СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Проблемы окружающей среды стали актуальными для всех стран мира в связи с увеличением населения планеты (с 1,6 млрд.в нач. 20 в. до 6 млрд.чел. к нач. 21 в.), развитием промышленности и других отраслей хозяйства. Как и в других странах, в России, в регионах с особенно интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства, во 2-й пол. 20 в. возникли обширные зоны экологического неблагополучия. Они охватывают около 15% территории страны, где сосредоточены основные производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья и где проживает более 60% населения.
Хотя в сер. 1990-х гг. наступила кратковременная стабилизация состояния окружающей среды (в связи со спадом промышленного и с.-х. производства), её качество не улучшилось. После 2000 с ростом производства в условиях ослабления государственной природоохранной системы негативные воздействия на окружающую среду превысили уровень 1987. Экологическая ситуация оказалась одной из главных причин ухудшения основных показателей здоровья населения, снижения средней продолжительности жизни и роста смертности.
Состояние окружающей среды
По экспертным оценкам, современная экологическая ситуация в России на 40– 50% определяется не только загрязнениями и др. влияниями предшествующих лет, но и загрязнениями, обусловленными в основном милитаризацией экономики, химизацией сельского хозяйства, экстенсивным использованием природных ресурсов, чернобыльской и др. авариями и катастрофами в СССР, а также глобальными изменениями среды под влиянием деятельности человека на всей планете.
Атмосферный воздух
За время спада производства произошло сокращение промышленных выбросов взвешенных веществ, бензопирена, диоксида серы, аммиака, фенолов, фтороводорода. В то же время на 13–15% возросло поступление в атмосферу диоксида азота, оксида углерода и соединений тяжёлых металлов. Это произошло в осн. из-за роста числа автомобилей, их неудовлетворительного технического состояния и низкого качества топлива. В Воронежской, Смоленской, Калининградской областях, Приморском крае, Северной Осетии и в Москве доля автотранспорта в общем валовом выбросе загрязнителей в атмосферный воздух в 2000 составила 77–90% (на каждого москвича в 2002 пришлось более 127 кг выбросов). Начиная с 1996 заметно увеличивались средние (по городам) концентрации сажи, формальдегида, бензопирена, сероуглерода и оксида углерода. В 2001 более 64 млн.россиян проживали в городах, где средние за год концентрации хотя бы одного загрязняющего вещества в атмосфере превышали предельно допустимые концентрации (ПДК), а 20 млн. – на территориях с максимальными годовыми концентрациями выше 10 ПДК. К числу городов с особенно высоким уровнем загрязнения атмосферы относятся Благовещенск, Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк, Магадан, Центральный и Юго-Восточный округа Москвы, Омск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Саратов, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск. На долю промышленности (в осн. чёрной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, целлюлозно-бумажной, стройиндустрии и энергетики) приходится 80% загрязнений воздуха стационарными источниками. Лидеры по промышленному загрязнению атмосферы – Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская, Кемеровская и Челябинская области. С 1990-х гг. источником загрязнения атмосферного воздуха являются лесные пожары (дым от лесных пожаров в Сибири достигает Великих озёр в Северной Америке).
В результате многолетнего загрязнения арктической атмосферы в 1980-х гг. возникло новое атмосферное явление – арктическая дымка. Одна из причин её возникновения – ежегодные выбросы до 2 млн.т диоксида серы Норильским комбинатом – крупнейшим стационарным источником загрязнения атмосферы в мире. Ещё один источник загрязнения воздуха над территорией Европейской части России – трансграничный перенос с территорий прилегающих государств (в осн. из Польши, Украины, Германии): в 2001 трансграничные выпадения соединений серы и азота, а также кадмия, свинца и ртути превзошли здесь поступления от рос. источников загрязнения.
Водные объекты
Использование экологически несовершенных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс недостаточно очищенных промышленных, коммунальных и с.-х. стоков, поступление загрязнений с рассредоточенным стоком с водосборных территорий привели к практически повсеместному загрязнению поверхностных вод. В 2002 только 1% из них (при существующем уровне водоподготовки) позволяет получить питьевую воду, отвечающую всем гигиеническим требованиям. В период 1990 – 2003 водопотребление сократилось на 30%. Из ежегодно используемого объёма воды (ок. 67 км3) 59% идёт на нужды промышленности, 20% – на нужды жилищно-коммунального и 19% – сельского хозяйства. Каждый второй житель РФ использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В 2002 от 40 до 90% проб питьевой воды не соответствовали нормам по санитарно-химическим показателям в Калмыкии, Карелии и Мордовии, в Приморском крае, в Архангельской, Воронежской, Курганской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Москве (в ср. по России – 20% в системах централизованного водоснабжения). По микробиологическим показателям 80% проб не соответствовали норме в С.-Петербурге, 40–60% – в Архангельской, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской, Саратовской и Тюменской областях, Хабаровском крае, в Ингушетии, Мордовии, Хакасии, Чувашии, Дагестане (в ср. по России – 9% в системах централизованного водоснабжения).
По данным 2002, в водные объекты ежегодно сбрасывается ок. 55 км3 сточных вод, из которых ок. 20 км3 загрязнены. До нормативного качества очищается ок. 10% вод, требующих очистки. В 1999–2001 ок. 60% загрязнённых сточных вод поступало от предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), 32% – от промышленности и энергетических комплексов. Осн. загрязнители поверхностных вод – нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения металлов (меди, хрома, цинка, железа, марганца), аммонийный и нитритный азот, а также лигнин, формальдегид, пестициды. Из-за наличия в питьевой воде высокотоксичных хлорорганических соединений (в т.ч. диоксинов) сложилась опасная ситуация в Татарии, Самарской, Оренбургской и Тюменской областях. К серьёзным последствиям привело радиоактивное загрязнение рек вблизи плутониевых производств (Челябинская и Томская области, Красноярский край).
В результате многолетнего загрязнения арктической атмосферы в 1980-х гг. появилось новое атмосферное явление – арктическая дымка. Одна из причин её возникновения – ежегодные выбросы до 2 млн.т диоксида серы Норильским комбинатом – крупнейшим стационарным источником загрязнения атмосферы в мире. Ещё один источник загрязнения воздуха над территорией Европейской части России – трансграничный перенос с территорий прилегающих государств (в осн. из Польши, Украины, Германии): в 2001 трансграничные выпадения соединений серы и азота, а также кадмия, свинца и ртути превзошли здесь поступления от рос. источников загрязнения.
