Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́НЧЕС ПЕ́ДРО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. И. Юшина, М. В. Рыбина
www.flickr.com CC BY-NC-ND 2.0

СА́НЧЕС ПЕ́ДРО (Педро Санчес Перес Кастехон; Pedro Sánchez Pérez-Castejón) (р. 29.02.1972, Мадрид), политический и государственный деятель Испании. Из обеспеченной семьи. Его отец, Педро Санчес Эрнандес, работал в финансовом секторе, занимал ответственные должности на государственной службе; мать, Магдалена Перес Кастехон, была сотрудницей национальной системы социального страхования; оба имели социалистические убеждения. Во время учёбы в старшей школе Санчес увлекался баскетболом, выступал до 21 года за студенческий клуб «Эстудиантес» (исп. Club Estudiantes de Baloncesto).

В 1993 г. вступил в Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП). В 1995 г. окончил факультет экономики и бизнеса Мадридского университета Комплутенсе. В 1998 г. получил степень магистра по экономической политике Евросоюза в Брюссельском свободном университете. В 1998 г. политический консультант в Европейском парламенте. В 1999 г. руководитель канцелярии Верховного представителя ООН в Боснии и Герцеговине. В 2000 г. директор по международным связям в испанской Организации защиты прав потребителей (OCU). В 2000–2004 гг. консультант по экономическим вопросам Федеральной исполнительной комиссии ИСРП (CEF PSOE). В 2002 г. получил степень магистра в области европейской экономической и валютной интеграции в Университете Ортега-и-Гассета, в 2005 г. – степень магистра в области государственного управления в бизнес-школе Университета Наварры (IESE). В 2008–2013 гг. преподавал на факультете права и экономики в Университете Камило Хосе Села, в 2012 г. там же получил степень доктора философии. В 2004–2009 гг. член городского совета Мадрида. В 2009–2011 гг., 2013–2016 гг., с 2019 г. депутат Конгресса депутатов Испании (нижняя палата парламента) от избирательного округа Мадрид.

С 13.7.2014 генеральный секретарь ИСРП – первый лидер в истории партии, избранный по итогам прямого голосования её членов. По результатам парламентских выборов в декабре 2015 г. отверг предложение о создании коалиционного правительства с Народной партией, а затем, после отказа её лидера – М. Рахоя,  сформировать правительство, отказался от поста премьер-министра.

На внеочередных выборах 26.6.2016 ИСРП показала худший результат в годы испанской демократии, получив 85 мест в парламенте из 350. В условиях внутрипартийного кризиса (исполком партии покинули не менее половины его членов) 1.10.2016 Санчес подал в отставку с поста генерального секретаря. Совершил поездку по Испании с целью узнать мнение рядовых членов партии, которые продолжали его поддерживать даже после конфликта в руководстве ИСРП. В мае 2017 г. вновь избран генеральным секретарём партии.

1.6.2018 Конгресс депутатов вынес вотум недоверия премьеру Рахою, причиной которого стало дело о коррупции (т. н. дело «Гюртель») и причастность к нему Народной партии. Инициатива вотума недоверия была выдвинута ИСРП и включала в себя предложение о кандидатуре Санчеса на пост премьера. 2.6.2018 Санчес официально вступил в должность главы правительства Испании. Санчес стал первым в истории Испании премьером, социалистом и атеистом, который клялся не на Библии и распятии, а на тексте Конституции. 7.6.2018 он сформировал однопартийное правительство меньшинства, в которое вошли члены ИСРП, Социалистической партии Каталонии (исп. Partido de los Socialistas de Cataluña, PSC-PSOE), а также ряд независимых кандидатов.

В июне 2018 г. кабинет Санчеса принял решение о необходимости проведения эксгумации и переноса останков диктатора Ф. Франко из комплекса «Долина павших». В сентябре 2018 г. парламент Испании одобрил поправки в закон «Об исторической памяти», утвердив положение о том, что в «Долине павших» могут быть похоронены лишь погибшие в годы Гражданской войны 1936–1939 гг. 24.10.2019 останки Франко были перезахоронены в фамильной усыпальнице в районе Эль-Пардо.

