ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 57-59

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: И. С. Зекцер

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

На тер­ри­то­рии Рос­сии под­зем­ные во­ды ха­рак­те­ри­зу­ют­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем ус­ло­вий рас­про­стра­не­ния, фор­ми­ро­ва­ния ре­сур­сов и хи­ми­че­ско­го со­ста­ва. Ши­ро­ко пред­став­ле­ны пре­сные, ми­не­раль­ные и тер­маль­ные под­зем­ные во­ды. За­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния под­зем­ных вод в разл. ре­гио­нах Рос­сии на­хо­дят­ся в за­ви­си­мо­сти пре­ж­де все­го от их струк­тур­но-гид­ро­гео­ло­ги­че­ских ус­ло­вий, т. е. осо­бен­но­стей рас­про­стра­не­ния в этих ре­гио­нах разл. ти­пов гид­ро­гео­ло­ги­че­ских струк­тур. Вы­де­ля­ет­ся ряд ар­те­зи­ан­ских и гид­ро­гео­ло­ги­че­ских склад­ча­тых об­лас­тей, осо­бый класс по ус­ло­ви­ям за­ле­га­ния и фор­ми­ро­ва­ния со­став­ля­ют под­зем­ные во­ды крио­ли­то­зо­ны.

Основные артезианские области

К глав­ным ар­те­зи­ан­ским об­лас­тям от­но­сят­ся Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ская, За­пад­но-Си­бир­ская и Вос­точ­но-Си­бир­ская.

В пре­де­лах Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти вы­де­ля­ют Мо­с­ков­ский, Се­ве­ро-Двин­ский, Вол­го-Кам­ский, Сур­ско-Хо­пёр­ский, При­кас­пий­ский и Пе­чор­ский ар­те­зи­ан­ские бас­сей­ны. Осн. фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния под­зем­ных вод этой ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти: зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния ланд­шафт­но-кли­ма­ти­че­ской об­ста­нов­ки от сев. тун­д­ры до за­суш­ли­вых по­лу­пус­тынь При­кас­пия; рав­нин­ный рель­еф; не­глу­бо­кий врез реч­ных до­лин (до 150 м); при­сут­ст­вие в раз­ре­зе чех­ла че­ты­рёх струк­тур­ных эта­жей, сло­жен­ных верх­не­про­те­ро­зой­ски­ми, венд­ско-ниж­не­де­вон­ски­ми, сред­не­де­вон­ско-верх­не­триа­со­вы­ми и ниж­не­юр­ско-кай­но­зой­ски­ми от­ло­же­ния­ми; ши­ро­кое раз­ви­тие кар­бо­нат­ных по­род па­лео­зой­ско­го воз­рас­та и чет­вер­тич­ных лед­ни­ко­вых от­ло­же­ний; раз­ви­тие мощ­ных со­ле­нос­ных толщ в де­во­не, кар­бо­не и пер­ми; на­ли­чие мно­го­лет­ней мерз­ло­ты на се­ве­ре об­лас­ти. Об­вод­нён­ность по­род про­сле­жи­ва­ет­ся до глу­би­ны неск. ты­сяч мет­ров. Пре­сные под­зем­ные во­ды при­уро­че­ны в осн. к тер­ри­ген­ным и кар­бо­нат­ным по­ро­дам верх­не­го гид­ро­гео­ло­ги­че­ско­го эта­жа. Наи­боль­шие зна­че­ния мо­ду­ля под­зем­но­го сто­ка (до 6–8 л/c·км2) ха­рак­тер­ны для рай­онов раз­ви­тия кар­ста, для тер­ри­ген­ных от­ло­же­ний пер­ми – зна­чи­тель­но мень­ше (1,0–1,5 л/с·км2), для флю­ви­ог­ля­ци­аль­ных от­ло­же­ний – ок. 2 л/с·км2. В гид­ро­хи­ми­че­ском раз­ре­зе ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти вы­де­ля­ют (свер­ху вниз) 3 зо­ны: пре­сных вод (ми­не­ра­ли­за­ция до 1 г/л), со­лё­ных вод (1– 35 г/л) и рас­со­лов (св. 35 г/л). Мощ­ность зо­ны пре­сных вод в ср. со­став­ля­ет 200–300 м, а на от­дель­ных уча­ст­ках При­кас­пий­ско­го ар­те­зи­ан­ско­го бас­сей­на эта зо­на во­об­ще от­сут­ст­ву­ет. Зна­чи­тель­ная экс­плуа­та­ция под­зем­ных вод в Мо­с­ков­ском ар­те­зи­ан­ском бас­сей­не при­ве­ла к об­ра­зо­ва­нию об­шир­ных де­прес­си­он­ных во­ро­нок (глу­би­на – де­сят­ки мет­ров, пло­щадь – сот­ни км2).