Водные объекты. Использование экологически несовершенных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс недостаточно очищенных промышленных, коммунальных и с.-х. стоков, поступление загрязнений с рассредоточенным стоком с водосборных территорий привели к практически повсеместному загрязнению поверхностных вод. В 2002 только 1% из них (при существующем уровне водоподготовки) позволяет получить питьевую воду, отвечающую всем гигиеническим требованиям. В период 1990–2003 водопотребление сократилось на 30%. Из ежегодно используемого объёма воды (ок. 67 км3) 59% идёт на нужды промышленности, 20% – на нужды жилищно-коммунального и 19% – сельского хозяйства. Каждый второй житель РФ использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В 2002 от 40 до 90% проб питьевой воды не соответствовали нормам по санитарно-химическим показателям в Калмыкии, Карелии и Мордовии, в Приморском крае, в Архангельской, Воронежской, Курганской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Москве (в ср. по России – 20% в системах централизованного водоснабжения). По микробиологическим показателям 80% проб не соответствовали норме в С.-Петербурге, 40–60% – в Архангельской, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской, Саратовской и Тюменской областях, Хабаровском крае, в Ингушетии, Мордовии, Хакасии, Чувашии, Дагестане (в ср. по России – 9% в системах централизованного водоснабжения).
По данным 2002, в водные объекты ежегодно сбрасывается ок. 55 км3 сточных вод, из которых ок. 20 км3 загрязнены. До нормативного качества очищается ок. 10% вод, требующих очистки. В 1999–2001 ок. 60% загрязнённых сточных вод поступало от предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), 32% – от промышленности и энергетических комплексов. Осн. загрязнители поверхностных вод – нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения металлов (меди, хрома, цинка, железа, марганца), аммонийный и нитритный азот, а также лигнин, формальдегид, пестициды. Из-за наличия в питьевой воде высокотоксичных хлорорганических соединений (в т. ч. диоксинов) сложилась опасная ситуация в Татарии, Самарской, Оренбургской и Тюменской областях. К серьёзным последствиям привело радиоактивное загрязнение рек вблизи плутониевых производств (Челябинская и Томская области, Красноярский край).
В 1995–2002 экстремально высокое (более 50 ПДК) и высокое загрязнение (до 50 ПДК) отмечалось в водоёмах Амурской, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Пермской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Тульской, Омской, Оренбургской, Тюменской областей, Краснодарского, Приморского и Хабаровского краёв, в Дагестане, Чечне, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Северной Осетии, Якутии. Сильно загрязнены бассейны Волги, Амура, Кубани, Иртыша, Северной Двины, Оби, Тобола, Урала, Печоры, Невы. 37% загрязнённых сточных вод, образующихся на территории России, сбрасывается в бассейн Волги. Внушает опасения динамика загрязнения оз. Байкал (св. 80% поверхностных пресных вод России, ок. 20% мировых запасов), в которое поступают сточные воды Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и предприятий ЖКХ, а также промышленные стоки из Бурятии и Монголии, загрязнения через атмосферу из Канско-Ачинского и др. промышленных комплексов.
Наблюдается выраженная тенденция ухудшения качества подземных вод. Сульфатами, хлоридами, соединениями азота, нефтепродуктами, фенолами и тяжёлыми металлами загрязнено ок. 30% всех подземных вод страны.
В водах внутренних и окраинных морей РФ по некоторым видам загрязнителей ПДК превышены в 3–5 раз. К числу наиболее загрязнённых относятся залив Петра Великого в Японском море, Северный Каспий, Азовское море, Невская губа в Балтийском море.
В 1998–2002 были приняты Федеральные программы «Возрождение Волги», «Каспий», «Байкал», «Томь», «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря», «Концепция совершенствования и развития государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации» и «Государственная стратегия использования, восстановления и охраны водных объектов России». Их реализация сдерживается нехваткой средств.
Земли и почвы
В осн. промышленных и с.-х. районах России большинство земель ещё в 50–70-х гг. 20 в. пришло в экологически неудовлетворительное состояние. В 1989–2000 ускорился процесс потери плодородия почв из-за эрозии, нарушений землепользования, сокращения количества вносимых удобрений, химического и радиационного загрязнения. В 2000 ветровой эрозии были подвержены 40,8% с.-х. земель, водной – 17,8%. В результате эрозионных процессов ежегодно утрачивается до 1,5 млрд.т плодородного слоя. Ок. 1 млн.км2 земель в 35 субъектах РФ подвержены опустыниванию (особенно в Поволжье, Предкавказье, Дагестане, Воронежской, Оренбургской, Омской областях, Забайкалье). В 2001 почва на 13,8% селитебных территорий не отвечала гигиеническим нормативам. В Приморском крае более 50% почв на территориях посёлков опасно загрязнено свинцом, в Свердловской обл. – 28%, в С.-Петербурге – 22%. Особенно высокие уровни загрязнения почв обнаружены на территориях городов и посёлков Приморского края, Вологодской, Свердловской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской областей, Москвы и С.-Петербурга. Гл. причины загрязнения городских земель – свалки, полигоны бытовых и промышленных отходов, выбросы автотранспорта и промышленности. Вокруг многих промышленных предприятий сформированы устойчивые очаги загрязнения почв с радиусами в десятки километров (в т. ч. в окрестностях Ангарска, Братска, Владивостока, Владикавказа, Волгограда, Воскресенска, Иркутска, Новокузнецка, Новокуйбышевска, Томска). Ок. 25% почв с.-х. территорий загрязнено пестицидами (в т. ч. ДДТ и его производными) – в Брянской, Тульской, Рязанской, Курской и Тамбовской областях, Приморском крае, Верхнем Поволжье (Мордовии, Удмуртии и Чувашии), ок. 5% – на территории Среднего Поволжья, Иркутской и Новосибирской областей, Западной Сибири. Ок. 50% почв Москвы имеют опасный уровень микробиологического загрязнения, 30% – в Ростове, Ульяновске, Оренбурге, Перми. Огромные площади земель загрязнены радионуклидами после радиационных аварий в Брянской, Тульской, Калужской и Челябинской областях. За последние 15 лет площади городских территорий, затронутых подтоплением и карстово-суффузионными процессами (просадками и провалами), увеличились на 50–60%. Только в Москве во 2-й пол. 20 в. произошло ок. 50 провалов (диаметром до 50 м и глубиной до 10 м), повлёкших за собой гибель 100 чел. Подтопления территорий происходят в результате мелиорации, строительства водохранилищ, утечек воды из водопроводных сетей. К 2003 были частично подтоплены земли общей площадью ок. 90 тыс. км2, включая более 2 тыс. населённых пунктов, в т. ч. 792 города. Среди них – Махачкала, Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону, Тула, Тверь, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Иркутск, Хабаровск. Опасно подтоплены Новгородский кремль, Суздаль, Кирилло-Белозерский монастырь, а также Кусково и Останкинский дворец в Москве. Всего в Москве подвержено подтоплению ок. 15% территории (по прогнозам, к 2010 эта площадь может увеличиться до 40%).
Экосистемы, растительность и животный мир
На территориях с высокой плотностью населения природные экосистемы либо разрушены, либо утратили способность к самоподдержанию, выполнению средообразующих и климатообразующих функций. В 20 в. степи, лесостепи и широколиственные леса Европейской части России как экосистемы оказались на грани исчезновения, деградируют ксерофильные и горные леса на юге. Экосистемы практически всех крупных рек бассейнов Каспийского, Азовского, Чёрного и Балтийского морей, а также Оби и Енисея необратимо деформированы, сами реки превратились в каскады слабопроточных водохранилищ с обширным подтоплением прилегающих территорий. Плотины создали непреодолимые преграды для миграций осетровых, сиговых, лососёвых и др. ценных рыб. Экосистема Азовского м. (некогда самого продуктивного в мире) полностью разрушена в результате перепромысла, изменения гидрологического режима (засоление из-за сокращения поступления речных вод) и последующего вселения гребневика мнемиопсиса, уничтожающего молодь рыб. Быстро трансформируются естественные ландшафты по внутренним и особенно морским побережьям. Причиной деградации экосистем мн. водоёмов является вторичное загрязнение, вызываемое донными отложениями.
