Музеи

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 692-698

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чувилова (Музеи), А. С. Колупаева (Музеи: Законодательство в области музейного дела)

Музеи

Домузейный период

Со­б­ра­ния раз­лич­ных пред­ме­тов ис­кус­ст­ва, книг из­вест­ны в Рос­сии с 13 в.: со­кро­вищ­ни­цы мо­с­ков­ских кня­зей, риз­ни­цы и биб­лио­те­ки при мо­на­сты­рях и со­бо­рах Вла­дими­ра, Кие­ва, Нов­го­ро­да. Лю­би­те­лем ис­кусств был князь Се­мён (Си­ме­он) Гор­дый (14 в.). Цен­ны­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми из­де­лия­ми вла­де­ли пред­ста­ви­те­ли ви­зан­тий­ской сви­ты Со­фьи Па­лео­лог (15 в.). С 16 в. на­чи­на­ет­ся це­ле­на­прав­лен­ное со­би­ра­тель­ст­во (Иван IV Гроз­ный, Бо­рис Го­ду­нов). В нач. 16 в. приоб­ре­та­ет чер­ты ве­ли­ко­кня­же­ской со­кровищ­ни­цы Ору­жей­ная па­ла­та Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, с 1584 из­вест­но хра­ни­ли­ще об­раз­цов воо­ру­же­ния – Ар­се­нал в Мо­ск­ве; эти хра­ни­ли­ща од­но­вре­мен­но яв­ля­лись мас­тер­ски­ми и бы­ли тес­но свя­за­ны с про­из­вод­ст­вом.

В 17 в. поя­ви­лись ча­ст­ные, в осн. ху­до­же­ст­вен­ные, со­б­ра­ния чле­нов цар­ской се­мьи, выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, бо­яр­ской зна­ти. На­ли­чие в них об­раз­цов свет­ско­го ис­кус­ст­ва, на­при­мер ри­сун­ков и гра­вюр в со­б­ра­нии ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, «фряж­ских лис­тов» и жи­во­пис­ных порт­ре­тов у пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, кня­зей В. В. и А. В. Го­ли­цы­ных, А. С. Мат­вее­ва, Б. М. Хит­ро­во и др., сви­де­тель­ст­во­ва­ло о сбли­же­нии с За­пад­ной Ев­ро­пой и при­бли­же­нии но­вой эпо­хи в раз­ви­тии оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры.

Первые российские музеи

Петергоф.

В 18 в. кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние в Рос­сии при­об­рета­ет ста­тус куль­тур­но­го яв­ле­ния, ох­ра­на па­мят­ни­ков оформ­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель­но. При Пет­ре I из­да­ны пер­вые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты, на­прав­лен­ные на со­хра­не­ние оте­че­ст­вен­ных древ­но­стей («Указ о сда­че ста­рин­ных ред­ко­стей ко­мен­дан­там» 1718, ука­зы 1717–24 о сбо­ре и пе­ре­да­че в С.-Пе­тер­бург все­воз­мож­ных древ­но­стей и ди­ко­ви­нок, об их ох­ра­не, о ре­мон­те раз­ру­шаю­щих­ся па­мят­ни­ков), ор­га­ни­зо­ва­ны пер­вые экс­пе­ди­ции по сбо­ру «па­мят­ных древ­но­стей». В 1702 со­став­ле­на опись Ору­жей­ной па­ла­ты, в 1720 за­ко­но­да­тель­но ей при­дан ста­тус при­двор­но­го му­зея. По ука­зу Пет­ра I бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны со­б­ра­ния по от­дель­ным от­рас­лям зна­ний, не­ко­то­рые из этих кол­лек­ций впо­след­ст­вии лег­ли в ос­но­ву соз­дания круп­ней­ших му­зе­ев. Ис­то­рия Во­ен­но-ис­то­ри­че­ско­го му­зея ар­тил­ле­рии, ин­же­нер­ных войск и войск свя­зи на­чи­на­лась с Цейх­гау­за Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти (1703), ис­то­рия Во­ен­но-мор­ско­го му­зея в С.-Пе­тер­бур­ге – с Мо­дель-ка­ме­ры при Ад­ми­рал­тей­ст­ве (соз­да­на в 1709 для хра­не­ния ма­те­риа­лов по ко­раб­ле­строе­нию). С ос­но­ва­ни­ем Кун­ст­ка­ме­ры (соз­да­на в 1714 в С.-Пе­тер­бур­ге на ос­но­ве лич­ных кол­лек­ций Пет­ра I и кол­лек­ций Ап­те­кар­ско­го при­ка­за; от­кры­та для обо­зре­ния в 1719, в 1724 по ини­циа­ти­ве Пет­ра I пе­ре­да­на в ве­де­ние Пе­тер­бург­ской АН; в 1723–27 со­став­лен пер­вый ка­та­лог) на­ча­лось раз­ви­тие му­зей­но­го де­ла в Рос­сии. С 1717 во двор­це Мон­пле­зир в Пе­тер­го­фе раз­ме­ще­на пер­вая в Рос­сии двор­цо­вая кар­тин­ная га­ле­рея – кол­лек­ция жи­во­пи­си Пет­ра I. По его ука­зу и пла­ну в 1704 за­ло­жен са­до­во-пар­ко­вый ан­самбль Лет­не­го са­да, ко­то­рый по­сте­пен­но при­об­рёл зна­че­ние му­зей­но­го ком­плек­са. Ча­ст­ное кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние ещё не по­лу­чи­ло зна­читель­но­го рас­про­стра­не­ния; круп­ны­ми со­б­ра­ния­ми в этот пе­ри­од вла­де­ла ев­ро­пеи­зи­ро­ван­ная знать из ок­ру­же­ния им­пе­ра­то­ра (граф Я. В. Брюс, князья А. Д. Мен­ши­ков, Д. М. Го­ли­цын, заводчик А. Н. Де­ми­дов).

Музеи в век Просвещения

Кунсткамера. С.-Петербург. 1718–34. Архитекторы Г.И. Маттарнови, М.Г. Земцов и др.

