Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́НЦЕЛЬ ИРЖИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Н. Компаниченко
И. Менцель. Кадр из фильма «Я обслуживал английского короля». 2006.

МЕ́НЦЕЛЬ (Menzel) Ир­жи (р. 23.2.1938, Пра­га – 5.9.2020, там же), чеш. ре­жис­сёр, сце­на­рист, ак­тёр. В 1962 окон­чил ки­не­ма­то­гра­фич. ф-т Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств в Пра­ге (мас­тер­ская О. Вав­ры). Был ас­си­стен­том реж. В. Хи­ти­ло­вой на праж­ской ки­но­сту­дии «Armádní film» («О чём-то ином», 1963), ра­бо­тал в от­де­ле хро­ни­ки на ки­но­сту­дии «Barrandov» (Пра­га). М. – один из гл. пред­ста­ви­те­лей чеш. «но­вой вол­ны»; ха­рак­тер­ное для неё об­ра­ще­ние к мо­дер­ни­ст­ской тра­ди­ции 1-й тре­ти 20 в. ощу­ти­мо уже в его ди­плом­ной ра­бо­те «Умер у нас пан Фёр­стер. Умер!» (по од­но­им. рас­ска­зу И. Сме­та­но­вой, 1962). Как проф. ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в ки­но­сбор­ни­ке «Жем­чу­жин­ки на дне» по рас­ска­зам Б. Гра­ба­ла (но­вел­ла «Смерть па­на Баль­та­за­ра», 1965, пр. Мкф в Ло­кар­но) – свое­об­раз­ном ма­ни­фе­сте «но­вой вол­ны», за­яв­ляю­щем о её эс­те­тич. и ми­ро­воз­зренч. раз­ры­ве со схе­ма­тич­ным ки­не­ма­то­гра­фом и идео­ло­гич. дог­ма­ми 1950-х гг. Ос­нов­ной в твор­че­ст­ве М. ста­ла те­ма «чеш. судь­бы», пре­тво­ряе­мая в ха­рак­тер­ной для не­го иро­нич­ной ма­не­ре, по­зво­ляю­щей сквозь приз­му не­зна­чит. яв­ле­ний уви­деть всё мно­го­об­ра­зие ми­ра. Ми­ро­вое при­зна­ние по­лу­чил ф. «По­ез­да под осо­бым на­блю­де­ни­ем» по Гра­ба­лу (1966, пр. «Ос­кар»). Не­при­ну­ж­дён­но со­еди­няя вы­со­кое и низ­кое, ге­рои­ческое и не­при­стой­ное, он рас­ска­зы­вал о ко­мич­ном пер­со­на­же, став­шем ге­ро­ем во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны. Раз­мыш­ле­ния об уде­ле «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка сре­ди боль­шой ис­то­рии» про­дол­жи­ли тра­гич. по­ве­ст­во­ва­ние о ком­му­ни­стич. «пе­ре­вос­пи­та­нии бур­жуа­зии» в конц­ла­ге­ре «Жа­во­рон­ки на нит­ке» (1969, ф. вы­шел на эк­ра­ны в 1990, гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «чёр­ный гро­теск» «Жизнь и не­обы­чай­ные при­клю­че­ния сол­да­та Ива­на Чон­ки­на» (1994, пр. Мкф в Ве­не­ции), тра­ги­фарс «Я об­слу­жи­вал анг­лий­ско­го ко­ро­ля» (2006, пр. Мкф в Бер­ли­не). В кон. 1970-х – 1980-х гг. сни­мал гл. обр. ко­ме­дии: «На ху­то­ре у ле­са» (1976, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не), «Ве­ли­ко­леп­ные муж­чи­ны с ки­но­ка­ме­рой» (в отеч. про­ка­те «Ска­зоч­но удач­ли­вые муж­чи­ны», 1979), «Срез­ки» (в отеч. про­ка­те «Вос­по­ми­на­ния», 1980), «Празд­ник под­снеж­ни­ков» (1983), «Де­ре­вень­ка моя цен­траль­ная» (1985). Сре­ди др. филь­мов: «Ка­приз­ное ле­то» (1968, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри), «Кто ищет зо­ло­тое дно» (1974), «Ко­нец ста­рых вре­мён» (1989). В 1994 снял до­ку­мен­таль­ный ф. «Бо­гу­мил Гра­бал гла­за­ми Ир­жи Мен­це­ля». С 1965 ра­бо­та­л и как те­ат­раль­ный ре­жис­сёр (в т. ч. за ру­бе­жом): «Ман­д­ра­го­ра» Н. Ма­киа­вел­ли (те­атр «Чи­но­гер­ни клуб», 1965–76, Пра­га), «Как важ­но быть серь­ёз­ным» О. Уай­ль­да (1998) и «Дон Жу­ан» Моль­е­ра (2003) – «Те­атр на Ви­но­гра­дах» в Пра­ге (в 2000–03 худ. рук.), «Шум за сце­ной» М. Фрей­на (2009, Но­вый те­атр, Бу­да­пешт). С 1990-х гг. ра­бо­та­ет на чеш. ТВ. Как ак­тёр снял­ся бо­лее чем в 50 филь­мах («Став­ка – яб­ло­ко», «Ма­лень­кий апо­ка­лип­сис» и др.). Ав­тор сце­на­ри­ев не­ко­то­рых сво­их филь­мов. В 1990–92 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры в праж­ской Ки­но­ака­де­мии; с 1990-х гг. пе­рио­ди­че­ски чи­та­л курс лек­ций для ста­жё­ров ки­но­школ США.

Соч.: Tak nevím. Praha, 1996; Tak nevím pod­ruhе́. Praha, 1998.
Лит.: Skwara J. Nowy film czechosłowacki. Warsz., 1968; World film directors / Ed. G. Wa­keman. N. Y., 1988. Vol. 2: 1945–1985; Filmový sborní k historický. Praha, 1988–1993. [Sv. 1]: Film a literatura. [Sv. 4]: Česká a slovenská kinematografie 60. let; Škvorecký J. Všichni ti bystří mladí muži a ženy. Praha, 1991; Pošová K. J. Menzel. Praha, 1992; Žal­man J. Umlčený film. Kapitoly z bojů o lid­skou tvář československého filmu. Praha, 1993; Liehm A. J. Ostře sledované filmy. Praha, 2001; Démanty všednosti: český a slovenský film 60. let. Praha, 2002; Český hraný film. 1961–1970. Praha, 2004. Sv. 4; Hames P. The Czechoslovak new wave. 2nd ed. L., 2005.

Вернуться к началу