Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1800–1850 годы

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 809

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




1800–1850 годы

Уже в нач. 19 в. на­ме­ти­лись раз­ли­чия ме­ж­ду пе­терб. и моск. ба­ле­том, во мно­гом обу­слов­лен­ные вку­са­ми пуб­ли­ки и спе­ци­фи­кой куль­тур­ной жиз­ни двух сто­лиц. Ба­лет­ный стиль С.-Пе­тер­бур­га от­ли­чал­ся ака­де­ми­че­ской за­вер­шён­но­стью и стро­го­стью; в Мо­ск­ве, где осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ко­ме­дий­ные и жан­ро­вые ба­ле­ты, вы­ра­бо­тал­ся бо­лее жи­вой, эмо­цио­наль­ный, де­мо­кра­тич­ный ис­пол­ни­тель­ский стиль.

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем для рус. ба­лета явил­ся при­езд в Рос­сию са­мо­го зна­чи­тель­но­го ев­ро­пей­ско­го хо­рео­гра­фа-ре­фор­ма­то­ра эпо­хи пред­ро­ман­тиз­ма Ш. Л. Дид­ло, ра­бо­тав­ше­го в С.-Пе­тер­бур­ге в 1801–11 и 1816–29. Под его руко­во­дством ба­лет Рос­сии стал од­ним из ве­ду­щих в Ев­ро­пе. С са­мо­го нача­ла Дид­ло уде­лял серь­ёз­ное вни­мание препо­да­ва­нию в ба­лет­ной шко­ле, под­гото­вил ряд вы­даю­щих­ся со­лис­тов (А. С. Но­виц­кая, М. Н. Ико­ни­на, А. А. Ли­ху­ти­на, А. П. Глуш­ков­ский и др.) и кор­де­ба­лет, что по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но уве­ли­чить труп­пу и ис­пол­нять ба­ле­ты лю­бой слож­но­сти. Во вто­рой при­езд Дид­ло по­ста­вил на пе­терб. сце­не бо­лее 40 спек­так­лей, в ко­то­рых по­сте­пен­но осу­ще­ст­в­лял­ся пе­ре­ход от ми­фо­ло­ги­че­ской те­ма­ти­ки к со­вре­мен­ным ли­те­ра­тур­ным сю­же­там. Со­труд­ни­чая с ком­по­зи­то­ром К. А. Ка­во­сом, Дид­ло до­би­вал­ся един­ст­ва му­зы­каль­ной и хо­рео­гра­фи­че­ской дра­ма­тур­гии. На­ря­ду с его уче­ни­ка­ми в спек­так­лях бли­ста­ли и тан­цов­щи­ки пе­терб. труп­пы: Е. И. Ко­ло­со­ва, Н. П. Бе­ри­ло­ва, Е. А. Те­ле­шо­ва, А. Л. Огюст, Н. О. Гольц и осо­бен­но А. И. Ис­то­ми­на, та­нец ко­то­рой, оп­ре­де­лён­ный А. С. Пуш­ки­ным как «ду­шой ис­пол­нен­ный по­лёт» («Ев­ге­ний Оне­гин», I, XIX), во­пло­тил свое­об­ра­зие рус. шко­лы, ори­ен­ти­ро­ван­ной в боль­шей ме­ре, чем ев­ро­пей­ская, на эмо­цио­наль­ную вы­ра­зи­тель­ность.

Анакреонтический балет. Черпал сюжеты из любовной лирики древнегреческого поэта Анакреонта. Получил развитие в России на рубеже 18–19 вв., в осн. в творчестве Ш.Л. Дидло и А.П. Глушковского. Воп...