Во 2-й пол. 18 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние, соз­да­ние «ка­би­не­тов» и га­ле­рей. В 1755 для имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны бы­ло при­об­ре­те­но со­бра­ние за­пад­но­ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си. Сре­ди кол­лек­цио­не­ров по­яв­ля­ет­ся слой зна­то­ков, вла­дель­цев цен­ных кол­лек­ций и ча­ст­ных га­ле­рей (князь Н. Б. Юсу­пов, граф П. Б. Ше­ре­ме­тев, граф А. С. Стро­га­нов). П. Г. Де­ми­дов для книж­ной час­ти сво­его со­б­ра­ния раз­ра­бо­тал соб­ст­вен­ную биб­лио­гра­фи­че­скую сис­те­му ка­та­ло­ги­за­ции, эн­то­моло­ги­че­скую кол­лек­цию он соз­да­вал под ру­ко­во­дством швед­ско­го учё­но­го К. Лин­нея. В 1764 по­ло­же­но ос­но­ва­ние ча­ст­но­му му­зею Ека­те­ри­ны II, двор­цо­вой кар­тин­ной га­ле­рее Эр­ми­таж (от­крыт для пуб­ли­ки в 1852), ко­то­рая ин­тен­сив­но по­пол­нялась; к кон. 18 в. Эр­ми­таж вклю­чал так­же ну­миз­ма­ти­че­скую, ар­хео­ло­ги­че­скую, ру­ко­пис­ную кол­лек­ции, «на­ту­раль­ный ка­би­нет», а в 19 в. стал круп­ней­шим му­зе­ем Рос­сии. Им­пе­рат­ри­ца бы­ла стра­ст­ным кол­лек­цио­не­ром, при­об­ре­та­ла круп­ней­шие со­б­ра­ния и пер­вокласс­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, кни­ги, ред­ко­сти за гра­ни­цей, спо­соб­ст­во­ва­ла рас­про­стра­не­нию мо­ды на кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние, по­ощ­ря­ла со­би­ра­тель­скую и ис­сле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность учё­ных, от­кры­ла им дос­туп в гос. ар­хивы. Раз­ви­тие ес­те­ст­вен­ных на­ук и про­све­ще­ния по­влия­ло на соз­да­ние в 1750–70-е гг. пер­вых ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных ка­би­не­тов при Мо­с­ков­ском ун-те [Ми­не­раль­ный ка­би­нет (1755), Ка­би­нет-му­зей на­ту­раль­ной ис­то­рии (1791)], Гор­ном учи­ли­ще [Ми­не­ра­ло­ги­че­ский от­дел (осн. в 1773; с 1918 Гор­ный му­зей, С.-Пе­тер­бург)]. Ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные кол­лек­ции бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны в 18 в. при Воль­ном эко­но­ми­че­ском обще­ст­ве (ВЭО). Во 2-й пол. 18 в. при ВЭО соз­да­на Мо­дель-ка­ме­ра сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных ору­дий и ма­шин с це­лью по­пу­ля­ри­за­ции и рас­про­стра­не­ния но­вей­ших тех­ни­че­ских средств; от­дель­ные кол­лек­ции ВЭО уже в 19 в. пе­ре­рос­ли в му­зеи.

Ар­се­на­лы в 18 в., про­дол­жая вы­пол­нять во­ен­ные функ­ции, при­об­ре­та­ют ка­че­ст­ва му­зей­ных хра­ни­лищ. Об­раз­цы и ис­то­рию оте­че­ст­вен­но­го ору­жия пред­став­ля­ли ос­но­ван­ный в 1775 «Дос­то­па­мят­ный зал» Ар­се­на­ла (С.-Пе­тер­бург), Па­ла­та ред­ко­го и об­раз­цо­во­го ору­жия при Туль­ском ору­жей­ном за­во­де (1775; со­б­ра­ние фор­ми­ро­ва­лось с 1724). В 1783 Ар­се­нал в Мо­ск­ве был пре­вра­щён в му­зей-хра­ни­ли­ще ста­рин­но­го ору­жия и во­ен­но-ис­то­ри­че­ских ре­ли­к­вий.

В 1782 по ини­циа­ти­ве ир­кут­ско­го губер­на­то­ра Ф. Н. Клич­ки, а так­же при уча­стии ака­де­ми­ка Э. Г. Лакс­ма­на, ме­ст­ной ин­тел­ли­ген­ции и при под­держ­ке Ека­те­ри­ны II воз­ник «му­зе­ум» в Ир­кут­ске, став­ший пер­вым про­вин­ци­аль­ным пуб­лич­ным му­зе­ем в Рос­сии; хра­нил раз­но­об­раз­ные кол­лек­ции по ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии и эт­но­гра­фии края, фи­зи­че­ские при­бо­ры и пр.

Музеи в 1-й половины 19 века

Новый Эрмитаж. С.-Петербург. 1839–52. Архитектор Л. фон Кленце, скульптор А.И. Теребенёв.

Про­цесс раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ных му­зе­ев не­раз­рыв­но свя­зан с фор­ми­ро­ва­ни­ем на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния и ин­те­ре­са к оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии и куль­ту­ре. Пер­вые про­ек­ты соз­да­ния рус­ско­го на­цио­наль­но­го об­ще­дос­туп­но­го му­зея при­над­ле­жат чле­нам ис­то­ри­че­ско­го круж­ка гра­фа Н. П. Ру­мян­це­ва: ис­то­ри­ку Ф. П. Аде­лун­гу (про­ект 1817) и ис­тори­ку, кол­лек­цио­не­ру Б. Г. Вих­ма­ну (про­ект 1821). Од­на­ко эти про­ек­ты не по­лучи­ли под­держ­ки Алек­сан­д­ра I. В 1830-е гг. про­грам­му соз­да­ния На­род­но­го рос­сий­ско­го му­зея и се­ти ме­ст­ных му­зе­ев раз­ра­бо­тал бе­ло­рус­ский учё­ный, об­ще­ст­венный дея­тель Зан Тамаш. Идея все­сто­рон­не пред­ста­вить в оте­че­ст­вен­ном му­зее Рос­сию час­тич­но бы­ла во­пло­ще­на при ор­га­ни­за­ции пуб­лич­но­го Ру­мян­цев­ско­го му­зея в С.-Пе­тер­бур­ге, ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ли кол­лек­ции гра­фа Н. П. Ру­мян­це­ва (от­крыт в 1831; в 1861 пе­ре­ве­дён в Мо­скву, где во­шёл в со­став вновь соз­дан­но­го «Мо­с­ков­ско­го пуб­лич­но­го му­зе­ума и Ру­мян­цев­ско­го му­зе­ума»).

Малахитовый зал Эрмитажа. С.-Петербург. 1838–40-е гг. Архитектор А.П. Брюллов.