За­пад­но-Си­бир­ская ар­те­зи­ан­ская об­ласть (на­зы­вае­мая так­же ар­те­зи­ан­ским бас­сей­ном) яв­ля­ет­ся круп­ней­шей в ми­ре (пл. 3 млн.км2). Гид­ро­гео­ло­ги­че­ские ус­ло­вия оп­ре­де­ля­ют­ся: не­глу­бо­ким вре­зом реч­ных до­лин (до 70 м); срав­ни­тель­но не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом ат­мо­сфер­ных осад­ков (250–400 мм в год); ши­ро­ким раз­ви­ти­ем бо­лот и озёр; пре­иму­ще­ст­вен­но пес­ча­но-гли­ни­стым раз­ре­зом оса­доч­но­го чех­ла мощ­но­стью 7 км при от­сут­ст­вии со­ле­нос­ных и кар­бо­нат­ных по­род; ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем ре­гио­наль­ных во­до­упо­ров (гли­ни­стые тол­щи верх­ней юры, ме­ла и кай­но­зоя); рас­про­стра­не­ни­ем мно­го­лет­ней мерз­ло­ты на се­ве­ре об­лас­ти; важ­ной ро­лью нео­тек­то­ни­че­ских на­ру­ше­ний. Пре­сные под­зем­ные во­ды рас­про­стра­не­ны в осн. на её ок­раи­нах, при­чём на юге и юго-вос­то­ке мощ­ность зо­ны пре­сных вод дос­ти­га­ет 1,8 км, что объ­яс­ня­ет­ся дли­тель­ным со­хра­не­ни­ем кон­ти­нен­таль­ных ус­ло­вий осад­ко­на­ко­п­ле­ния. Зна­че­ния мо­ду­лей под­зем­но­го сто­ка ко­леб­лют­ся в пре­де­лах 0,1–4,0 л/с·км2. Мощ­ность рас­по­ло­жен­ной ни­же зо­ны со­лё­ных вод воз­рас­та­ет от ок­раи­ны к цен­тру ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти от пер­вых со­тен мет­ров до 4 км. Со­ло­но­ва­тые и со­лё­ные во­ды (ми­не­ра­ли­за­ция 1–35 г/л) за­ни­ма­ют пре­об­ла­даю­щую часть тер­ри­то­рии, осо­бен­но на за­па­де и се­ве­ре об­лас­ти.

В пре­де­лах Вос­точ­но-Си­бир­ской ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти вы­де­ля­ют­ся Ан­га­ро-Лен­ский, Тун­гус­ский, Якут­ский, Оле­нёк­ский, Ко­туй­ский и Ха­танг­ский ар­те­зи­ан­ские бас­сей­ны. Ос­нов­ные фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния под­зем­ных вод: рез­ко кон­ти­нен­таль­ный кли­мат с наи­боль­шим ко­ли­че­ст­вом ат­мо­сфер­ных осад­ков (до 350 мм в год); ши­ро­кое раз­ви­тие мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род мощ­но­стью до 1000 м; глу­бо­кие эро­зи­он­ные вре­зы до­лин (до 500 м); зна­чи­тель­ные мощ­но­сти кар­бо­нат­ных и со­ле­нос­ных по­род; про­яв­ле­ния кар­ста в Ан­га­ро-Лен­ском бас­сей­не и со­ля­но-ку­поль­ной тек­то­ни­ки на юге Якут­ско­го бас­сей­на; ши­ро­кое про­яв­ле­ние раз­рыв­ной тек­то­ни­ки и свя­зан­ных с раз­ло­ма­ми вы­хо­дов на по­верх­ность со­лё­ных вод и рас­со­лов; ак­тив­ный не­отек­то­ни­че­ский ре­жим – под­ня­тия до 500 м на ок­раи­нах ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти и опус­ка­ния до 1000 м на вос­то­ке Якут­ско­го ар­те­зи­ан­ско­го бас­сей­на. Мо­ду­ли род­ни­ко­во­го сто­ка на уча­ст­ках вы­хо­да фун­да­мен­та на по­верх­ность не пре­вы­ша­ют 0,2–0,3 л/с·км2, де­би­ты сква­жин – до 1 л/с. Мощ­ность зо­ны пре­сных вод со­став­ля­ет ок. 400 м на юге ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти, а в кон­ти­нен­таль­ных перм­ских и ме­ло­вых от­ло­же­ни­ях Ви­люй­ской си­нек­ли­зы дос­ти­га­ет 4 км. Мо­ду­ли под­зем­но­го сто­ка ко­леб­лют­ся от 0,5 до 4,0 л/с·км2. Мощ­ность зо­ны со­лё­ных вод варь­и­ру­ет от неск. со­тен мет­ров до 4 км (в Ха­танг­ском и Якут­ском ар­те­зи­ан­ских бас­сей­нах). Мощ­ность зо­ны рас­со­лов пре­вы­ша­ет 3 км, а их об­щие за­па­сы дос­ти­га­ют 1,5·1014 т.