В Мо­ск­ве в 1806 бы­ла соз­да­на ка­зён­ная Им­пе­ра­тор­ская труп­па; в 1812 её воз­гла­вил при­гла­шён­ный из С.-Пе­тер­бур­га Глуш­ков­ский, с ко­то­рым свя­за­на це­лая эпо­ха в ис­то­рии моск. ба­ле­та. Эва­куи­ро­вав и, тем са­мым, со­хра­нив труп­пу и шко­лу во вре­мя на­сту­п­ле­ния фран­цуз­ских войск, в 1814–16 он по­ста­вил в ра­зо­рён­ной по­жа­ром Мо­ск­ве, без по­сто­ян­но­го по­ме­ще­ния и де­ко­ра­ций, 18 мас­штаб­ных ба­ле­тов и не­ма­лое чис­ло ди­вер­тис­мен­тов. Уче­ник и го­ря­чий сто­рон­ник Дид­ло, Глуш­ков­ский так­же пе­ре­нёс в Мо­ск­ву и не­ко­то­рые спек­так­ли учи­те­ля. Ис­поль­зуя как пан­то­ми­му, так и все воз­мож­но­сти со­вре­мен­но­го ба­лет­но­го тан­ца, хо­рео­граф соз­да­вал анак­ре­он­ти­че­ские ба­ле­ты и ба­ле­ты-ме­ло­дра­мы на сю­же­ты Пуш­ки­на («Рус­лан и Люд­ми­ла, или Низ­вер­же­ние Чер­но­мо­ра, зло­го вол­шеб­ни­ка» Ф. Е. Шоль­ца, 1821) и В. А. Жу­ков­ско­го («Три поя­са, или Рус­ская Сан­д­риль­о­на» Шоль­ца, 1826). Уде­ляя серь­ёз­ное вни­ма­ние шко­ле, к 1820-м гг. Глуш­ков­ский соз­дал труп­пу, вос­пи­тан­ную в еди­ной ма­не­ре, сре­ди ко­то­рой осо­бо вы­де­ля­лись Т. И. Ива­но­ва (Глуш­ков­ская), Д. С. Ло­пу­хи­на, А. И. Во­ро­ни­на-Ива­но­ва, И. К. Ло­ба­нов.

Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для моск. бале­та име­ла дея­тель­ность тан­цов­щи­цы, ба­лет­мей­сте­ра и пе­да­го­га Ф. Гюл­лень-Сор, при­гла­шён­ной из Па­ри­жа в 1823 (в это вре­мя на мес­те сго­рев­ше­го Пет­ров­ско­го те­ат­ра на­ча­ли стро­ить но­вое зда­ние, ко­то­рое бы­ло го­то­во к 1825, те­атр по­лу­чил на­зва­ние Боль­шо­го) и про­слу­жив­шей в Мо­ск­ве до кон­ца жиз­ни. Ос­ваи­вая рус. фольк­лор и от­верг­нув прак­ти­ку пе­ре­не­се­ния в Мо­ск­ву ­петерб. спек­так­лей, Гюл­лень-Сор ус­та­нови­ла не­по­сред­ст­вен­ный кон­такт с за­пад­но­ев­ро­пей­ским ба­лет­ным те­ат­ром, пе­ре­жи­вав­шим рас­цвет ро­ман­тиз­ма.

К соз­да­нию ро­ман­ти­че­ско­го ре­пер­туа­ра бы­ли под­го­тов­ле­ны обе рус. ба­лет­ные труп­пы, ко­то­рые к 1830-м гг. вы­сту­па­ли в тех­ни­че­ски хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ных те­ат­рах и по­лу­ча­ли из те­ат­раль­ных учи­лищ про­фес­сио­наль­но обу­чен­ных ар­ти­стов, му­зы­кан­тов и де­ко­ра­то­ров. Ог­ром­ное зна­че­ние для рус. ба­лет­но­го ис­кус­ст­ва име­ли га­ст­ро­ли в Рос­сии ба­ле­рин М. Таль­о­ни (1837–42) и Ф. Эльс­лер (1848–51). Яр­ко про­яви­ли се­бя и рус. ба­ле­ри­ны, ус­пеш­но ос­ваи­вав­шие ро­ман­ти­че­ский ре­пер­ту­ар: Е. И. Ан­д­рея­но­ва, Т. С. Кар­па­ко­ва и осо­бен­но Е. А. Сан­ков­ская, ко­то­рую мож­но счи­тать од­ной из пер­вых ве­ликих рус. тан­цов­щиц. Пе­ре­жи­вав­ший подъ­ём пе­терб. ба­лет в 1848–59 воз­глав­лял круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ро­ман­ти­че­ско­го сти­ля Ж. Пер­ро.

Вернуться к началу