В 1803 Эр­ми­таж стал двор­цо­вым му­зе­ем (с 1866 пуб­лич­ным); с 1806 по ука­зу Алек­сан­д­ра I ста­тус пуб­лич­но­го му­зея по­лу­чи­ла Ору­жей­ная па­ла­та. По­сле Отеч. вой­ны 1812 соз­да­ны во­ен­но-ис­то­ри­че­ские му­зе­и в С.-Пе­тер­бур­ге – Во­ен­но-ис­то­ри­че­ский му­зей при Глав­ном во­ен­но-ин­же­нер­ном учи­ли­ще (1819), Во­ен­ная га­ле­рея Зим­не­го двор­ца (1826); Ар­се­нал в Цар­ском Се­ле (соз­дан Ни­ко­ла­ем I в 1832 на ос­но­ве лич­ных кол­лек­ций; с 1852 дос­ту­пен для обо­зре­ния).

Зна­чи­тель­ное влия­ние на по­яв­ле­ние но­вых му­зе­ев ока­зал про­цесс диф­фе­рен­циа­ции на­ук и фор­ми­ро­ва­ния но­вых на­уч­ных дис­ци­п­лин. В 1821 на ос­но­ве Ми­не­ра­ло­ги­че­ско­го ка­би­не­та Гор­но­го учи­ли­ща соз­дан са­мо­стоя­тель­ный Кор­пус­ный му­зе­ум; в 1841 по ини­циа­ти­ве за­во­дчи­ков Де­ми­до­вых от­крыт Му­зе­ум ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии и древ­ностей в Ниж­нем Та­ги­ле. В 1830-е гг. ор­га­ни­зо­ван ряд ака­де­ми­че­ских про­филь­ных му­зе­ев, вы­де­лив­ших­ся из Кун­ст­ка­ме­ры: Зоо­ло­ги­че­ский, Бо­та­ни­че­ский, Ми­не­ра­ло­ги­че­ский, Эт­но­гра­фи­че­ский, Ну­миз­ма­ти­че­ский, Еги­пет­ский и др.

На­ча­ли от­кры­вать­ся му­зеи и в про­вин­ции, в их соз­да­нии при­ни­ма­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных сло­ёв го­род­ско­го об­ще­ст­ва. В 1803 на Пле­ще­евом оз. во Вла­ди­мир­ской губ., где в кон. 17 в. соз­да­ва­лась «по­теш­ная» фло­ти­лия Пет­ра I, бы­ло по­строе­но спе­ци­аль­ное зда­ние для хра­не­ния од­но­го из учеб­ных ко­раб­лей, бо­та «Фор­ту­на». Стрем­ле­ние со­хра­нить при­чер­но­мор­ские древ­но­сти при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию пер­вых об­ще­дос­туп­ных му­зе­ев в Кры­му: му­зей при гид­ро­гра­фи­че­ском де­по в Ни­ко­лае­ве (1806), му­зеи в Фео­до­сии (1811), Одес­се (1825), Кер­чи (1826). Сре­ди пер­вых про­вин­ци­аль­ных му­зе­ев Рос­сии – Бар­на­уль­ский гор­ный му­зе­ум (1823), Орен­бург­ский му­зе­ум при во­ен­ном учи­ли­ще (1831), Ас­т­ра­хан­ский гу­берн­ский му­зе­ум (1836). Соз­да­ние в гу­бер­ни­ях (с 1834) ста­ти­сти­че­ских ко­ми­те­тов, по­сте­пен­но при­об­рет­ших зна­че­ние ме­ст­ных на­уч­ных об­ществ, по­влек­ло за со­бой фор­ми­рова­ние му­зе­ев при них [му­зеи при Мос­ков­ском (1842), Ар­хан­гель­ском (1860), Вла­ди­мир­ском (1862) и др. стат­ко­ми­те­тах]. Бе­реж­но хра­ни­лись свет­ские и са­краль­ные ис­то­ри­че­ские па­мят­ни­ки в Ар­хие­рей­ских до­мах (в Ар­хан­гель­ске, Ас­т­ра­ха­ни, Яро­слав­ле, Са­ра­то­ве и др.) и ста­рей­ших мо­на­сты­рях Рос­сии.

Раз­ви­тие оте­че­ст­вен­но­го изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва по­влия­ло на воз­ник­но­ве­ние пер­вых кол­лек­ций рус. ис­кус­ст­ва П. П. Свинь­и­на, П. Ф. Ка­ра­ба­но­ва, га­ле­реи рус. жи­во­пи­си в Эр­ми­та­же (1825). В С.-Пе­тер­бур­ге с 1758 функ­цио­ни­ро­вал в ка­че­ст­ве учеб­но­го му­зей Ака­де­мии ху­до­жеств, соз­дан­ный по ини­циа­ти­ве гра­фа И. И. Шу­ва­ло­ва, на ос­но­ве по­жерт­во­ван­но­го им со­б­ра­ния кар­тин за­пад­но­ев­ро­пей­ских мас­те­ров. Три са­мые зна­чи­тель­ные провин­ци­аль­ные ху­до­же­ст­вен­ные шко­лы до­ре­фор­мен­ной Рос­сии име­ли свои ху­до­же­ст­вен­ные га­ле­реи: шко­ла А. В. Сту­пи­на в Ар­за­ма­се Ни­же­го­родской губ., А. Д. На­де­ж­ди­на в г. Коз­лов Там­бов­ской губ., К. А. Ма­ка­ро­ва в Са­ран­ске и Пен­зе. Га­ле­реи соз­да­ва­лись как со­б­ра­ния учеб­ных по­со­бий, но при­об­ре­ли по­сте­пен­но ка­че­ст­во му­зей­ных кол­лек­ций, бы­ли дос­туп­ны для го­ро­жан. Га­ле­рею Сту­пина (ок. 1810) мож­но счи­тать пер­вым про­вин­ци­аль­ным ху­до­же­ст­вен­ным му­зе­ем Рос­сии.

