли выдающиеся художники В. В. Андриевич и Б. Д. Тузлуков. Существенную роль в развитии отеч. кукольного театра сыграл М. М. Королёв, воспитавший плеяду режиссёров, художников, актёров. В 1959 в ЛГИТМиКе он основал и возглавил Кафедру театра кукол. Спектакли, поставленные Королёвым в Ленингр. Большом театре кукол в 1950–60-е гг., вошли в золотой фонд мирового кукольного театра: «Дикие лебеди» Х. К. Андерсена (1952), «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова (1955), «12 стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову (1957), «Прелестная Галатея» Б. Гадора и Д. Дарваша (1958), «В золотом раю» бр. Й. и К. Чапек (1959) и др. Ученики Королёва определили пути рос. кукольного театра в 1960–80-х гг.: режиссёр (в 1964– 1986) Ленингр. Большого театра кукол В. Б. Сударушкин, В. Л. Шрайман, создавший в 1972 в Магнитогорске Театр кукол и актёра «Буратино», глава (с 1987) одного из лучших в России Воронежского театра кукол «Шут» В. А. Вольховский и др. Среди ведущих режиссёров, актёров, художников кон. 20 в. – Е. В. Терлецкий, С. Ф. Железкин, Р. М. Виндерман, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид. Наряду с кукольным театром в 1950– 1980-х гг. развивалась и эстрадная кукольная миниатюра (М. В. Цифринович, И. Н. Дивов и Н. А. Степанова, и др.). На рубеже 20–21 вв. плодотворно работают ведущие режиссёры театров кукол: В. Н. Шацкий (Рязань), Ю. А. Фридман, Железкин, И. М. Эппельбаум (Москва), О. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, А. В. Максимычев, Н. Н. Боровков, С. В. Столяров (С.-Петербург), Ю. Е. Лабецкий (Выборг), Я. М. Мер (Вологда) и др. Среди рос. художников и мастеров-кукольников широко известны: А. И. Ефимов (Екатеринбург), М. Б. Грибанова, М. Х. Шмулевич (Москва), Е. Л. Луценко (Воронеж). Рос. кукольные театры ежегодно становятся лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» (Архангельский, Екатеринбургский, Омский театры кукол, Семейный московский театр «Тень», С.-Петербургский кукольный театр Сказки, «Кукольный дом» и др.). В С.-Петербурге, Москве, Рязани, Иванове, Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Вологде и др. городах регулярно проводятся международные и региональные фестивали. Ежегодно проходят смотры и фестивали многочисленных любительских детских коллективов. В нач. 2000-х гг. в России работало ок. 100 гос. театров кукол. Подготовка актёров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях С.-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах и училищах культуры мн. городов России.