1800–1850 годы
Уже в нач. 19 в. наметились различия между петерб. и моск. балетом, во многом обусловленные вкусами публики и спецификой культурной жизни двух столиц. Балетный стиль С.-Петербурга отличался академической завершённостью и строгостью; в Москве, где особой популярностью пользовались комедийные и жанровые балеты, выработался более живой, эмоциональный, демократичный исполнительский стиль.
Важнейшим событием для рус. балета явился приезд в Россию самого значительного европейского хореографа-реформатора эпохи предромантизма Ш. Л. Дидло, работавшего в С.-Петербурге в 1801–11 и 1816–29. Под его руководством балет России стал одним из ведущих в Европе. С самого начала Дидло уделял серьёзное внимание преподаванию в балетной школе, подготовил ряд выдающихся солистов (А. С. Новицкая, М. Н. Иконина, А. А. Лихутина, А. П. Глушковский и др.) и кордебалет, что позволило значительно увеличить труппу и исполнять балеты любой сложности. Во второй приезд Дидло поставил на петерб. сцене более 40 спектаклей, в которых постепенно осуществлялся переход от мифологической тематики к современным литературным сюжетам. Сотрудничая с композитором К. А. Кавосом, Дидло добивался единства музыкальной и хореографической драматургии. Наряду с его учениками в спектаклях блистали и танцовщики петерб. труппы: Е. И. Колосова, Н. П. Берилова, Е. А. Телешова, А. Л. Огюст, Н. О. Гольц и особенно А. И. Истомина, танец которой, определённый А. С. Пушкиным как «душой исполненный полёт» («Евгений Онегин», I, XIX), воплотил своеобразие рус. школы, ориентированной в большей мере, чем европейская, на эмоциональную выразительность.
В Москве в 1806 была создана казённая Императорская труппа; в 1812 её возглавил приглашённый из С.-Петербурга Глушковский, с которым связана целая эпоха в истории моск. балета. Эвакуировав и, тем самым, сохранив труппу и школу во время наступления французских войск, в 1814–16 он поставил в разорённой пожаром Москве, без постоянного помещения и декораций, 18 масштабных балетов и немалое число дивертисментов. Ученик и горячий сторонник Дидло, Глушковский также перенёс в Москву и некоторые спектакли учителя. Используя как пантомиму, так и все возможности современного балетного танца, хореограф создавал анакреонтические балеты и балеты-мелодрамы на сюжеты Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821) и В. А. Жуковского («Три пояса, или Русская Сандрильона» Шольца, 1826). Уделяя серьёзное внимание школе, к 1820-м гг. Глушковский создал труппу, воспитанную в единой манере, среди которой особо выделялись Т. И. Иванова (Глушковская), Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. К. Лобанов.
Существенное значение для моск. балета имела деятельность танцовщицы, балетмейстера и педагога Ф. Гюллень-Сор, приглашённой из Парижа в 1823 (в это время на месте сгоревшего Петровского театра начали строить новое здание, которое было готово к 1825, театр получил название Большого) и прослужившей в Москве до конца жизни. Осваивая рус. фольклор и отвергнув практику перенесения в Москву петерб. спектаклей, Гюллень-Сор установила непосредственный контакт с западноевропейским балетным театром, переживавшим расцвет романтизма.
К созданию романтического репертуара были подготовлены обе рус. балетные труппы, которые к 1830-м гг. выступали в технически хорошо оборудованных театрах и получали из театральных училищ профессионально обученных артистов, музыкантов и декораторов. Огромное значение для рус. балетного искусства имели гастроли в России балерин М. Тальони (1837–42) и Ф. Эльслер (1848–51). Ярко проявили себя и рус. балерины, успешно осваивавшие романтический репертуар: Е. И. Андреянова, Т. С. Карпакова и особенно Е. А. Санковская, которую можно считать одной из первых великих рус. танцовщиц. Переживавший подъём петерб. балет в 1848–59 возглавлял крупнейший представитель романтического стиля Ж. Перро.