От­дель­ную груп­пу со­став­ля­ли му­зеи при учеб­ных за­ве­де­ни­ях. По Ус­та­ву 1804 соз­да­ва­лись бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ор­га­ни­за­ции уни­вер­си­тет­ских му­зе­ев. Од­ним из луч­ших ка­би­не­тов есте­ст­вен­ных на­ук в Ев­ро­пе яв­лял­ся му­зей Ви­лен­ско­го ун-та (1803); зна­читель­ные кол­лек­ции на­хо­ди­лись в музе­ях Дерпт­ско­го (1803), Ка­зан­ско­го (1805), Харь­ков­ско­го (1807) ун-тов. Серь­ёз­ное вни­ма­ние уде­ля­лось соз­да­нию ка­та­ло­гов и сис­те­ма­ти­за­ции кол­лек­ций (кол­лек­ции Мо­с­ков­ско­го и Ка­зан­ско­го ун-тов сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны в те­че­ние 1-й четв. 19 в.). В 1-й пол. 19 в. «ка­би­не­ты» соз­да­ва­лись в боль­шин­ст­ве гу­берн­ских гим­на­зий; в со­би­ра­тель­скую дея­тель­ность во­вле­ка­лись и пре­по­да­ва­те­ли, и уче­ни­ки. В осн. со­би­ра­ние бы­ло ори­ен­ти­ро­ва­но на ме­ст­ные па­мят­ни­ки. Пер­вые «ка­би­не­ты» и му­зеи по­яв­ля­ют­ся в То­боль­ской, Твер­ской, Ко­ст­ром­ской, Ни­же­го­род­ской, Са­ра­тов­ской ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях, Мо­с­ков­ской и Ка­зан­ской ду­хов­ных ака­де­ми­ях, Цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ском об­ще­стве при Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии; во 2-й пол. 19 в. часть из них бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ские му­зеи.

 Н. Бурдин. «В Оружейной палате». 1846.

В 1-й пол. 19 в. ча­ст­ное кол­лек­цио­ниро­ва­ние рас­про­стра­ни­лось так­же на про­вин­цию. Сре­ди кол­лек­цио­не­ров по­яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли ку­пе­че­ст­ва (биб­лио­те­ка ста­ро­цер­ков­ных ру­ко­пи­сей яро­слав­ских хле­бо­тор­гов­цев Вах­ра­ме­евых, биб­лио­те­ка куп­цов Хлеб­ни­ко­вых в Ка­луж­ской губ.) и ли­ца третье­го сосло­вия (ме­ща­не, ду­хо­вен­ст­во). Мно­гие из этих кол­лек­цио­не­ров уже в 1820-е гг. яв­ля­лись чле­на­ми раз­лич­ных на­уч­ных об­ществ, в т. ч. Мо­с­ков­ско­го об­ще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских (ос­но­ва­но в 1804).

Музеи во 2-й половине 19 – начале 20 века

Для по­ре­фор­мен­ной Рос­сии ха­рак­тер­но уси­ление ро­ли об­ще­ст­вен­но­сти, на­уч­ных об­ществ в соз­да­нии но­вых му­зе­ев, ори­ен­ти­ро­ван­ных на про­све­ще­ние и рас­про­стра­не­ние зна­ний, изу­че­ние ис­то­рии мест­но­го края [Твер­ской ис­то­ри­ко-ар­хеоло­ги­че­ский му­зей (1866), Ом­ский ис­то­ри­че­ский му­зей (1878), Там­бов­ский ис­то­ри­че­ский му­зей (1879), Смо­лен­ский ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ский му­зей (1888) и др.]. К кон. 19 в. му­зеи ме­ст­но­го края ста­но­ви­лись куль­тур­ны­ми цен­тра­ми про­вин­ции.

Здание Академии художеств в С.-Петербурге.

Рас­ши­ри­лась груп­па ис­то­ри­че­ских му­зе­ев: соз­да­ны эт­но­гра­фи­че­ские (Эт­но­гра­фи­че­ский му­зей Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва, 1848; Му­зей ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии им. Пет­ра Ве­лико­го, 1879); ар­хео­ло­ги­че­ские (Му­зей Мо­с­ков­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва, 1864; му­зеи в Хер­со­не, Ана­пе, Ряза­ни и др.) и цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ские му­зеи. Раз­ви­ва­лись во­ен­но-ис­то­ри­че­ские му­зеи: Ар­тил­ле­рий­ский му­зей (1868), Кав­каз­ский во­ен­но-ис­то­ри­че­ский му­зей в Тиф­ли­се (1888), Му­зей А. В. Су­во­ро­ва в С.-Пе­тер­бур­ге (1898), Бо­ро­дин­ский му­зей (1903), мор­ские му­зеи в Ни­ко­лае­ве, Се­ва­сто­по­ле, Крон­штад­те. Поя­ви­лись пер­вые му­зеи в во­ин­ских час­тях (пол­ко­вые му­зеи). Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло ос­но­ва­ние в 1872 Им­пе­ра­тор­ско­го Рос­сий­ско­го Ис­то­ри­че­ско­го му­зея, от­кры­то­го для пуб­ли­ки в 1883 в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ном зда­нии. Бла­го­да­ря цен­ней­шим кол­лек­ци­ям и ак­тив­ной про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­сти он при­об­рёл ха­рак­тер на­цио­наль­но­го му­зея ис­то­ри­че­ско­го про­фи­ля.

По­яв­ле­ние груп­пы ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ских, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных, про­мыш­лен­ных му­зе­ев бы­ло обу­слов­ле­но ин­тен­сив­ным эко­но­ми­че­ским раз­ви­ти­ем по­ре­фор­мен­ной Рос­сии (Му­зей сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, 1859; Поч­вен­ный му­зей при ВЭО, 1903). Зна­чи­тель­ное влия­ние на соз­да­ние но­вых му­зе­ев ока­за­ли Все­рос­сий­ские и ме­ст­ные про­мыш­лен­ные, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные, эт­но­гра­фи­че­ские вы­став­ки. На ос­но­ве не­ко­то­рых из них в Мо­ск­ве бы­ли соз­да­ны Му­зей при­клад­ной ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии при ВЭО (сер. 19 в.), Даш­ков­ский эт­но­гра­фи­че­ский му­зей (1867), По­ли­тех­ни­че­ский му­зей (1872), Му­зей ан­тро­по­ло­гии (1879), Кус­тар­ный му­зей (1885, ны­не Му­зей на­род­но­го твор­че­ст­ва), Ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский му­зей Ураль­ско­го об­ще­ст­ва лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния в Ека­те­рин­бур­ге (1887) и др.

