Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́АЛТО ХУГО АЛВАР ХЕНРИК

Авторы: А. Н. Шукурова
А. Аалто. Дворец «Финляндия» в Хельсинки. 1967–71. Фото Маркку Юнтунена

А́АЛТО (Aalto) Ху­го Ал­вар Хен­рик (3.2.1898, Ку­ор­та­не – 1.5.1976, Хель­син­ки), фин. ар­хи­тек­тор и ди­зай­нер. В 1916–21 учил­ся в По­ли­тех­нич. ин-те в Хель­син­ки у А. Лин­дг­ре­на. Ис­пы­тал влия­ние не­оклас­си­циз­ма Г. Ас­п­лун­да и эс­те­ти­ки ев­роп. ар­хит. аван­гар­диз­ма, на ос­но­ве ко­то­рой сло­жи­лась его ин­ди­ви­ду­аль­ная ма­не­ра (са­на­то­рий в Пай­мио, 1929–33; гор. б-ка в Вы­бор­ге, 1930–35). Ра­бо­тал вме­сте с же­ной, арх. Ай­но Марсио-Аал­то (1894–1949). В по­ис­ках но­вых кон­ст­рук­тив­ных форм от­да­вал пред­поч­те­ние при­род­ным ма­те­риа­лам (экс­пе­ри­мен­ты с гну­той дре­ве­си­ной: ме­бель, бес­пред­мет­ные ком­по­зи­ции). По его мо­де­лям фир­ма «Ар­тек» (А. – один из её ос­но­ва­те­лей) с 1935 на­ча­ла вы­пуск пред­ме­тов ин­терь­е­ра, став­ших об­раз­ца­ми совр. сти­ля и фин. ди­зай­на. Про­де­мон­ст­ри­ро­вал воз­мож­но­сти де­рев. ар­хи­тек­ту­ры в про­ек­тах для Все­мир­ных вы­ста­вок в Па­ри­же (1937) и Нью-Йор­ке (1939); гиб­ко со­че­тал тра­ди­ции нар. зод­че­ст­ва с но­виз­ной аван­гард­ных приё­мов, сво­бо­ду про­стран­ст­вен­ной ком­по­зи­ции с кра­со­той сев. пей­за­жа (вил­ла «Май­реа» в Нор­мар­кку, 1938–39).

В 1940–48 А. ра­бо­тал и пре­по­да­вал в США. Вер­нув­шись в Фин­лян­дию, осу­ще­ст­вил ряд про­ек­тов круп­ных об­ществ. зда­ний: му­ни­цип. центр в Сяю­нят­са­ло (1950–52), Управ­ле­ние пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния (1952–56), Дво­рец «Фин­лян­дия» (1967–71; все – в Хель­син­ки), Дом Се­вер­ных стран в Рей­кья­ви­ке (1965–68) и др. Ав­тор мн. про­ек­тов цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры, в т. ч. церк­ви Трёх кре­стов в Ву­ок­сен­ни­ске (1956–58), при­ход­ских цен­тров в Вольфс­бур­ге (Гер­ма­ния, 1960–63) и в мес­теч­ке Рио­ла, под Бо­лонь­ей (1966, по­стро­ен в 1975–1980). Не­ко­то­рые его гра­до­стро­ит. за­мы­слы, от­ли­чав­шие­ся сво­бод­ной ком­по­зи­ци­ей объ­ё­мов и жи­во­пис­ной ланд­шафт­ной пла­ни­ров­кой, бы­ли реа­ли­зова­ны по­смерт­но (в Ро­ва­ние­ми и в Сей­няй­о­ки). Своё пред­став­ле­ние об иде­аль­ной ор­га­ни­за­ции творч. тру­да А. во­пло­тил в про­ек­те собств. мас­тер­ской близ Хельсинки (1955) с внутр. дво­ром в фор­ме ам­фи­те­ат­ра (лек­ци­он­ный зал под от­кры­тым не­бом). А. ока­зал зна­чит. влия­ние на ар­хи­тек­то­ров раз­ных стран. В 1963–1968 пре­зи­дент Ака­де­мии Фин­лян­дии.

Лит.: Fleig K. A. Aalto: In 3 Bd. Z., 1963–1978; Го­зак А. П. А. Аал­то. М., 1976; А. Аал­то. Ар­хи­тек­ту­ра и гу­ма­низм. М., 1978; Schildt G. A. Aalto. N. Y., 1984–1991. [Vol. 1–3]; idem. A. Aalto: the complete catalogue. L., 1994.

Вернуться к началу