Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

2-я по­ло­ви­на 1960-х го­дов – 1980-е го­ды

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 827-828

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




2-я половина 1960-х годов – 1980-е годы

Ув­ле­че­ние фран­цуз­ским шан­со­ном, рок-н-рол­лом и осо­бен­но му­зы­кой англ. ан­самб­ля «Битлз» в ог­ром­ной сте­пе­ни по­влия­ло на жан­ро­вое свое­об­ра­зие оте­че­ст­вен­ной му­зы­каль­ной эс­т­ра­ды. По­яви­лись оте­че­ст­вен­ные рок-груп­пы («Ско­мо­ро­хи» А. Б. Град­ско­го, 1966; «Ма­ши­на вре­ме­ни» А. В. Ма­ка­ре­ви­ча, 1969; «Ак­ва­ри­ум» Б. Б. Гре­бен­щи­ко­ва, 1972). Под воз­дей­ст­ви­ем жё­ст­ких ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных за­пре­тов, об­ви­не­ний в «пси­хо­зе», «ху­ли­ган­ст­ве» од­ни, вы­ну­ж­ден­ные уй­ти в тень, ста­но­ви­лись ру­по­ром мо­лодёж­но­го ан­дер­гра­ун­да, дру­гие пы­та­лись при­спо­со­бить но­вую тех­ни­ку, но­вое зву­ча­ние к тре­бо­ва­ни­ям со­вет­ской эс­т­ра­ды. Так поя­ви­лись пер­вые ВИА (во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли): «По­ющие ги­та­ры» А. Н. Ва­силь­е­ва (1966), «Ве­сё­лые ре­бя­та» П. Я. Сло­бод­ки­на (1966), «Пес­ня­ры» В. Г. Му­ля­ви­на (1969), «Са­мо­цве­ты» Ю. Ф. Ма­ли­ко­ва (1971), «Иве­рия» Р. Г. Бард­зи­ма­шви­ли (1967). В их ре­пер­туа­ре – нар. пес­ни в не­при­выч­ной аран­жи­ров­ке, а так­же пес­ни со­вет­ских ком­по­зи­то­ров, в свою оче­редь на­чав­ших ос­ваи­вать но­вую тех­ни­ку пись­ма (Д. Ф. Тух­ма­нов, А. Л. Рыб­ни­ков, А. П. Пет­ров). В ис­пол­не­нии ВИА на эс­т­ра­де за­зву­ча­ла пер­вая рус­ская рок-опе­ра «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» А. Б. Жур­би­на (1975).

Сдер­жи­вая раз­ви­тие аль­тер­на­тив­ной куль­ту­ры, власть раз­лич­ны­ми сред­ст­ва­ми по­ощ­ря­ла офи­ци­аль­ную эс­т­ра­ду. Кон­кур­сы ар­ти­стов эс­т­ра­ды, пе­сен­ные фес­ти­ва­ли (в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ные в Вар­не, Со­по­те, Дрез­де­не, Бра­ти­сла­ве) спо­соб­ст­во­ва­ли вы­дви­же­нию мо­ло­дых та­лант­ли­вых ар­ти­стов, та­ких, как А. Б. Пу­га­чё­ва, С. М. Ро­та­ру, В. Я. Ле­он­ть­ев. С 1979 на кон­церт­ной эс­т­ра­де на­чал вы­сту­пать мим В. И. По­лу­нин, со­еди­нив­ший в сво­их пан­то­ми­мах цир­ко­вую кло­уна­ду и эс­т­рад­ную ре­при­зу и соз­дав­ший в том же го­ду но­вый кло­ун-мим-те­атр «Ли­це­деи». В Ле­нингр. кон­сер­ва­то­рии, ЛГИТ­Ми­Ке (с 1993 СПГАТИ), Ин­сти­ту­те им. Гне­си­ных (с 1993 РАМ), ГИТИСе (с 1991 РАТИ) на­ча­ли от­кры­вать­ся эс­т­рад­ные фа­куль­те­ты и от­де­ле­ния.

В кон. 1980-х гг. са­ти­ри­че­ски-про­тест­ные те­мы бар­дов­ской пес­ни и, вме­сте с тем, её вы­со­кая ли­ри­че­ская но­та бы­ли под­хва­че­ны рус. ро­ком, ко­то­рый вы­сту­пил про­тив аб­сур­да со­вет­ской ре­аль­но­сти уже не впол­го­ло­са, а с митин­го­вой, поч­ти на гра­ни кри­ка, экспрес­си­ей, за­хва­ты­ва­ю­щей мно­го­ты­сяч­ные мо­ло­дёж­ные ау­ди­то­рии (груп­пы «Ки­но» В. Р. Цоя, «ДДТ» Ю. Ю. Шев­чу­ка, обе 1981, «Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус» В. Г. Бу­ту­со­ва, 1982).

Вернуться к началу