Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Танец

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 808

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Е. Шереметьевская

Танец

Хоровод. Русский лубок.

Та­нец из­дав­на яв­лял­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью нар. об­ря­дов, празд­ни­ков, яр­ма­роч­ных гу­ля­ний. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли хо­ро­во­ды: сла­вян­ские, свя­зан­ные с об­ря­да­ми за­ви­ва­ния бе­рёз­ки, пле­те­ния вен­ков, за­жи­га­ния ко­ст­ров; ка­бар­дин­ская ка­фа, якут­ский осуо­хай и др. По­сте­пен­но та­нец на­пол­нял­ся но­вым со­дер­жа­ни­ем, от­ра­жав­шим осо­бен­но­сти бы­та. На­ро­ды, за­ни­мав­шие­ся охо­той и жи­вот­но­вод­ст­вом, де­мон­ст­ри­ро­ва­ли в тан­це повад­ки жи­вот­ных: рус­ские жу­ра­вель, гу­са­чок, якут­ский та­нец мед­ве­дя, баш­кир­ские ку­куш­ка и во­ро­ной ино­хо­дец и т. п. С по­яв­ле­ни­ем ре­мё­сел воз­ник­ли но­вые тан­цы: ка­рель­ский «как ткут сук­но» и др. В нар. тан­це от­ра­жал­ся во­ин­ский дух (раз­но­вид­но­сти лез­гин­ки у кав­каз­ских на­ро­дов, ка­за­чьи пля­ски и пр.) и те­ма люб­ви (рус­ская бай­нов­ская кад­риль и др.). Тан­цую­щие ско­мо­ро­хи изо­бра­же­ны на фре­сках Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (11 в.), церк­ви Ус­пе­ния в Ме­ле­то­ве (15 в.) и др. В 1767 италь­ян­ский ком­по­зи­тор и ба­лет­мей­стер Г. Анд­жо­ли­ни, вдох­но­вив­шись рус. пля­ской, соз­дал ба­лет «За­ба­ва о свят­ках». Ба­лет был ис­пол­нен в Мо­ск­ве, где ца­ри­ли бо­лее де­мо­кра­тич­ные взгля­ды, не­же­ли в С.-Пе­тер­бур­ге, об­ви­няв­шем рус. пля­ску в гру­бо­сти и при­ми­тив­но­сти.

В ис­то­рии Рос­сии бы­ли вре­ме­на, ко­гда та­нец при­об­ре­тал зна­че­ние пат­рио­ти­че­ско­го сим­во­ла. Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 рас­про­стра­ни­лись на­род­но-пат­рио­ти­че­ские ди­вер­тис­мен­ты; пер­вый рус. хо­рео­граф И. И. Валь­берх по­ста­вил на пе­терб. сце­не ба­лет «Лю­бовь к оте­че­ст­ву» К. А. Ка­во­са (1812), где бы­ло пред­став­ле­но бо­гат­ст­во тан­це­валь­ных об­ра­зов Рос­сии. Спус­тя сто­ле­тие, в нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны, А. А. Гор­ский соз­дал в Боль­шом те­ат­ре спек­такль «Тан­цы на­ро­дов», дол­гое вре­мя не схо­див­ший с афиш. Пес­ни и тан­цы на­ро­дов СССР поль­зо­ва­лись не­из­мен­ным ус­пе­хом и вхо­ди­ли в про­грам­мы фрон­то­вых ан­самб­лей и бри­гад в го­ды Вел. Отеч. вой­ны.