Рас­цвет рус­ско­го изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, оформ­ле­ние ис­кус­ст­во­зна­ния как са­мо­стоя­тель­ной от­рас­ли зна­ния спо­соб­ст­во­ва­ли соз­да­нию во 2-й пол. 19 в. зна­чи­тель­ных ху­до­же­ст­вен­ных му­зей­ных и ча­ст­ных со­б­ра­ний: кар­тин­ной га­ле­реи Ру­мян­цев­ско­го му­зея (1861), ху­до­же­ст­вен­но-про­мыш­лен­ных му­зе­ев при Стро­га­нов­ском учи­ли­ще (1864) и Об­ще­ст­ве по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков (1870), му­зе­ев И. С. Ост­ро­ухо­ва (1880), С. И. Щу­ки­на (1910), га­ле­рей К. Т. Сол­да­тён­ко­ва (1850-е гг.), Ф. И. Пря­ниш­ни­ко­ва (1860-е гг.), В. А. Ко­ко­ре­ва (1862), В. П. Су­ка­чё­ва (1892), И. Е. Цвет­ко­ва (1909). В 1895 ос­но­ван Рус­ский му­зей в С.-Пе­тер­бур­ге.

Соз­да­нию но­вых му­зе­ев спо­соб­ст­во­вал рас­цвет ча­ст­но­го кол­лек­цио­ни­ро­вания, ко­то­рое всё бо­лее ста­но­вит­ся свя­зан­ным с про­све­ти­тель­ст­вом и ме­це­нат­ст­вом. На ос­но­ве ча­ст­ных кол­лек­ций И. К. Ай­ва­зов­ско­го, А. П. Бо­го­лю­бо­ва, П. М. и С. М. Треть­я­ко­вых, И. В. Цве­тае­ва и дру­гих воз­ник­ли круп­ней­шие му­зей­ные со­б­ра­ния: Фео­до­сий­ская кар­тин­ная га­ле­рея (1880), Са­ра­тов­ский ху­до­же­ст­вен­ный му­зей им. А. Н. Ра­дище­ва (1885), Треть­я­ков­ская га­ле­рея (1892), Му­зей изящ­ных ис­кусств (1912, ны­не Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на), Те­ат­раль­ный му­зей им. А. А. Бах­ру­ши­на (1913) в Мо­ск­ве, ко­то­рые яв­ля­ют­ся на­цио­наль­ным дос­тоя­ни­ем стра­ны. Пре­вра­ща­ют­ся в му­зеи не­ко­то­рые уса­деб­ные кол­лек­ции: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский му­зей М. К. Те­ни­ше­вой в име­нии Та­лаш­ки­но Смо­лен­ской губ. (с 1905 му­зей «Рус­ская ста­рина» в Смо­лен­ске), Му­зей на­род­но­го ис­кус­ст­ва в усадь­бе Аб­рам­це­во (1885), Му­зей А. С. Пуш­ки­на в Ос­тафь­е­во (1899) и др.

Фор­ми­ру­ет­ся сеть ме­мо­ри­аль­ных му­зе­ев: ка­би­нет-му­зей А. М. Бут­ле­ро­ва в Ка­зан­ском ун-те (1863), биб­лио­те­ка-му­зей А. С. Пуш­ки­на в Алек­сан­д­ровском ли­цее (1879, Цар­ское Се­ло), Му­зей М. Ю. Лер­мон­то­ва в Ни­ко­ла­ев­ском ка­ва­ле­рий­ском учи­ли­ще (1883, С.-Пе­тер­бург), Му­зей П. И. Чай­ков­ско­го (1894, г. Клин). В 1910-е гг. воз­ни­ка­ют му­зеи – Л. Н. Тол­сто­го в Мо­ск­ве, М. Ю. Лер­мон­то­ва в Пя­ти­гор­ске, Н. Г. Ру­бин­штей­на при Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, М. Г. Са­ви­ной в С.-Пе­тер­бур­ге.

Бы­ла соз­да­на и по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние груп­па пе­да­го­ги­че­ских му­зе­ев, ори­ен­ти­ро­ван­ных на об­разо­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную дея­тель­ность (Пе­да­го­ги­че­ский му­зей во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний в С.-Пе­тер­бур­ге, 1864; Пе­да­го­ги­че­ский му­зей при ди­рек­ции на­родных учи­лищ Ни­же­го­род­ской губ., 1872). В кон. 19 – нач. 20 вв. по­яви­лась их раз­но­вид­ность – му­зеи на­гляд­ных по­со­бий (Му­зей на­гляд­ных по­со­бий вос­крес­ных школ при Мо­с­ковском ко­ми­те­те гра­мот­но­сти, 1893; Ка­зан­ский му­зей уезд­но­го зем­ст­ва, 1902).

Из­вест­ны не­сколь­ко за­ко­но­да­тель­ных ак­тов об ох­ра­не от­дель­ных па­мят­ни­ков 1745–50, указ Алек­сан­д­ра I об ох­ра­не ан­тич­ных древ­но­стей в При­чер­но­мо­рье (1805); ряд ме­ро­прия­тий по ох­ра­не па­мят­ни­ков был пред­при­нят при Ни­ко­лае I: цир­ку­ляр «О сбо­ре све­де­ний о на­хо­дя­щих­ся в пре­де­лах им­перии древ­но­стей» (1826), указ «О на­блю­де­нии за со­хра­не­ни­ем па­мят­ни­ков» (1848). В 1904 сфор­ми­ро­ва­на Ко­мис­сия при Мин-ве внут­рен­них дел по пе­ре­смот­ру дей­ст­вую­щих ука­зов об ох­ра­не па­мят­ни­ков в Рос­сии, раз­ра­бо­тан про­ект «По­ло­же­ния об ох­ра­не древ­но­стей» (1911). Од­на­ко за­ко­но­да­тель­ст­во в сфе­ре ох­ра­ны ис­то­ри­ко-куль­турно­го на­сле­дия стра­ны соз­да­но не бы­ло.

Ито­ги раз­ви­тия му­зей­но­го де­ла в стра­не бы­ли под­ве­де­ны на Пред­ва­ритель­ном съез­де му­зей­ных дея­те­лей (1912, Мо­ск­ва). К это­му вре­ме­ни в России ­бы­ло ок. 500 му­зе­ев, ко­то­рые стано­вились со­цио­куль­тур­ны­ми ин­сти­ту­та­ми с ши­ро­ки­ми на­уч­ны­ми и про­све­ти­тель­ны­ми функ­ция­ми. Бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны основные прин­ци­пы му­зей­ной ра­бо­ты, ком­плек­то­ва­ния со­б­ра­ний, их хра­не­ния и экс­по­ни­ро­ва­ния. Му­зеи ста­ли пуб­лич­ны­ми об­ще­дос­туп­ны­ми уч­реж­де­ния­ми куль­ту­ры, бы­ли оп­ре­де­лены фор­мы ра­бо­ты с му­зей­ной ау­ди­торией (экс­кур­сии, лек­ции). В ря­де го­ро­дов для му­зе­ев строи­лись спе­ци­аль­ные зда­ния (Вла­ди­мир, Са­ра­тов, Крас­но­ярск и др.).