Земли лесного фонда занимают ок. 70% территории России (в т. ч. собственно леса – ок. 6 млн.км2, что составляет 22% всех лесов мира). Леса России выделяют в атмосферу ежегодно 1,8 млрд.т углекислого газа, 1,3 млрд.т кислорода и депонируют 600 млн.т углерода. Эти процессы существенно стабилизируют газовый состав атмосферы и климат планеты. За последние 15 лет объём рубок снизился в три раза; по официальной статистике, в 1999–2002 ежегодно заготавливалось ок. 100 млн.м3 древесины (ниже уровня 1913). При этом площадь, занятая спелыми лесами, в России постоянно сокращается, хотя фактически общая площадь лесопокрытых земель растёт за счёт зарастания необрабатываемых с.-х. земель и лесовосстановительных работ (ежегодно ок. 1 млн.га). Наибольшее влияние рубок леса на экологическую обстановку наблюдается в центре Европейской России, в Поволжье и Волго-Вятском районе. В Европейской части, на Урале, в Западной Сибири остались лишь островки старовозрастных лесов. Серьёзной проблемой являются лесные пожары, 80% которых возникает по вине человека. Каждый год площадь, пройденная лесными пожарами, в среднем составляет ок. 7 тыс. км2 (в засушливые годы до 15 тыс. км2). Пожары уничтожают в осн. ценные хвойные породы, одновременно выгорает верхний слой почвы вместе с почвенной фауной, гибнут животные и растения, происходит усыхание древостоя и последующее заболачивание. Среди погибших в 2001 лесов от пожаров пострадало 69%, от насекомых (сибирский шелкопряд, лиственничная листовёртка, короед-типограф и др.) – 18%, от климатических воздействий – 8%, от болезней – 4%. Огромной проблемой лесопользования являются нелегальные рубки: в 2002 незаконно было заготовлено до 35% всей древесины в Европейской части России и до 50–70% на Дальнем Востоке и Кавказе. См. также ст. Растительные ресурсы.
В 40–70-х гг. 20 в. в России были в основном восстановлены посредством искусственного воспроизводства каспийские осетровые, путём реакклиматизации – промысловая численность соболя, лося, многократно увеличена численность европейского бобра и ряда других промысловых видов. В 1990-х гг. произошла дезорганизация охотничьего хозяйства, заметно увеличилось браконьерство. Среди видов охотничье-промысловых животных, находящихся перед угрозой уничтожения, – сайгак, горные бараны, белый медведь. Численность разных видов осетровых за последние 25 лет в Волго-Каспийском бассейне сократилась (в т. ч. в результате нелегального промысла) в 8– 10 раз, существенно уменьшились промысловые ресурсы в Баренцевом и дальневосточных морях. В кон. 20 – нач. 21 вв. незаконное использование биоресурсов приобрело промышленные масштабы и в рыболовстве превосходит официальный промысел. Объём доходов от нелегального использования биоресурсов многократно превышает государственные расходы на охрану живой природы. См. также ст. Ресурсы животного мира.
В Красную книгу России (1988, 2000) – гос. перечень редких и исчезающих видов животных и растений, находящихся под охраной на всей территории страны, – включено 440 видов цветковых растений, из которых 36% на грани исчезновения (в т. ч. 11 – голосеменных, 10 – папоротниковидных, 22 – моховидных, 29 – лишайников, 17 – грибов), а также 435 видов и подвидов животных (в т. ч. 74 – млекопитающих, 126 – птиц, 21 – пресмыкающихся, 8 – земноводных, 50 – рыб и круглоротых, 96 – насекомых, 15 – кольчатых червей, 3 – ракообразных, 42 – моллюсков). Численность некоторых редких видов животных в природе опасно низка: осталось, напр., 300–400 уссурийских тигров, 35 – 40 леопардов. По некоторым расчётам, из фауны России исчезают в среднем 1–2 вида в год, из флоры – 1 вид в 4–5 лет. Гл. причинами резкого сокращения численности и исчезновения видов являются разрушение (в т. ч. загрязнение) местообитаний, чрезмерная добыча (промысел, массовый сбор, коллекционирование), влияние новых вселённых или случайно занесённых видов, прямое (напр., для защиты с.-х. культур) или случайное уничтожение.
Основные виды хозяйственной деятельности человека, оказывающие неблагоприятные воздействия на природу
Сельское хозяйство. Его негативное влияние на состояние водных источников и почв обусловлено в осн. последствиями гидромелиорации, использованием минеральных удобрений и иных химических веществ, отходами животноводческих комплексов, нарушениями в землепользовании. За 1989–2002 более 300 тыс. км2 земель было выведено из с.-х. оборота. Б. ч. незасеваемой пашни переходит в залежь или постепенно зарастает и превращается в мелколесье. Начиная с 1997 заметно сокращается сброс загрязнённых с.-х. сточных вод в поверхностные водные объекты. Внесение минеральных удобрений в 2001 по сравнению с 1990 уменьшилось в 12 раз, известкование кислых почв – в 17 раз. Растительный покров почти половины пастбищ страны деградировал в результате перевыпаса, более 15% пастбищ засолено, 25% – подвержено эрозии. В районах традиционного оленеводства продолжают сказываться результаты перевыпаса оленей, а также нарушения тундровых почв вследствие широкомасштабных геолого-разведочных работ и применения гусеничного транспорта в 1960–80-х гг. Всё больше с.-х. земель теряется и деградирует в результате вторичного засоления (129 тыс. км2), затопления водами водохранилищ (30 тыс. км2) и закисления (371 тыс. км2 пашни). С нач. 1990-х гг. сокращаются масштабы полезащитного лесоразведения. Несмотря на то что в 1990–2001 внесение пестицидов сократилось в 8 раз, на территориях ряда федеральных округов выявляются значительные площади, опасно загрязнённые пестицидами.
Промышленность. В 2003 на создание единицы ВВП приходилось больше затрат энергии и природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и твёрдых отходов, чем в 1990. Все зоны экологического бедствия в России связаны с промышленными территориями Урала и Восточной Сибири (Братск, Ангарск, Нижний Тагил, Карабаш). С 2000 наблюдается рост промышленных выбросов в атмосферу. По валовым выбросам осн. промышленными загрязнителями среды являются электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия и нефтедобывающая промышленность. Наиболее интенсивно росли (с 1997 по 2001) выбросы в атмосферу в нефтедобывающей, угольной, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. Тенденции сокращения этих выбросов (с 1995 по 2001) наблюдались в нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности, машиностроении и металлообработке. Сброс сточных вод в поверхностные водоёмы с 1995 устойчиво сокращался только в лёгкой промышленности и в меньшей степени в пищевой, угольной и нефтеперерабатывающей. Серьёзной экологической проблемой начиная с 1996 становится рост объёмов токсических отходов. В кон. 20 в. в стране ежегодно происходило ок. 60 крупных аварий, сопровождавшихся выбросом вредных веществ в окружающую среду и поражением населения.