Гидрогеологические складчатые области и массивы

В гор­ных рай­онах стра­ны вы­де­ля­ют­ся гид­ро­гео­ло­ги­че­ские склад­ча­тые об­лас­ти и мас­си­вы, об­вод­нён­ность ко­то­рых оп­ре­де­ля­ет­ся в пер­вую оче­редь гео­ло­го-струк­тур­ны­ми фак­то­ра­ми и кли­ма­ти­че­ски­ми ус­ло­вия­ми. К та­ким об­лас­тям от­но­сят склад­ча­тые со­ору­же­ния Бал­тий­ско­го и Ал­дан­ско­го щи­тов, Ура­ла, Ти­ман­ско­го кря­жа, ар­хи­пе­ла­га Но­вая Зем­ля, Ана­бар­ской ан­тек­ли­зы, Ени­сей­ско­го кря­жа, Са­ян, Ал­тая, Си­хо­тэ-Али­ня, За­бай­ка­лья, Вер­хоя­но-Ко­лым­ско­го и Ко­ряк­ско­го на­го­рий, по­лу­ост­ро­вов Тай­мыр и Кам­чат­ка, Ку­риль­ских о-вов и о. Са­ха­лин. В их пре­де­лах оса­доч­ные, ме­та­мор­фи­че­ские и из­вер­жен­ные по­ро­ды со­дер­жат тре­щин­но-жиль­ные, пла­сто­во-тре­щин­ные или пла­сто­вые на­пор­ные, на­пор­но-без­на­пор­ные и без­на­пор­ные под­зем­ные во­ды, при­уро­чен­ные гл. обр. к зо­нам эн­до­ген­ной и эк­зо­ген­ной тре­щи­но­ва­то­сти и рых­лым по­кров­ным от­ло­же­ни­ям. Глу­би­на за­ле­га­ния пре­ры­ви­стой в раз­ре­зе во­до­нос­ной зо­ны эн­до­ген­ной тре­щи­но­ва­то­сти в глу­бо­ко ме­та­мор­фи­зо­ван­ных по­ро­дах древ­них мас­си­вов мо­жет пре­вы­шать 6–7 км.

Криолитозона

В крио­ли­то­зо­не, за­ни­маю­щей бо­лее 65% тер­ри­то­рии Рос­сии (а в Вос­точ­но-Си­бир­ской ар­те­зи­ан­ской об­лас­ти св. 90%), на­ря­ду с гео­ло­го-струк­тур­ным фак­то­ром рас­про­стра­не­ние и фор­ми­ро­ва­ние под­зем­ных вод оп­ре­де­ля­ют­ся тол­щей мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род. Под­зем­ные во­ды при­уро­че­ны в осн. к над­мерз­лот­ным от­ло­же­ни­ям разл. воз­рас­та. Сплош­ная тол­ща мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род яв­ля­ет­ся ре­гио­наль­ным во­до­упо­ром и ог­ра­ни­чи­ва­ет рас­про­стра­не­ние пре­сных над­мерз­лот­ных и меж­мерз­лот­ных под­зем­ных вод уча­ст­ка­ми сквоз­ных и не­сквоз­ных та­ли­ков под круп­ны­ми ре­ка­ми и озё­ра­ми. Та­ли­ки час­то ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ог­ра­ни­чен­ны­ми экс­плуа­та­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми и низ­ким ка­че­ст­вом во­ды в зим­ний пе­ри­од, в кон­це ко­то­ро­го об­щая ми­не­ра­ли­за­ция во­ды мо­жет воз­рас­ти с 0,05–0,1 до 2–3 г/л, а сум­мар­ный де­бит сква­жин умень­шит­ся в 5–10 раз. В лет­ний пе­ри­од за­па­сы и ка­че­ст­во во­ды та­ли­ков вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся. Под­мерз­лот­ные во­ды в ар­те­зи­анских бас­сей­нах Вос­точ­но-Си­бир­ской об­лас­ти обыч­но яв­ля­ют­ся рас­со­ла­ми (до 300 г/л) с от­ри­ца­тель­ной (до –8 °C) тем­пе­ра­ту­рой, с азот­но-ме­та­но­вым и се­ро­во­до­род­ным со­ста­вом га­зов.