В феврале 2019 г. оппозиция отклонила проект бюджета, предложенный кабинетом Санчеса. Правительство рассчитывало на поддержку каталонских партий, которые, однако, отказались голосовать за принятие проекта без твёрдых договорённостей о переговорах по вопросу независимости. В феврале 2019 г. распущены генеральные кортесы; на внеочередных выборах 28 апреля ИСРП получила 123 места в Конгрессе депутатов и не смогла самостоятельно сформировать правительство и утвердить Санчеса на пост премьера. Социалистам также не удалось договориться ни с одной из партий о формировании кабинета министров. До ноябрьских выборов Санчес оставался в статусе исполняющего обязанности главы правительства.

На досрочных выборах 10.11.2019 ИСРП одержала победу, её представители заняли 120 мест в Конгрессе депутатов. 12 ноября Санчес и лидер электоральной коалиции «Объединившись, мы можем» (исп. Unidas Podemos) П. Иглесиас, получивший 35 мест, подписали соглашение по формированию коалиционного кабинета.

13.1.2020 новое правительство Санчеса приведено к присяге. Впервые с 1978 г. в Испании был сформирован коалиционный кабинет министров, в который вошли члены ИСРП и коалиции «Объединившись, мы можем» (в составе: левая партия «Подемос», исп. «Podemos», коалиция «Объединённые левые», исп. Izquierda Unida, IU). Из 22 министерских постов в кабинете Санчеса 11 заняли женщины.

Основными задачами своего второго кабинета Санчес назвал обеспечение высоких темпов экономического роста, создание постоянных рабочих мест, снижение безработицы, особенно в молодёжной среде, решение территориальных проблем, переход на цифровую экономику и защиту окружающей среды. В области социальной политики Санчес выступил за продвижение законодательных инициатив по борьбе с насилием на гендерной почве, обеспечение равноправия женщин и мужчин. Декларировал курс на снижение роли католической Церкви в общественной жизни Испании, также заявлял о необходимости реформирования Конституции 1978 г., подробно прописать полномочия федеральной власти и полномочия автономий, местных властей. Следуя своим предвыборным обещаниям, инициировал диалог с каталонским правительством; в январе 2020 г. Санчес назвал одной из целей его нового кабинета снижение напряжённости в отношениях между Мадридом и Барселоной путём политики и диалога.

Центральное место во внешней политике Санчес отводит взаимодействию со странами ЕС. Приоритетными направлениями также являются средиземноморское, латиноамериканское и взаимоотношения с США и странами Ближнего Востока. Санчес настаивает на общем решении ЕС проблемы массовой миграции из стран Африки и Ближнего Востока в Европу. Глава правительства критикует антимиграционные выступления лидеров правой оппозиции; Испания продолжает принимать суда с беженцами, которым закрыли вход в порты других стран.

В условиях распространения коронавирусной инфекции 14.3.2020 Санчес ввёл режим повышенной готовности для сдерживания распространения заболевания. 17 марта правительство Санчеса выделило 200 млрд евро на борьбу с коронавирусом и его последствиями для страны, объявило об отсрочке в уплате налогов и оказании финансовой помощи наиболее уязвимым слоям населения. 27 мая в стране начался 10-дневный траур по жертвам эпидемии коронавируса – самый длительный в постфранкистской истории Испании.

Главным достижением Санчеса на посту главы правительства стали снижение уровня безработицы до 13,6% к 2019 г. и увеличение минимального размера оплаты труда (с 1.1.2019 с 735,9 до 900 евро). В феврале 2020 г. правительство вновь повысило минимальный размер заработной платы – на 5,5%, доведя его до 950 евро. В апреле 2020 г. повышены пенсии (их средний уровень превысил 1008 евро). При этом правительство Санчеса не сумело добиться сокращения государственного долга, рост ВВП в 2019 г. составил всего 2%.

Библиография
Sánchez Pérez-Castejón P. La nueva diplomacia económica española / Pedro Sánchez Pérez-Castejón, Carlos Ocaña Orbis. – Madrid : Delta Publicaciones, 2013.
Sánchez Pérez-Castejón P. Manual de resistencia. – Barcelona : Península, 2019.

Вернуться к началу