Источником масштабного загрязнения является нефте- и газодобывающая промышленность. Значительные территории на нефтепромыслах Западной Сибири и Европейского Севера загрязнены разливами нефти и буровым шламом. Продолжается (хотя и в меньших масштабах, чем в кон. 1980-х гг.) сжигание миллиардов кубометров попутного газа. На Астраханском газоконденсатном месторождении при аварийных выбросах газа с повышенным содержанием сероводорода в 1980–90-х гг. гибли люди, проживавшие в посёлках, расположенных на расстоянии многих километров от скважин. Пожары при аварийных выбросах газа (факелы достигают в высоту 100 м) выжигают вокруг всё живое на расстоянии нескольких километров. Добыча нефти на вост. шельфе о. Сахалин привела к угрозе уничтожения самой малочисленной в мире популяции серых китов. В результате добычи нефти в Республике Коми, Ненецком автономном округе и на морском шельфе появилась устойчивая нефтяная плёнка на поверхности всей юго-вост. части Баренцева м. Более 40 подземных ядерных взрывов, проведённых в 1970–80-х гг. по заказам нефтегазовой промышленности (для интенсификации добычи нефти, хранения газового конденсата и др.) в Якутии, Башкирии, Астраханской, Оренбургской, Пермской, Тюменской областях, Ставропольском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, стали причиной долгосрочного радиоактивного загрязнения как территорий, так и добываемой нефти (Грачёвское и Осинское месторождения в Пермской обл.). Добыча угля, нефти, др. ископаемых может приводить к образованию крупных подземных пустот, что сопровождается опасными просадками поверхности и провалами (Астраханская, Кемеровская, Сахалинская и Тульская области, Республика Коми, Башкирия, Западная Сибирь). Под Березниками и Соликамском (Пермская обл.) объём таких пустот достиг 170 млн.м3 (2000).
Осн. причиной промышленного загрязнения России в сов. время стало мощное развитие оборонной промышленности. Все места производства, испытаний и уничтожения химического, ядерного, ракетно-космического оружия серьёзно загрязнены. Сохраняется радиационное загрязнение и после технологических и аварийных выбросов с предприятий ядерно-топливного комплекса на Урале и в Сибири.
После 1992 обозначилась опасная тенденция переноса экологически грязных производств из западных стран на территорию России.
Транспортный комплекс также является источником загрязнения атмосферы и почв, сброса сточных вод, твёрдых отходов, шума, вибраций, электромагнитного загрязнения; кроме того, отчуждаются значительные площади под дороги, аэродромы и др. На первом месте по негативному влиянию на среду находится автомобильный транспорт (с бензиновыми и дизельными двигателями) и транспорт нефтепродуктов (трубопроводный и нефтеналивной). Автотранспорт, начиная с 1994, стал гл. загрязнителем атмосферы рос. городов (в среднем 60% всех выбросов), осн. источником выбросов углекислого газа (71%), оксидов азота и бензопирена. В Москве в 2001 автотранспорт был причиной 93% атмосферных загрязнений, что в осн. связано со стремительным ростом в 90-х гг. 20 в. числа частных автомобилей, низкими экологическими характеристиками отечественных автомобилей, плохой организацией движения, использованием этилированного бензина (законодательно запрещён в РФ с 2002). В городах России ок. 30 млн.чел. проживает в местах сверхнормативного шумового и химического загрязнения автотранспортом. На 30% жилых территорий в городах Липецкой, Тверской, Ивановской, Калужской областей и на 20% – в Челябинской обл., Удмуртии, Калмыкии и Москве в 2000 были значительно превышены ПДК бензопирена и оксидов азота в воздухе. Ежегодно в России происходит до 1000 аварий на железных дорогах, при которых происходит утечка опасных для природы и человека веществ. Нередки случаи гибели большого числа людей (1983 – Кемерово, 1989 – Башкирия). Каждый год в результате аварий и технологических утечек из трубопроводов в окружающую среду попадает 5–10 млн.т нефтепродуктов. Сеть только магистральных трубопроводов в России пересекает разл. водоёмы в более 85 тыс. мест. Поэтому даже в таких крупных реках, как Обь, Волга, Северная Двина, содержание нефтепродуктов и их производных повышено по сравнению с периодом до начала нефтедобычи в сотни раз и значительно превышает безопасный уровень. Авария на нефтепроводе «Усинск – Головные сооружения» в Коми, когда в тундру и реки бассейна Печоры попало ок. 200 тыс. т нефти, была названа мировой экологической катастрофой № 1. Транспортировка больших количеств нефтепродуктов однокорпусными танкерами приводит к загрязнению внутренних водоёмов и прибрежных участков морей.
Энергетический комплекс. По величине выбросов загрязняющих веществ в атмосферу электроэнергетика превосходит любую отрасль промышленности (3656 тыс.т в 2001). Крупные ТЭЦ на угле, работающие по устаревшим технологиям, – один из главных стационарных источников загрязнения. Начиная с 1998 выбросы отходов электроэнергетики стабильно сокращаются. Энергетика и связанные с ней отрасли, которые используют ископаемое топливо (нефтегазовая промышленность, металлургия, ЖКХ), – осн. источники выбросов парниковых газов. К 2002 опасный уровень радиоактивного загрязнения (после взрыва 4-го блока Чернобыльской АЭС в 1986) сохранился в некоторых районах Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей, где проживает ок. 200 тыс. чел. Радиоактивные выбросы АЭС загрязняют земную атмосферу криптоном-85, что ведёт к увеличению её электропроводности. Пристанционные хранилища на всех рос. АЭС на 60–80% заполнены отработавшим ядерным топливом, хранение и переработка которого связана с нерешёнными экологическими проблемами. Строительство равнинных ГЭС в 1940– 1980-х гг. вывело из использования огромные площади плодородных земель, нарушило экосистемы и природное равновесие в бассейнах Волги, Дона, Оби, Енисея, Лены, Амура. У 12% водохранилищ (из более 3 тыс.) напорные сооружения находятся в опасном техническом состоянии (2000). Утерянные, бесхозные и разукомплектованные радиоизотопные термоэлектрогенераторы, использовавшиеся как автономные источники электропитания для маяков и метеостанций, – источники радиационного загрязнения побережий и шельфа Балтийского, Баренцева, арктических и дальневосточных морей.