Ресурсы и использование подземных вод

Пре­сные и со­ло­но­ва­тые под­зем­ные во­ды. Про­гноз­ные экс­плуа­та­ци­он­ные ре­сур­сы пре­сных и со­ло­но­ва­тых под­зем­ных вод Рос­сии с ми­не­ра­ли­за­ци­ей до 3 г/л оце­ни­ва­ют­ся в 870 млн.м3/сут (к нач. 2000), раз­ве­дан­ные экс­плуа­та­ци­он­ные за­па­сы под­зем­ных вод со­став­ля­ют ок. 89,4 млн.м3/сут (в ср. 10% от про­гноз­ных ре­сур­сов). Из ок. 3000 раз­ве­дан­ных ме­сто­ро­ж­де­ний пить­е­вой во­ды экс­плуа­ти­ру­ют­ся 1400, а во­до­от­бор со­став­ля­ет ок. 35% от оп­ти­маль­но­го уров­ня [от­бор под­зем­ных вод в 2000, вклю­чая шахт­ный и карь­ер­ный во­до­отлив, со­ста­вил 33,1 млн.м3/сут, од­нако бы­ло ис­поль­зо­ва­но толь­ко около 27,2 млн.м3/сут (82%), ос­таль­ное – сбро­ше­но без ис­поль­зо­ва­ния]. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во под­зем­ных вод от­би­ра­ет­ся в Мо­с­ков­ской, Ке­ме­ров­ской и Сверд­лов­ской об­лас­тях, Крас­но­дар­ском и Крас­но­яр­ском кра­ях, Баш­ки­рии, Во­ро­неж­ской и Че­ля­бин­ской об­лас­тях.

В рам­ках ра­бот по ве­де­нию Го­су­дар­ст­вен­но­го вод­но­го ка­да­ст­ра еже­год­но обоб­ща­ет­ся ин­фор­ма­ция об экс­плуа­та­ци­он­ных за­па­сах под­зем­ных вод, их ис­поль­зо­ва­нии и ка­че­ст­ве (это со­став­ная часть Гос. мо­ни­то­рин­га со­стоя­ния недр). По Вод­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву пре­сные под­зем­ные во­ды долж­ны рас­хо­до­вать­ся, как пра­ви­ло, толь­ко на хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­вое во­до­снаб­же­ние, на др. ну­ж­ды (про­мыш­лен­ность, оро­ше­ние с.-х. зе­мель) – толь­ко при обес­пе­чен­но­сти ре­сур­са­ми со­вре­мен­ных и пер­спек­тив­ных по­треб­но­стей хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­во­го во­до­снаб­же­ния, а так­же по спе­ци­аль­но­му раз­ре­ше­нию при­ро­до­охран­ных ор­га­нов. В струк­ту­ре ис­поль­зо­ва­ния под­зем­ных вод Рос­сии 76% при­хо­дит­ся на хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­вое, 22% – на про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ское во­до­снаб­же­ние, 2% – на оро­ше­ние зе­мель и об­вод­не­ние па­ст­бищ. Рас­ход под­зем­ных вод на 1 чел. со­став­ля­ет 188 л/­сут, в т. ч. 145 л/сут на хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­вое во­до­снаб­же­ние. От­ме­ча­ет­ся уве­ли­че­ние до­ли под­зем­ных вод (до 46%) в об­щем ба­лан­се ис­точ­ни­ков хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­во­го во­до­снаб­же­ния. Од­на­ко во­до­снаб­же­ние мно­гих круп­ных го­ро­дов, вклю­чая Мо­ск­ву и С.-Пе­тер­бург, ба­зи­ру­ет­ся на не за­щи­щён­ных от за­гряз­не­ния по­верх­но­ст­ных во­дах, часть та­ких го­ро­дов не име­ет раз­ве­дан­ных под­зем­ных ис­точ­ни­ков. Толь­ко 30% го­ро­дов и на­се­лён­ных пунк­тов Рос­сии пол­но­стью обес­пе­чи­ва­ют­ся под­зем­ной пить­е­вой во­дой. На­чи­ная с по­след­них де­ся­ти­ле­тий 20 в. на­блю­да­ет­ся за­гряз­не­ние под­зем­ных вод, осн. ис­точ­ни­ка­ми ко­то­ро­го явля­ют­ся на­ко­пи­те­ли от­хо­дов и сточ­ные во­ды про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, неф­те­про­мы­слов, скла­дов го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов, а так­же сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные и бы­то­вые сто­ки. К нач. 2002 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны 4002 уча­ст­ка за­гряз­не­ния. Наи­боль­шую эко­ло­ги­че­скую опас­ность пред­став­ля­ет ухуд­ше­ние ка­че­ст­ва под­зем­ных вод на во­до­за­бо­рах пить­е­во­го во­до­снаб­же­ния (749 за­гряз­нён­ных во­до­за­бо­ров, вклю­чая оди­ноч­ные экс­плуа­та­ци­он­ные сква­жи­ны).