В СССР нар. та­нец был пред­став­лен мас­со­вой ху­дож. са­мо­дея­тель­но­стью. В 1936 со­сто­ял­ся Все­со­юз­ный фес­ти­валь нар. тан­ца, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли поч­ти всех на­цио­наль­но­стей стра­ны. Уви­дев в мно­го­на­цио­наль­ном пред­ста­ви­тель­ст­ве опо­ру для сво­ей нац. по­ли­ти­ки, го­су­дар­ст­во под­дер­жа­ло идею соз­да­ния про­фес­сио­наль­но­го кол­лек­ти­ва, при­зван­но­го со­хра­нить и при­ум­но­жить на­ко­п­лен­ное ве­ка­ми ху­дож. бо­гат­ст­во. В 1937 в Мо­ск­ве был ор­га­ни­зо­ван Гос. ан­самбль нар. тан­ца СССР (ГАНТ) под рук. И. А. Мои­сее­ва. Ан­самб­ли нар. тан­ца поя­ви­лись во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках, а так­же в не­ко­то­рых ав­то­ном­ных: в Ады­гее – «Наль­мес», Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии – «Ка­бар­дин­ка», Че­че­но-Ин­гу­ше­тии – «Вай­нах» и др. В 1948 Н. С. На­де­ж­ди­на соз­да­ла жен­ский ан­самбль «Бе­рёз­ка», в 1960 воз­ник Ан­самбль тан­ца Си­би­ри под рук. М. С. Го­ден­ко. К нач. 1970-х гг. в СССР на­счи­ты­ва­лось бо­лее 20 ан­самб­лей нар. тан­ца. Силь­ные тан­це­валь­ные груп­пы име­ли и нар. хо­ры: Се­вер­ный хор, Рус. на­род­ный хор им. М. Е. Пят­ниц­ко­го и др. При круп­ней­ших кол­лек­ти­вах бы­ли ос­но­ва­ны шко­лы: в 1943 – при ГАНТе, в 1969 – при Рус. на­род­ном хо­ре им. Пят­ниц­ко­го. При ин­сти­ту­тах куль­ту­ры бы­ли от­кры­ты ка­фед­ры хо­рео­гра­фии, что зна­чи­тель­но по­вы­си­ло про­фес­сио­наль­ный уро­вень тан­цов­щи­ков, при­ве­дя в то же вре­мя к чрез­мер­но­му ув­ле­че­нию тех­ни­че­ски­ми трю­ка­ми. Вме­сте с тем в твор­че­ст­ве хо­рео­гра­фов на­блю­дал­ся от­ход от фольк­лор­ных пер­во­ис­точ­ни­ков, что за­час­тую при­во­ди­ло к по­те­ре са­мо­быт­но­сти и ху­дож. зна­че­ния тан­ца. Су­ще­ст­вен­ная роль в борь­бе с эти­ми тен­ден­ция­ми при­над­ле­жа­ла Т. А. Ус­ти­но­вой, ба­лет­мей­сте­ру Рус. на­род­но­го хо­ра им. Пят­ниц­ко­го и в те­че­ние мно­гих лет пред­се­да­те­лю жю­ри кон­кур­сов са­мо­дея­тель­ных ис­пол­ни­те­лей нар. тан­ца.

На ру­бе­же 20–21 вв. за­мет­но вы­рос ин­те­рес к тан­це­валь­но­му фольк­ло­ру. По­яв­ля­ют­ся но­вые са­мо­дея­тель­ные и про­фес­сио­наль­ные кол­лек­ти­вы, стре­мя­щие­ся воз­ро­дить под­лин­ные тра­ди­ции нар. тан­ца (ан­самбль «За­ва­лин­ка» из Ста­ро­го Ос­ко­ла и др.). Во­зоб­но­ви­лись еже­год­ные фес­ти­ва­ли. В 2002 и 2003 проводился Все­рос­сий­ский фес­ти­валь нац. куль­ту­ры, в ко­то­ром при­ня­ли уча­стие танцевальные кол­лек­ти­вы из мн. субъ­ек­тов РФ.

Лит.: Го­лей­зов­ский К. Об­ра­зы рус­ской на­род­ной хо­рео­гра­фии. М., 1964; Кли­мов А. Ос­но­вы рус­ско­го на­род­но­го тан­ца. М., 1981; Ше­ре­меть­ев­ская Н. Е. Та­нец на эс­т­ра­де. М., 1985; Ус­ти­но­ва Т. А. Из­бран­ные рус­ские на­род­ные тан­цы. М., 1996.

Вернуться к началу