Вооружённые силы. Роль военных объектов в загрязнении окружающей среды России невелика (в 2001 доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составила 1,9%, сбросов загрязнённых сточных вод – 0,7%), но по итогам прошлых 40–50 лет и по оценкам потенциальной экологической опасности военная деятельность исключительно значима для состояния среды. Атмосферные (до 1963) и подземные испытания ядерного оружия на Новоземельском (131 взрыв) и Семипалатинском (Казахстан, 467 взрывов) полигонах не только внесли основной вклад в глобальное радиационное загрязнение биосферы, но от них пострадал ряд регионов, в т. ч. Российский Север, Западная Сибирь и Алтай. 47,7 тыс. км2 земель в Алтайском крае, Якутии, Хакасии, Туве, Коми, а также в Архангельской, Камчатской, Мурманской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областях и Ямало-Ненецком автономном округе загрязнены десятками тысяч тонн ракетных металлоконструкций и остатками компонентов токсичного ракетного топлива в результате осуществления ракетно-космических (на 90% оборонных) программ на космодромах в Архангельской (Плесецк), Астраханской (Капустин Яр) и Амурской (Свободный) областях и на Байконуре (Казахстан), а также с боевых позиций ракетных дивизий стратегического назначения. Эксплуатация атомного оружия и подводных судов с атомными двигателями стала причиной масштабного радиационного загрязнения Баренцева, Карского и Японского морей (затоплено несколько тысяч контейнеров с радиоактивными отходами и несколько аварийных реакторов с отработавшим ядерным топливом). Десятки тысяч тонн трофейного химического оружия затоплено после Вел. Отеч. войны Сов. Армией в Балтийском, Белом, Баренцевом, Карском, Охотском и Японском морях. В 70–80-х гг. 20 в. десятки тысяч тонн отравляющих веществ и химических боеприпасов уничтожено в сотнях мест экологически опасными способами (затоплено, взорвано, сожжено, закопано). Выполнение в 1980–90 международных соглашений по уничтожению ракет средней и меньшей дальности, а также стратегических наступательных вооружений «методом» подрыва привело к локальному загрязнению территорий и акваторий. Территории ряда военных баз и аэродромов стали источником загрязнения подземных горизонтов нефтепродуктами (побережье Азовского м., Саратовская, Брянская и Московская области). К 2003 рекультивировано менее половины взорванных шахтных пусковых установок (170 из 500). Значительную потенциальную экологическую опасность представляют атомные подводные лодки с невыгруженным отработавшим ядерным топливом, выведенные из состава Северного и Тихоокеанского флотов.
Проблема отходов производства и потребления. К 2002 в России накоплено более 90 млрд.т твёрдых отходов (только при добыче и переработке руд цветных металлов образуется ок. 1,5 млрд.т твёрдых отходов ежегодно). Кроме того, каждый год в течение 1996–2001 образовывалось ок. 110 млн.т токсичных отходов (к 2002 накоплено ок. 2 млрд.т). Ежегодный прирост объёмов таких отходов составил в этот период ок. 15%. Одновременно произошло сокращение объёмов использования и обезвреживания токсичных отходов с 56 до 37%. На дне волжских и др. водохранилищ на хозяйственно освоенных территориях накопились десятки миллионов тонн солей тяжёлых металлов, др. опасных веществ, что превратило эти акватории в неконтролируемые места захоронения токсичных отходов. Крупной нерешённой проблемой остаётся обеспечение безопасности хранения твёрдых промышленных и бытовых отходов (ТБО). На территории РФ эксплуатируется несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов (в 2001 ок. 20% накопителей жидких промышленных отходов находилось в аварийном состоянии). В 2001 в Калужской, Курской, Липецкой, Мурманской, Тамбовской, Челябинской областях, Алтайском крае и Корякском автономном округе все полигоны ТБО не соответствовали санитарным нормам. В стране насчитываются десятки тысяч несанкционированных свалок (в 2001 только на территории Москвы их было несколько сотен, в Московской обл. – не менее 2300). Использование вторичного сырья смогло бы существенно сократить промышленные выбросы за счёт сокращения первичного производства стали и цветных металлов, однако в 2000 использовалось не более 30% вторичного сырья. После 1992 обозначилась тенденция захоронения опасных отходов из др. стран на территории России.
Опасные природные явления
Территория РФ подвержена воздействию природных явлений и процессов, которые проявляются в виде стихийных бедствий, наносящих огромный материальный ущерб и приводящих к человеческим жертвам. По повторяемости, площади охватываемых территорий и материальному ущербу лидируют катастрофические наводнения, связанные с весенними половодьями, тайфунами, обильными осадками, интенсивным таянием снега в высокогорьях, прорывом гидротехнических сооружений. В 1990– 2000 с ними было связано более 60% всех природных катастроф. С ущербами от наводнений сопоставимы воздействия ураганных ветров и смерчей, которым подвержено ок. 500 городов. Продолжается увеличение площадей подтопления, от которого страдает 75% городов и ок. 90 тыс. км2 земель различного хозяйственного значения. В результате многолетних циклических колебаний уровня Каспийского м. периодически осушаются и подтапливаются территории в неск. тыс. км2. Сели, обвалы и оползни регулярно отмечаются на Северном Кавказе и в Краснодарском крае, сходы снежных лавин характерны для Северного Кавказа, Алтая и Саян, Прибайкалья и Станового хребта, горных районов Якутии, на Камчатке, в Сахалинской обл. В 20 в. на рос. Дальнем Востоке наблюдалось цунами, в т. ч. с высотой волны 15–20 м (в 1952 цунами полностью разрушило г. Северо-Курильск на о. Парамушир). В Краснодарском и Ставропольском краях, Калмыкии и Ростовской обл. ежегодно возникают пыльные (чёрные) бури, в результате которых развеиваются десятки миллионов тонн плодородных земель.
Ок. 30% территории России, где проживает ок. 20 млн.чел., относится к зоне 7-балльных землетрясений: Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Байкал и Забайкалье, о. Сахалин, п-ов Камчатка, Курильские о-ва. По числу жертв в 20 в. самое крупное – Нефтегорское землетрясение (1995, о. Сахалин, более 2 тыс. чел. погибших). Во многих регионах происходят провалы либо из-за подвижек земной коры (так образовался в 20 в. самый крупный залив оз. Байкал), либо в результате растворения известняков.
Потепление и др. климатические аномалии во 2-й пол. 20 в. способствовали усилению пожароопасности в лесах Сибири, суховеям в Предкавказье и Прикаспийской низменности, увеличению частоты торфяных пожаров в Европейской части страны, вспышкам численности насекомых (в т. ч. повреждающих с.-х. и лесные культуры), эпизоотиям, распространению природно-очаговых заболеваний (энцефалиты, лихорадки и др.) и паразитарных болезней. Очаги распространения лесных вредителей и болезней леса охватывают площадь в 105 тыс. км2 (2001).