Кисловодск. Главные нарзанные ванны.
Читинская область. Дарасунские минеральные воды (питьевая галерея).

Ми­не­раль­ные под­зем­ные во­ды. Ут­вер­ждён­ные экс­плуа­та­ци­он­ные за­па­сы ми­не­раль­ных под­зем­ных вод со­став­ля­ют 250 тыс.м3/сут. Уг­ле­кис­лые ми­не­раль­ные во­ды раз­но­об­раз­но­го хи­ми­че­ско­го со­ста­ва фор­ми­ру­ют­ся в об­лас­тях ак­тив­но­го про­яв­ле­ния тер­мо­ме­та­мор­фи­че­ских про­цес­сов в пре­де­лах При­мо­рья, За­бай­ка­лья, Се­вер­но­го Кав­ка­за и др. ре­гио­нов (ме­сто­ро­ж­де­ния Лас­точ­ка, Да­ра­сун­ское, Ки­сло­вод­ский Нар­зан, Же­лез­но­водск). Они не­ред­ко со­дер­жат бор, мышь­як, фтор и др. мик­ро­эле­мен­ты. Ра­до­но­вые ми­не­раль­ные во­ды раз­но­об­раз­но­го со­ста­ва свя­за­ны с гра­ни­тои­да­ми и ак­ти­ви­зи­ро­ван­ны­ми в чет­вер­тич­ное вре­мя тек­то­ни­че­ски­ми на­ру­ше­ния­ми (ме­сто­ро­ж­де­ния Бе­ло­ку­ри­ха, Мо­ло­ков­ка, Ли­пов­ка). В об­лас­тях совр. вул­ка­низ­ма (Кам­чат­ка и Ку­риль­ские о-ва) раз­ви­ты уг­ле­ки­сло-азот­ные и азот­ные, крем­ни­стые хо­лод­ные и тер­маль­ные во­ды, кис­лые и ульт­ра­кис­лые (с рН-3) тер­маль­ные и хо­лод­ные же­ле­зи­стые, алю­ми­ние­вые, ам­мо­ний­ные во­ды с об­щей ми­не­ра­ли­за­ци­ей до 3–5 г/л. Се­ро­во­до­род­ные во­ды обыч­но рас­про­стра­не­ны в зо­не за­труд­нён­но­го во­до­об­ме­на в ар­те­зи­ан­ских бас­сей­нах, со­дер­жа­щих суль­фат­ные по­ро­ды и неф­тя­ные уг­ле­во­до­ро­ды (Пре­ду­ра­лье, За­пад­ная Яку­тия и др.). Са­ни­тар­но-оз­до­ро­ви­тель­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми и за­во­да­ми по роз­ли­ву во­ды экс­плуа­ти­ру­ют­ся св. 300 ме­сто­ро­ж­де­ний ми­не­раль­ных вод. На их ба­зе дей­ст­ву­ют ку­рор­ты, са­на­то­рии, баль­не­о­ле­чеб­ни­цы, за­во­ды роз­ли­ва ми­не­раль­ных вод. Наи­бо­лее ста­рые и из­вест­ные ку­рор­ты: Мар­ци­аль­ные Во­ды (Ка­ре­лия), Ес­сен­ту­ки, Пя­ти­горск, Же­лез­но­водск, Ки­сло­водск (Се­вер­ный Кав­каз), Ма­це­ста (Чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье Кав­ка­за), Да­ра­сун, Куль­дур (За­бай­ка­лье), Бе­ло­ку­ри­ха (Ал­тай), Па­ра­тун­ка, Пау­жет­ка (Кам­чат­ка) и др.

