2-я половина 1960-х годов – 1980-е годы
Увлечение французским шансоном, рок-н-роллом и особенно музыкой англ. ансамбля «Битлз» в огромной степени повлияло на жанровое своеобразие отечественной музыкальной эстрады. Появились отечественные рок-группы («Скоморохи» А. Б. Градского, 1966; «Машина времени» А. В. Макаревича, 1969; «Аквариум» Б. Б. Гребенщикова, 1972). Под воздействием жёстких административных запретов, обвинений в «психозе», «хулиганстве» одни, вынужденные уйти в тень, становились рупором молодёжного андерграунда, другие пытались приспособить новую технику, новое звучание к требованиям советской эстрады. Так появились первые ВИА (вокально-инструментальные ансамбли): «Поющие гитары» А. Н. Васильева (1966), «Весёлые ребята» П. Я. Слободкина (1966), «Песняры» В. Г. Мулявина (1969), «Самоцветы» Ю. Ф. Маликова (1971), «Иверия» Р. Г. Бардзимашвили (1967). В их репертуаре – нар. песни в непривычной аранжировке, а также песни советских композиторов, в свою очередь начавших осваивать новую технику письма (Д. Ф. Тухманов, А. Л. Рыбников, А. П. Петров). В исполнении ВИА на эстраде зазвучала первая русская рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина (1975).
Сдерживая развитие альтернативной культуры, власть различными средствами поощряла официальную эстраду. Конкурсы артистов эстрады, песенные фестивали (в т. ч. международные в Варне, Сопоте, Дрездене, Братиславе) способствовали выдвижению молодых талантливых артистов, таких, как А. Б. Пугачёва, С. М. Ротару, В. Я. Леонтьев. С 1979 на концертной эстраде начал выступать мим В. И. Полунин, соединивший в своих пантомимах цирковую клоунаду и эстрадную репризу и создавший в том же году новый клоун-мим-театр «Лицедеи». В Ленингр. консерватории, ЛГИТМиКе (с 1993 СПГАТИ), Институте им. Гнесиных (с 1993 РАМ), ГИТИСе (с 1991 РАТИ) начали открываться эстрадные факультеты и отделения.
В кон. 1980-х гг. сатирически-протестные темы бардовской песни и, вместе с тем, её высокая лирическая нота были подхвачены рус. роком, который выступил против абсурда советской реальности уже не вполголоса, а с митинговой, почти на грани крика, экспрессией, захватывающей многотысячные молодёжные аудитории (группы «Кино» В. Р. Цоя, «ДДТ» Ю. Ю. Шевчука, обе 1981, «Наутилус Помпилиус» В. Г. Бутусова, 1982).