Загрязнение среды и здоровье населения
Загрязнение и деградация окружающей среды непосредственно отражаются на состоянии здоровья населения страны, оказывают существенное влияние на катастрофическую демографическую ситуацию, наносят ощутимый экономический ущерб. Ущерб от потери здоровья населением в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по России оценивается более чем в 30 млрд.руб. в год. Существует связь между концентрацией хлорорганических соединений в питьевой воде и смертностью от онкологических заболеваний, частотой спонтанных абортов. Только от загрязнения воздуха взвешенными частицами ежегодная дополнительная смертность составляет 30 тыс. чел. Заболеваемость и смертность жителей сильно загрязнённых промышленных центров (в т. ч. Дзержинска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новокузнецка, Норильска, Череповца) в 1,5–3 раза выше, чем в среднем по стране. В городах загрязнение атмосферы автотранспортом является причиной почти половины случаев респираторных заболеваний. На загрязнённых территориях устойчиво растёт количество больных хроническим бронхитом (за период 1996– 2000 – в 1,7 раза), бронхиальной астмой (в 1,5 раза). Загрязнения атмосферы в городах составляют св. 40% всех причин общей заболеваемости. Установлена корреляция между загрязнением атмосферного воздуха свинцом, бензопиреном, оксидами азота и углерода и онкологической заболеваемостью, частотой врождённых аномалий, болезнями нервной системы.
Охрана окружающей среды
История охраны природы в России. Ещё в древности у обитавших на территории России племён существовали региональные запреты на добычу отдельных видов животных, территориальные, сезонные и др. ограничения охоты, охранялись заповедные урочища. Позднее возникли прообразы современных охраняемых территорий – княжеские и царские охоты; охранялись засечные леса. При Петре I охрана природы приобрела общегосударственное значение. Особое внимание уделялось охране и восстановлению строевых и водоохранных лесов, степному лесоразведению, укреплению берегов рек и защите водоёмов от загрязнения, строго регламентировались сроки и правила промысла животных, появились общественные парки и сады и т. д. Но уже со 2-й пол. 18 в. стали бесконтрольно вырубаться леса (особенно в Европейской части), произошло снижение численности промысловых животных (в т. ч. соболя, медведя, песца) и хищных птиц. Перераспределение земель после крестьянской реформы 1861 сопровождалось массовым сведением спелых и приспевающих лесов в юж. губерниях. Наступившее вслед за этим иссушение земель и усиление процессов эрозии на возделываемых землях стимулировали проведение работ (государственных и частных) по лесовыращиванию и полезащитному лесоразведению. К кон. 19 в. сформировалось общественное природоохранное движение. По общественной инициативе начала создаваться система особо охраняемых природных территорий. К 1914 в России существовало несколько десятков памятников природы, несколько царских охот и частных заповедников, многочисленные гос. лесные дачи. Вызванный Окт. революцией 1917 передел собственности отрицательно сказался на состоянии биологических природных ресурсов, охраняемых территорий. Для упорядочения природопользования с 1917 по 1923 сов. правительством было издано более 200 декретов и документов природоохранного содержания, в т. ч. «Декрет о лесах» (1918), «О сроках охоты…» (1919), «Об охране рыбных и звериных угодий…» (1921). В 1924 было создано Всероссийское общество охраны природы, а в 1925 первое гос. природоохранное учреждение – Межведомственный госкомитет по охране природы, который затем был преобразован в Межведомственный госкомитет содействия развитию природных богатств РСФСР (1930). В 1933 на его основе учреждён Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, впоследствии Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР, а с кон. 50-х гг. Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при СМ РСФСР.
В годы Вел. Отеч. войны природоохранная деятельность не прекращалась: была введена категория (первая группа) запрещённых для рубок лесов (1943), продолжалось создание заповедников. Однако усиление централизации привело к тому, что в 1951 были сокращены почти вдвое площадь и число гос. заповедников – удар, от которого система охраны природы не смогла оправиться на протяжении последующих десятилетий. «Сталинский план преобразования природы» 50-х гг. наряду с широким развитием полезащитного лесоразведения предусматривал создание крупных водохранилищ, каналов, крупномасштабную мелиорацию, которые привели к засолению и подтоплению земель, исчезновению естественных ландшафтов. Процесс «химизации» сельского хозяйства в 1960-е гг. сыграл ведущую роль в сокращении численности многих видов растений, беспозвоночных и птиц из-за применения пестицидов. В 1960 был принят Закон «Об охране природы», а в 60–70-х гг.– основы земельного и водного законодательства, законодательства о недрах. Для охраны редких и исчезающих видов животных и растений в 1974 была учреждена Красная книга СССР, в 1983 – РСФСР. Всё это не смогло остановить процесс деградации природы под влиянием мощного развития промышленности (в осн. оборонной) и экстенсивного (в т. ч. освоение целинных и залежных земель) развития сельского хозяйства. Масштабы деградации природы и нерационального использования природных ресурсов засекречивались вплоть до периода «гласности», наступившего после Чернобыльской катастрофы (1986). Создание (1989) Гос. комитета по охране природы (Госкомприрода) явилось первым важным шагом на пути преодоления порочной практики, когда контроль за выполнением природоохранных ограничений возлагался на гос. органы, непосредственно связанные с эксплуатацией этих же природных ресурсов (Мин-во сельского хозяйства, Мин-во рыбного хозяйства и др.).
Негативно сказался на состоянии окружающей среды очередной передел собственности после 1991. И хотя заметное сокращение промышленного и с.-х. производства несколько снизило загрязнение и нагрузку на природные экосистемы, ослабление гос. контроля и внимания общества к экологическим проблемам, износ оборудования и рост аварийности в разных областях хозяйства, расширение браконьерства, широкомасштабный захват земель в пригородных и водоохранных зонах, сокращение централизованного финансирования природоохранных мероприятий, развитие автотранспорта, теневого сектора экономики и др. оказали более мощное обратное действие. Создание в 1991 Мин-ва экологии (с 1997 Гос. комитет по экологии, или Госкомэкология) на базе Госкомприроды и развитие природоохранного законодательства в 1991–95 в условиях экономического хаоса и политической нестабильности не смогли приостановить эти процессы. Начиная с 1992 стали регулярно публиковаться Гос. доклады по состоянию окружающей среды и здоровья населения. В 1994 Указом Президента РФ принята Концепция перехода РФ на устойчивое развитие. В 2000 Госкомэкология была упразднена и осн. функции по охране среды были переданы Мин-ву природных ресурсов РФ.
Главной экологической проблемой России является искусственное занижение реальной стоимости природных ресурсов. Получаемая за счёт этого огромная сверхприбыль (достояние небольшого числа частных лиц) могла бы стать серьёзным источником финансирования мероприятий по охране природы. После 2000 получила распространение опасная идеология деэкологизации, в соответствии с которой время для охраны природы в России настанет только после того, как страна станет богатой и процветающей, а для того чтобы она стала богатой, надо всемерно облегчать использование природных ресурсов.
Современная организация охраны окружающей среды. Принятая в 2002 Правительством РФ «Экологическая доктрина Российской Федерации» к числу осн. факторов деградации природной среды РФ относит низкую эффективность механизмов охраны окружающей среды, ослабление управленческих (прежде всего контрольных) функций государства, высокую долю теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень жизни, экологического сознания и экологической культуры. Среди декларированных принципов экологической политики: признание невозможности развития общества при деградации природы; приоритетность сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы при использовании её ресурсов; справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов; предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности (в т. ч. вооружённых сил) и учёт её отдалённых последствий; отказ от проектов, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; платность природопользования и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства; открытость экологической информации; участие всего общества в принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Федеральные бюджетные расходы на охрану окружающей среды составляли в 1995–2001 0,3–0,4 расходной части федерального бюджета (с тенденцией к уменьшению).