Про­мыш­лен­ные во­ды. Зна­чи­тель­ные за­па­сы про­мыш­лен­ных вод (гид­ро­ми­не­раль­ное сы­рьё) яв­ля­ют­ся важ­ней­шим ис­точ­ни­ком для по­лу­че­ния йо­да, бро­ма, бо­ра, ли­тия, ру­би­дия, це­зия, строн­ция. К ним, по­ми­мо при­род­ных рас­со­лов, от­но­сят­ся так­же по­пут­ные во­ды неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний. Про­мыш­лен­ные во­ды рас­про­стра­не­ны в Крас­но­дар­ском и Крас­но­яр­ском кра­ях, в За­пад­ной Си­би­ри, Ир­кут­ской и Ар­хан­гель­ской об­лас­тях, на Се­вер­ном Кав­ка­зе, а так­же на тер­ри­то­рии Вол­го-Ураль­ской и Ти­ма­но-Пе­чор­ской неф­те­га­зо­нос­ных про­вин­ций. По­тен­ци­ал про­мыш­лен­ных вод по­ка ис­поль­зу­ет­ся в ог­ра­ни­чен­ных мас­шта­бах. На Тро­иц­ком ме­сто­ро­ж­де­нии (Крас­но­дар­ский край) из них до­бы­ва­ет­ся йод, на Крас­но­кам­ском (Перм­ская обл.) – бром. Про­гноз­ные экс­плуа­та­ци­он­ные ре­сур­сы гид­ро­ми­не­раль­но­го сы­рья (под­зем­ные во­ды и озёр­ная ра­па) Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии в сум­ме со­став­ля­ют 2620 тыс.м3/сут. Наи­бо­лее пер­спек­тив­ны для прак­ти­че­ско­го ос­вое­ния Вос­точ­но-Пред­кав­каз­ский и Вол­го-Кам­ский бас­сей­ны, где раз­ви­ты по­ли­ком­по­нент­ные рас­со­лы.

Тер­маль­ные во­ды. Про­гноз­ные экс­плуа­та­ци­он­ные ре­сур­сы тер­маль­ных (те­п­ло­энер­ге­ти­че­ских) вод в Рос­сии (85 млн.м3 в год) эк­ви­ва­лент­ны 130– 140 млн.т ус­лов­но­го то­п­ли­ва. Вы­яв­ле­но 67 ме­сто­ро­ж­де­ний тер­маль­ных вод и па­ро­во­дя­ных сме­сей. За­па­сы па­ро­гид­ро­терм Ку­ри­ло-Кам­чат­ско­го ре­гио­на мо­гут обес­пе­чить ра­бо­ту гео­тер­маль­ных ТЭС с сум­мар­ной мощ­но­стью 100 МВт. Тер­маль­ные под­зем­ные во­ды ис­поль­зу­ют­ся так­же и в ле­чеб­ных це­лях.

Лит.: Зек­цер И. С. За­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния под­зем­но­го сто­ка и на­уч­но-ме­то­ди­че­ские ос­но­вы его изу­че­ния. М., 1977; Ки­рю­хин В. А., Тол­сти­хин Н. И. Ре­гио­наль­ная гид­ро­гео­ло­гия. М., 1987; Зек­цер И. С., Джа­ма­лов Р. Г. Под­зем­ные во­ды в вод­ном ба­лан­се круп­ных ре­гио­нов. М., 1989; Бо­рев­ский Б. В., Яз­вин Л. С. Оцен­ка обес­пе­чен­но­сти на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ре­сур­са­ми под­зем­ных вод для хо­зяй­ст­вен­но-пить­е­во­го во­до­снаб­же­ния. М., 1995.

Вернуться к началу