Соз­да­ние и раз­ви­тие рос. му­зе­ев в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бы­ло свя­за­но с дея­тель­но­стью вы­даю­щих­ся пред­ста­вите­лей оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры, круп­ных учё­ных, кол­лек­цио­не­ров (П. В. Ала­бин, Д. Н. Ану­чин, Д. Г. Бу­ры­лин, В. И. Вер­над­ский, В. А. Даш­ков, В. В. До­ку­ча­ев, И. Е. За­бе­лин, Г. Ф. Мил­лер, М. П. По­го­дин, И. А. Стемп­ков­ский, С. Г. Стро­га­нов, В. П. Су­ка­чёв, А. С. и П. С. Ува­ро­вы, Н. Ф. Фё­до­ров, И. И. Шу­ва­лов, Мо­ро­зо­вы, Щу­ки­ны, Треть­я­ко­вы и др.).

Музейное дело после 1917 года

Исторический музей в Москве. 1875–83. Архитекторы В.О. Шервуд, А.А. Семёнов.

По­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 двор­цо­вые кол­лек­ции и му­зеи бы­ли при­зна­ны на­цио­наль­ным дос­тоя­ни­ем. Важ­ную роль в со­хра­не­нии на­сле­дия в этот пе­ри­од сыг­ра­ли ор­га­ни­зо­ванные Вре­мен­ным пра­ви­тель­ст­вом ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ские ко­мис­сии. В 1918–20 впер­вые соз­да­ёт­ся гос. сис­те­ма управ­ле­ния му­зей­ным де­лом и ох­ра­ной па­мят­ни­ков. Еди­ным ор­га­ном управ­ления му­зея­ми стал От­дел по де­лам музе­ев и ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­кус­ст­ва и ста­ри­ны (1918) в со­ста­ве Нар­ком­проса РСФСР. В 1918– 1923 из­дан ряд дек­ре­тов и по­ста­нов­ле­ний о ре­ги­ст­ра­ции всех па­мят­ни­ков, за­пре­ще­нии их вы­во­за за гра­ни­цу, а так­же о ре­гу­ли­ро­ва­нии дея­тель­но­сти му­зе­ев. В со­от­вет­ст­вии с по­ста­нов­ле­ни­ем от 1923 все му­зей­ные фон­ды ста­но­ви­лись дос­тоя­ни­ем го­су­дар­ст­ва. В 1924 при­нят дек­рет «Об учё­те и ох­ра­не па­мят­ни­ков ис­кус­ст­ва, ста­ри­ны и при­ро­ды». Об­ра­зо­ван Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей­ный фонд (ГМФ), став­ший хра­ни­ли­щем на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ных пред­ме­тов му­зей­но­го зна­че­ния, на­ча­то фор­ми­ро­ва­ние му­зей­ной се­ти стра­ны. Все­рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по де­лам му­зе­ев (1919) на­ме­ти­ла про­грам­му му­зей­но­го строи­тель­ст­ва и за­ло­жи­ла ос­но­вы гос. му­зей­ной по­ли­тики; му­зеи про­воз­гла­ше­ны куль­тур­ными цен­тра­ми, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на ра­бо­ту с мас­са­ми.

Политехнический музей в Москве. 1875–1907. Архитекторы И.А. Монигетти, Н.А. Шохин и др.

В 1918 – нач. 20-х гг. ко­ли­че­ст­во музе­ев в стра­не уве­ли­чи­ва­лось: бы­ли ос­но­ва­ны мно­го­чис­лен­ные двор­цы-му­зеи, мо­на­сты­ри-му­зеи, му­зеи дво­рян­ско­го бы­та в на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ных усадь­бах и го­род­ских особ­ня­ках (Цар­ское Се­ло, Пе­тер­гоф, Ос­тан­ки­но, Кус­ко­во, особ­ня­ки Ше­ре­ме­те­вых, Юсу­по­вых, Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра, Си­мо­нов мо­на­стырь, цер­ковь Трои­цы в Ни­кит­ни­ках и т. д.). Круп­ные ча­ст­ные со­б­рания бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны в му­зеи [соб­ра­ние С. И. Щу­ки­на – в 1-й му­зей но­вой за­пад­ной жи­во­пи­си (1918), со­б­ра­ние А. В. Мо­ро­зо­ва – в Му­зей фар­фо­ра (1921) и т. д.]. С це­лью со­хра­нения ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия был соз­дан ряд ме­мо­ри­аль­ных му­зе­ев: усадь­ба Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го в Са­ра­то­ве (1920), квар­ти­ра А. Н. Скря­би­на в Мо­ск­ве (1922) и др. От­кры­ва­лись но­вые крае­вед­че­ские му­зеи, в т. ч. в от­да­лён­ных рай­онах; кол­лек­ции до­ре­во­лю­ци­он­ных му­зе­ев по­пол­ня­лись пред­ме­та­ми из ГМФ. Соз­да­ва­лись му­зеи но­во­го ти­па – ис­то­ри­ко-бы­то­вые [Му­зей ме­бели (1918) и Му­зей дво­рян­ско­го бы­та 40-х го­дов (1920) в Мо­ск­ве], ис­то­ри­ко-ре­во­лю­ци­он­ные: [(му­зеи Ре­во­лю­ции в Пет­ро­гра­де (1919) и Мо­ск­ве (1924)]; в Мо­ск­ве: Му­зей Крас­ной ­Армии (1919), Цен­траль­ный дом авиа­ции им. М. В. Фрун­зе (1927); му­зеи В. И. Ле­ни­на и ре­во­лю­ци­он­ных дея­те­лей. Вме­сте с тем по­сте­пен­но за­кры­вались ча­ст­ные, цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ские, пол­ко­вые му­зеи. По­сле Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 му­зей­ная сеть зна­чи­тель­но со­кра­ти­лась; бы­ли рас­про­да­ны за гра­ни­цу не­ко­то­рые цен­ные музей­ные кол­лек­ции, пред­ме­ты ис­кус­ства. В кон. 1920-х гг. за­крыт ряд двор­цов-му­зе­ев, мо­на­сты­рей-му­зе­ев, на­ча­лись го­не­ния на му­зей­ных спе­циа­ли­стов.