Законодательство и нормирование. Ст. 42 Конституции России гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением. Эти и другие положения Конституции (статьи 9, 36, 58, 72), связанные с охраной природы, находят развитие в целом ряде законов и подзаконных актов: законы «Об охране окружающей среды» (1991, 2002), «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об особо охраняемых природных территориях» (все 1995), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озера Байкал» (все 1999). Важные природоохранные нормы содержатся в законах «О недрах» (1992, в ред. 1995), «О животном мире» (1995); кодексах – Водном (1995), Лесном (1997), Градостроительном (1998), Земельном (2001), а также в законах «О государственной тайне» (1993), «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации», «Об атомной энергии» (оба 1995), «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996), «Об уничтожении химического оружия», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О мелиорации земель» (все 1997), «Об исключительной экономической зоне», «Об отходах производства и потребления» (оба 1998), «О континентальном шельфе» (1999), «О правах коренных малочисленных народов» (2001). В Уголовном кодексе (1999) и Кодексе об административных правонарушениях (2001) экологическим правонарушениям посвящены специальные главы. Общие положения конкретизированы в большом числе ведомственных норм и правил (нормативах качества окружающей природной среды, предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду, нормативах использования природных ресурсов, государственных стандартов).
Нормы ПДК и ориентировочных безопасных уровней воздействия определяют сравнительно безопасное содержание загрязнителей в единице объёма или массы (ок. 1400 веществ в воде, 1300 в воздухе и 200 в почвах). Существуют: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в воздух и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты; нормативы образования отходов при производстве единицы продукции; предельно допустимые нормы применения удобрений, пестицидов, стимуляторов роста в сельском хозяйстве; нормы радиационной безопасности (НРБ); предельно допустимые объёмы изъятия водных ресурсов; нормы вырубки леса, нормы добычи животных при промысловых или спортивных охоте и рыболовстве. Нормативы санитарных и защитных зон определяют размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Многие строительные нормы и правила, а также санитарные правила и нормы содержат важные положения по охране среды обитания. С 1998 в РФ приняты международные стандарты ISO 14001, 14004, 14010, 14011 как системы экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании. В каждом субъекте РФ существует собственная нормативная база по охране природы и природопользованию. Однако осн. проблемой природоохранного законодательства России является его низкая эффективность, отсутствие или слабость механизмов контроля за его соблюдением; экологическая экспертиза в предусмотренных законом случаях не всегда проводится или не учитывается при принятии хозяйственных решений.
РФ является участником ок. 30 международных конвенций и соглашений по охране среды, в т .ч.: Конвенции о водно-болотных угодьях (1971), Конвенции о мировом природном и культурном наследии (1972), Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973), Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Лондонской конвенции по защите морей от загрязнения (1982), Венской конвенции о защите озонового слоя (1985), Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (1987), Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов (1989), Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции о сохранении биологического разнообразия (обе 1992), ряда региональных конвенций и соглашений. В то же время из 17 принятых в 1998–2002 международных экологических конвенций и протоколов Россия ратифицировала только три. На территории СНГ действуют соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, о контроле за трансграничной перевозкой опасных и др. отходов, об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания, о Красной книге государств – участников СНГ. Россия – участница более 30 двусторонних соглашений по экологическому сотрудничеству.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Их создание в России является выдающимся достижением охраны природы мирового уровня. Среди ООПТ – гос. природные заповедники, федеральные национальные и региональные природные парки, федеральные и региональные постоянные и временные заказники разл. типов (охотничьи, рыбные и др.), региональные памятники природы. К их числу относят также зелёные и пригородные (рекреационные) зоны, парки, ботанические сады и др. природные территории, имеющие тот или иной природоохранный статус. В 2002 все заповедники (100) занимали 1,59% площади страны, гос. национальные парки (35) – 0,41%, региональные природные парки (49) – 0,8%, 69 гос. федеральных заказников – 0,73%, 4276 гос. региональных заказников – 5,9% и ок. 10 тыс. памятников природы – 0,2%. На долю всех ООПТ приходится 10,2% территории. Для защиты водных объектов вокруг них могут создаваться водоохранные зоны, в пределах которых запрещается размещение складов ядохимикатов, кладбищ, скотомогильников, свалок отходов, распашка земли, рубка деревьев и др. Вокруг водоёмов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. 23 заповедника и один национальный парк имели в 2003 международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО. 16 территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия (в т. ч. девственные леса Коми, оз. Байкал, башкирский Урал, Убсунурская котловина, дельта Лены, Куршская коса, плато Путорана, Валдайская возвышенность). Подробнее см. ст. Особо охраняемые природные территории.
Государственные органы по охране природы. В Совете безопасности РФ с 1993 существует Межведомственная комиссия по экологической безопасности, включающая руководителей всех федеральных министерств и ведомств, связанных с проблемами окружающей среды. Основной специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования с 2000 – Мин-во природных ресурсов. С 2004 ему подведомственны Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования и федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства и недропользования. Система Мин-ва природных ресурсов осуществляет мониторинг геологической среды, включая подземные воды (21 тыс. пунктов наблюдений), слежение за опасными экзогенными геологическими процессами (1300 наблюдательных участков), сейсмологические наблюдения (40), мониторинг состояния популяций охотничье-промысловых животных, фоновых и особо охраняемых видов, мониторинг лесов. Численность природоохранных инспекторов в 2001 составляла 2018 чел. (8,5 тыс. км2 территории на одного инспектора). Мин-во природных ресурсов возглавляет разработку национальных планов в области охраны окружающей среды и природопользования, совместно с Мин-вом экономического развития и торговли занимается вопросами устойчивого развития.
Наблюдения за качеством природных вод, атмосферы и почв обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет, с 2004 входит в состав Мин-ва природных ресурсов). Мониторинг атмосферы проводится в 280 населённых пунктах (2002). Три станции наблюдают за трансграничным переносом веществ на зап. границе РФ (2001). Мониторинг загрязнения поверхностных вод по гидрохимическим показателям осуществляется (2002) на 1145 водных объектах, по гидробиологическим показателям – на 81 объекте. За загрязнением морской среды следят 160 станций в прибрежных районах 8 морей. В 2002 мониторинг почв на содержание 22 пестицидов проводился в 34 субъектах РФ, промышленное загрязнение почв определялось в 220 пунктах. Загрязнение снежного покрова контролируется в 554 пунктах. Наблюдения за радиационной обстановкой включают измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (1297 пунктов), выпадение радиоактивных аэрозолей из атмосферы (398). Из-за недостаточного финансирования сеть экологического мониторинга начиная с 1990 постоянно сокращается.
