Танец
Танец издавна являлся неотъемлемой частью нар. обрядов, праздников, ярмарочных гуляний. Широкое распространение получили хороводы: славянские, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров; кабардинская кафа, якутский осуохай и др. Постепенно танец наполнялся новым содержанием, отражавшим особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой и животноводством, демонстрировали в танце повадки животных: русские журавель, гусачок, якутский танец медведя, башкирские кукушка и вороной иноходец и т. п. С появлением ремёсел возникли новые танцы: карельский «как ткут сукно» и др. В нар. танце отражался воинский дух (разновидности лезгинки у кавказских народов, казачьи пляски и пр.) и тема любви (русская байновская кадриль и др.). Танцующие скоморохи изображены на фресках Софийского собора в Киеве (11 в.), церкви Успения в Мелетове (15 в.) и др. В 1767 итальянский композитор и балетмейстер Г. Анджолини, вдохновившись рус. пляской, создал балет «Забава о святках». Балет был исполнен в Москве, где царили более демократичные взгляды, нежели в С.-Петербурге, обвинявшем рус. пляску в грубости и примитивности.
В истории России были времена, когда танец приобретал значение патриотического символа. Во время Отеч. войны 1812 распространились народно-патриотические дивертисменты; первый рус. хореограф И. И. Вальберх поставил на петерб. сцене балет «Любовь к отечеству» К. А. Кавоса (1812), где было представлено богатство танцевальных образов России. Спустя столетие, в нач. 1-й мировой войны, А. А. Горский создал в Большом театре спектакль «Танцы народов», долгое время не сходивший с афиш. Песни и танцы народов СССР пользовались неизменным успехом и входили в программы фронтовых ансамблей и бригад в годы Вел. Отеч. войны.
В СССР нар. танец был представлен массовой худож. самодеятельностью. В 1936 состоялся Всесоюзный фестиваль нар. танца, в котором участвовали представители почти всех национальностей страны. Увидев в многонациональном представительстве опору для своей нац. политики, государство поддержало идею создания профессионального коллектива, призванного сохранить и приумножить накопленное веками худож. богатство. В 1937 в Москве был организован Гос. ансамбль нар. танца СССР (ГАНТ) под рук. И. А. Моисеева. Ансамбли нар. танца появились во всех союзных республиках, а также в некоторых автономных: в Адыгее – «Нальмес», Кабардино-Балкарии – «Кабардинка», Чечено-Ингушетии – «Вайнах» и др. В 1948 Н. С. Надеждина создала женский ансамбль «Берёзка», в 1960 возник Ансамбль танца Сибири под рук. М. С. Годенко. К нач. 1970-х гг. в СССР насчитывалось более 20 ансамблей нар. танца. Сильные танцевальные группы имели и нар. хоры: Северный хор, Рус. народный хор им. М. Е. Пятницкого и др. При крупнейших коллективах были основаны школы: в 1943 – при ГАНТе, в 1969 – при Рус. народном хоре им. Пятницкого. При институтах культуры были открыты кафедры хореографии, что значительно повысило профессиональный уровень танцовщиков, приведя в то же время к чрезмерному увлечению техническими трюками. Вместе с тем в творчестве хореографов наблюдался отход от фольклорных первоисточников, что зачастую приводило к потере самобытности и худож. значения танца. Существенная роль в борьбе с этими тенденциями принадлежала Т. А. Устиновой, балетмейстеру Рус. народного хора им. Пятницкого и в течение многих лет председателю жюри конкурсов самодеятельных исполнителей нар. танца.
На рубеже 20–21 вв. заметно вырос интерес к танцевальному фольклору. Появляются новые самодеятельные и профессиональные коллективы, стремящиеся возродить подлинные традиции нар. танца (ансамбль «Завалинка» из Старого Оскола и др.). Возобновились ежегодные фестивали. В 2002 и 2003 проводился Всероссийский фестиваль нац. культуры, в котором приняли участие танцевальные коллективы из мн. субъектов РФ.