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. 1898–1912. Архитектор Р.И. Клейн.

По­сле Пер­во­го Все­рос­сий­ско­го му­зей­но­го съез­да (1930) дея­тель­ность му­зе­ев бы­ла со­ри­ен­ти­ро­ва­на на ре­ше­ние на­род­но-хо­зяй­ст­вен­ных и идео­ло­ги­че­ских за­дач; му­зеи ста­но­ви­лись ча­стью го­су­дар­ст­вен­но-пар­тий­но­го ме­ха­низ­ма. Не­га­тив­но ска­зал­ся на ра­бо­те ме­ст­ных му­зе­ев раз­гром крае­вед­че­ско­го дви­же­ния; на­уч­но-про­све­ти­тель­ная ра­бо­та бы­ла под­ме­не­на по­ли­ти­ко-про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­стью и раз­ви­ва­лась в ущерб на­уч­ной дея­тель­но­сти по изу­чению и ком­плек­то­ва­нию фон­дов. Од­на­ко вы­рос­ло ко­ли­че­ст­во на­уч­но-тех­ни­че­ских, сель­ско­хо­зяйст­вен­ных му­зе­ев, рас­ши­ри­лась сеть ис­то­ри­ко-ре­во­лю­ци­он­ных и соз­да­на сеть ли­те­ра­тур­ных музе­ев [Цен­траль­ный ли­те­ра­тур­ный му­зей (нач. 1930-х гг.), Все­со­юз­ный му­зей А. С. Пуш­ки­на в С.-Пе­тер­бур­ге (1938), Ли­те­ра­тур­ный му­зей А. М. Горь­ко­го (1937) в Мо­ск­ве, Му­зей А. П. Че­хо­ва в Та­ган­ро­ге (1933) и др.].

Третьяковская галереяв Москве. Автор проекта – художник В.М. Васнецов. 1902–04.

Зна­чи­тель­ный ущерб был на­не­сён му­зе­ям в Вел. Отеч. вой­ну. На ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии на­цио­наль­ные цен­но­сти бы­ли рас­хи­ще­ны или унич­то­же­ны, боль­шин­ст­во му­зе­ев за­кры­то. Про­све­ти­тель­ная дея­тель­ность му­зе­ев про­дол­жа­лась в ты­лу, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись вы­став­ки (в осн. пе­ре­движ­ные), лек­ции. С 1942 на­ча­ли соз­да­вать­ся но­вые му­зеи, по­свя­щён­ные со­бы­ти­ям вой­ны [ме­мо­ри­аль­ный му­зей лёт­чи­ка Н. Ф. Гас­тел­ло в Му­ро­ме (нач. 1940-х гг.)], Вы­став­ка «Ге­рои­че­ская обо­ро­на Ле­нин­града» (1944, с 1945 му­зей) и др., «по го­ря­чим сле­дам» ком­плек­то­ва­лись цен­ные кол­лек­ции. Все­го за го­ды вой­ны бы­ло соз­да­но ок. 10 но­вых му­зе­ев ши­ро­ко­го ис­то­ри­че­ско­го про­фи­ля (Во­ен­но-ме­ди­цин­ский му­зей, 1942, Цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ский ка­би­нет при Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии, 1944, и др.).

По­сле вой­ны му­зеи су­ще­ст­во­ва­ли в тя­жё­лых ус­ло­ви­ях раз­ру­хи. Му­зей­ная сеть бы­ла час­тич­но ре­ор­га­ни­зо­ва­на или пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­на; но её вос­ста­нов­ле­ние ве­лось уже в го­ды вой­ны. Но­вый этап му­зей­но­го строи­тель­ст­ва на­чал­ся в сер. 1950-х гг. Зна­чи­тель­но вы­рос­ло ко­ли­че­ст­во во­ен­но-ис­то­ри­че­ских му­зе­ев [Му­зей Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 в Та­ру­ти­но (1962), Му­зей Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та во Вла­ди­во­сто­ке (осн. в 1945, от­крыт в 1950)], а так­же ме­мо­ри­аль­ных ком­плек­сов, свя­зан­ных с вой­ной [«Ге­ро­ям Ста­лин­град­ской бит­вы» (1963– 1967), Му­зей и ме­мо­ри­ал в честь ге­ро­ев Кур­ской бит­вы (1963)]; соз­да­ны дио­рама «Штурм Са­пун-го­ры» в Се­ва­сто­по­ле (1959) и па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва» (1962) в Моск­ве. Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло соз­да­ние с 1958 ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных му­зе­ев-за­по­вед­ни­ков в ста­рейших рос. го­ро­дах (Нов­го­род­ский, Ко­ст­ром­ской, Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский, Ря­зан­ский, Рос­то­во-Яро­слав­ский му­зеи-за­по­вед­ни­ки), на ос­но­ве ар­хео­ло­ги­че­ских и ар­хи­тек­тур­ных ком­плек­сов: «Та­на­ис» в Рос­тов­ской обл. (1961), «Кос­тён­ки» в Во­ро­неж­ской обл. (1968), «Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра» (1960-е гг.), «Ки­жи» в Рес­пуб­ли­ке Ка­ре­лия (1965); ста­тус му­зе­ев-за­по­вед­ни­ков при­об­ре­ли ме­мо­ри­аль­ные му­зей­ные ком­плек­сы А. С. Пуш­ки­на в с. Ми­хай­лов­ское (нач. 1960-х гг.), А. П. Че­хо­ва в с. Ме­ли­хо­во (1960), во­ен­но-ис­то­ри­че­ский му­зей на Бо­ро­дин­ском по­ле (1961). Бла­го­да­ря ут­вер­жде­нию за му­зея­ми ста­ту­са му­зея-за­по­вед­ни­ка со­хра­ня­лись уни­каль­ная при­род­но-куль­тур­ная сре­да, па­мят­ни­ки ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ры. К кон. 1980-х гг. соз­да­но ок. 50 му­зе­ев-за­по­вед­ни­ков разл. про­фи­ля.