Важную роль в охране окружающей среды играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывший Гос. санитарно-эпидемиологический надзор). Мин-во здравоохранения и социального развития осуществляет мониторинг химического, радиационного, микробиологического и др. видов загрязнений питьевой воды, продуктов питания, воздуха в жилых и производственных помещениях, устанавливающий и контролирующий соблюдение санитарно-экологических норм и правил. Среди других федеральных министерств и ведомств вопросам охраны природы большое значение уделяют Мин-во экономического развития и торговли, Мин-во по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (предупреждение и ликвидация последствий техногенных экологических аварий и природных катастроф), Мин-во сельского хозяйства (регулирование охотничье-промысловых и рыбных ресурсов, развитие системы охотничьих заказников, реабилитация радиационно-загрязнённых с.-х. угодий), Мин-во внутренних дел (экологическая милиция в крупных городах, экологический контроль автотранспорта), Мин-во иностранных дел (международные природоохранные соглашения), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (регулирование использования земельных ресурсов), Федеральное агентство службы по технологическому и атомному надзорам, Федеральная таможенная служба (контроль за торговлей редкими видами организмов). В ряде министерств и ведомств, имеющих дело с использованием природных ресурсов, существуют внутриведомственные подразделения по охране среды (в министерствах промышленности и энергетики, обороны, образования и науки, транспорта и связи и других). В субъектах Федерации существуют региональные комитеты (в республиках – министерства) по охране среды и природопользованию.
В десятках институтов Российской академии наук (РАН), а также в институтах Российской академии с.-х. наук и Российской академии медицинских наук ведутся исследования по охране среды, вырабатываются рекомендации для исполнительной и законодательной власти по стратегическим направлениям охраны окружающей среды и природопользования. В рамках РАН действуют Совет по проблеме экологии и чрезвычайным ситуациям и Совет по изучению культурного и природного наследия.
Для согласования деятельности в области охраны природы важное значение имеют Всероссийские съезды по охране природы (1995, 1998, 2003), по лесам (1995, 1999, 2003), Всероссийские совещания по экологическим правонарушениям (1996); по экологической безопасности (2002). С 1994 во всех субъектах РФ проводятся Дни защиты от экологической опасности.
Экологическое образование, просвещение. Экологическое образование (начиная с дошкольного и кончая высшим, в т. ч. профессиональным, а также послевузовское профессиональное и повышение квалификации специалистов-экологов) достигло значительного развития в 1980 – нач. 1990-х гг. В Астраханской, Калужской, Курганской, Московской и Свердловской областях накоплен большой опыт организации непрерывного экологического образования. Курс по экологии есть почти во всех высших учебных заведениях. Мин-вом образования РФ учреждены образовательные стандарты и учебные планы по специальностям «Экология и природопользование», «Охрана окружающей природной среды», «Экология», «Природопользование», «Геоэкология» и др. Однако в 2000 курс экологии был исключён из числа обязательных в средней школе.
Несмотря на законодательный запрет засекречивания экологической информации, с 1995 проявилась тенденция ограничения распространения экологической информации. В это же время (и особенно после 2000) средства массовой информации, отражая общую деэкологизацию государственного управления, стали уделять заметно меньше внимания экологическим проблемам. Широко распространившееся с 1991 уклонение предприятий всех форм собственности от налогов и платы за выбросы и сбросы отходов также способствует искажению информации об истинных масштабах использования ресурсов и загрязнения среды.
Общественные природоохранные организации. В стране насчитывается более 1000 активно работающих экологических общественных организаций. Благодаря их деятельности (в первую очередь, Социально-экологического союза), а также подразделений таких крупнейших международных организаций, как «Гринпис», «Зелёный крест», Всемирный фонд дикой природы (ВВФ), Всемирный союз охраны природы, Международное общество защиты животных, американской организации ИСАР, норвежской организации «Беллона» и др., общий объём привлечённых в страну инвестиций и благотворительных средств для выполнения природоохранных проектов составил в 1989–2002 более 250 млн. долл. США (в 1991–95 благотворительные средства, привлечённые общественными организациями из-за рубежа, составляли основу бюджета системы ООПТ).
Среди рос. общественных организаций, связанных с охраной природы,– Московское общество испытателей природы, основанное ещё в 1805, и наиболее массовое по числу членов (ок. 2 млн. чел.) Всероссийское общество охраны природы (в его задачу входит экологическое образование и воспитание, пропаганда экологических знаний, научно-техническая и практическая природоохранная деятельность, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства). Приоритетными направлениями деятельности Российского социально-экологического союза – крупнейшего объединения общественных экологических организаций и активистов – являются развитие и консолидация общественного экологического движения, экологическое образование, ядерная, химическая и биологическая безопасность, альтернативные источники энергии, безопасность ракетно-космической деятельности, сохранение биоразнообразия, устойчивое лесное и сельское хозяйство, изменения климата, здоровье и окружающая среда. Главная задача Рос. отделения «Гринпис» – поддержка мероприятий по сохранению рос. лесов, борьба против радиационного и химического загрязнений, охрана Байкала. Осн. направления деятельности Рос. представительства Всемирного фонда дикой природы: развитие и поддержание особо охраняемых природных территорий (система Всемирного наследия), охрана редких видов, сохранение лесов и биологического разнообразия морских и прибрежных экосистем, развитие природоохранного законодательства, природоохранное просвещение. Рос. «Зелёный крест» осуществляет мероприятия по оздоровлению экологической обстановки (в осн. связанные с химическим и ядерным разоружением), экологическому воспитанию и образованию. Среди профессиональных экологических неправительственных организаций – Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы, Ин-т «Экоюрис», Российская экологическая академия, Союз за химическую безопасность. В последнее десятилетие возникли экологические общественно-политические движения «Кедр», Российская партия зелёных, Партия жизни, Российская экологическая партия, движение «Живая Россия».
Состояние охраны окружающей среды в РФ относится к наиболее острым стратегическим проблемам жизнеобеспечения населения. Актуальные задачи охраны окружающей среды России: в области исполнительной власти – повышение эффективности гос. управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (в т. ч. путём отделения управления природопользованием от контроля за использованием природных ресурсов, усиления влияния гос. экологической экспертизы и контроля, совершенствования системы гос. экологического мониторинга); присоединение ко всем существующим природоохранным конвенциям и соглашениям, касающимся России; экологизация системы налогообложения и использование получаемой при этом природной ренты в интересах всего общества (в т. ч. для увеличения уровня финансирования мероприятий по охране природы до 4–5% расходной части федерального бюджета); в области законодательства – разграничение компетенции и полномочий по вопросам охраны среды и природопользования между федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, законодательная поддержка благотворительности на экологические цели; в области судебной власти – усиление защиты конституционных экологических прав граждан, обеспечение экологического правоприменения; в области общественных движений – расширение участия общественности в принятии решений по социально-экономическому развитию территорий, поддержка массового экологического движения. Решению экологических проблем России будет способствовать более широкое использование мировых достижений в этой области: соблюдение принципов предосторожности и ответственности за причинение экологического ущерба, концепций приемлемого риска, компенсации причинённого экологического ущерба, ответственности производителя за весь жизненный цикл продукции, маркировка экологически чистых продуктов и др., а также признание экологической безопасности важнейшей частью национальной безопасности.