В 1960–70-е гг. сло­жи­лась сеть об­ще­ст­вен­ных му­зе­ев, ко­то­рые воз­ни­ка­ли по ини­циа­ти­ве гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. Соз­да­ва­лись ве­дом­ст­вен­ные му­зеи на­уч­ных уч­ре­ж­де­ний и но­вые му­зеи нау­ки и тех­ни­ки [Гео­ло­ги­че­ский му­зей Якут­ско­го ин-та гео­ло­ги­че­ских на­ук РАН (1959), Му­зей ис­то­рии кос­мо­нав­ти­ки им. Ф. А. Цан­де­ра в Ки­сло­вод­ске (1974)]. В 1980-е гг. поя­вил­ся но­вый тип му­зе­ев – эко­му­зей, пред­став­ляю­щий при­ро­ду, че­ло­ве­ка и его ма­тери­аль­ное ок­ру­же­ние в не­раз­рыв­ной взаи­мо­свя­зи (му­зей в пос. Варь­е­ган Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окр., 1986). Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние ста­ло уде­лять­ся му­зее­фи­ка­ции ок­ру­жаю­щей сре­ды, объ­ек­тов ин­ду­ст­ри­аль­но­го на­сле­дия. Пер­вый за­вод-му­зей соз­дан в 1987 в струк­ту­ре Ниж­не­та­гиль­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка гор­но-за­во­дско­го де­ла Сред­не­го Ура­ла.

В 1960–80-е гг. бы­ло по­строе­но боль­шое чис­ло спе­ци­аль­ных му­зей­ных зда­ний, из­да­ны ос­но­во­по­ла­гаю­щие на­уч­ные тру­ды по ис­то­рии и тео­рии музей­но­го де­ла, ак­тив­но про­во­ди­лась вы­ста­воч­ная дея­тель­ность. Ста­ло раз­ви­вать­ся му­зей­ное про­ек­ти­ро­ва­ние; поя­ви­лись яр­кие му­зей­ные экс­по­зи­ции [в Мо­ск­ве – Му­зей де­каб­ри­стов (сер. 1980-х гг., худ. Л. Озер­ни­ков), Му­зей-квар­ти­ра А. С. Пуш­ки­на на Ар­ба­те (сер. 1980-х гг., худ. Е. А. Ро­зенб­люм); Одес­ский ли­те­ра­тур­ный му­зей (сер. 1980-х гг., ху­дож­ни­ки А. Бо­рин, А. Гай­да­ма­ка)]. На сер. 1980-х гг. при­шёл­ся пик по­се­щае­мо­сти оте­че­ст­вен­ных му­зе­ев. Важ­ная роль му­зе­ев в об­ще­ст­ве бы­ла за­кре­п­лена по­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­ст­ров СССР «О му­зей­ном фон­де Сою­за ССР» (1965) и За­ко­ном «Об ох­ра­не и ис­поль­зо­ва­нии па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры» (1976).

Современное состояние музейного дела

К 1990-м гг. сло­жи­лась клас­си­фи­ка­ция му­зе­ев по ор­га­ни­за­ци­он­ным, пра­во­вым и со­дер­жа­тель­ным при­зна­кам. Му­зеи раз­ли­ча­ют­ся: по при­над­леж­но­сти (го­су­дар­ст­вен­ные, ве­дом­ст­вен­ные, об­ще­ст­вен­ные, му­ни­ци­паль­ные); по про­филь­ным груп­пам (ис­то­ри­че­ские, ху­до­же­ст­вен­ные, нау­ки и тех­ники, ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные и т. д.); по мас­шта­бу дея­тель­но­сти (цен­траль­ные, ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные му­зеи); по ста­ту­су (осо­бо цен­ные объ­ек­ты, го­лов­ные му­зеи, фи­лиа­лы); по ти­пам (на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские, на­уч­но-про­све­ти­тель­ные, учеб­ные). В кон. 20 в. му­зее­ве­да­ми вве­де­но в обо­рот но­вое ос­но­ва­ние для клас­си­фи­ка­ции: по до­ми­нант­но­му ти­пу хра­ни­мых му­зе­ем па­мят­ни­ков (кол­лек­ци­он­ные и ан­самб­ле­вые му­зеи). В Рос­сии наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ной ос­та­ёт­ся груп­па гос. му­зе­ев, ко­то­рые яв­ля­ют­ся соб­ст­вен­но­стью го­су­дар­ства, фи­нан­си­ру­ют­ся из его бюд­же­та и на­хо­дят­ся в ве­де­нии Мин-ва куль­ту­ры и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ. В 2002 офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 2189 му­зе­ев (из них 2102 му­зея Мин-ва куль­ту­ры и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ и 87 др. ве­домств), ко­торые хра­нят 76 млн. 790 тыс. па­мят­ников ис­то­рии, куль­ту­ры и при­ро­ды. Од­на­ко ре­аль­ная чис­лен­ность оте­че­ст­вен­ных му­зе­ев при­мер­но вдвое вы­ше. Са­мая круп­ная го­род­ская сеть му­зе­ев в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге; ок. 90% всех му­зе­ев Рос­сии со­став­ля­ют про­вин­ци­аль­ные му­зеи. Пре­об­ла­да­ют ком­плекс­ные му­зеи, а сре­ди них – крае­вед­че­ские (ок. 60% му­зе­ев Мин-ва куль­ту­ры и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ).

В 1990-е гг. це­лью куль­тур­ной по­лити­ки гос-ва объ­яв­ля­лось не толь­ко со­хра­не­ние ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия Рос­сии, но и его ис­поль­зо­ва­ние в це­лях кон­со­ли­да­ции об­ще­ст­ва и соз­да­ния еди­но­го куль­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва (Фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма «Раз­ви­тие и со­хра­не­ние куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», 2000). В 1992 из­дан указ о вы­де­ле­нии наи­бо­лее цен­ных объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия (ОЦО), их осо­бом фи­нан­си­ро­ва­нии и ох­ра­не (к 2003 к ОЦО от­не­се­ны 32 му­зея РФ).

В кон. 20 в. вновь ста­ли соз­да­вать­ся ут­ра­чен­ные ра­нее ти­пы му­зе­ев. По­сле при­ня­тия по­ста­нов­ле­ния «О по­ряд­ке пе­ре­да­чи ре­ли­ги­оз­ным объ­е­ди­не­ни­ям, от­но­ся­щим­ся к фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­сти, иму­ще­ст­ва ре­ли­ги­оз­но­го на­зна­че­ния» (1995) ста­ли ор­га­ни­зо­вы­вать­ся цер­ков­ные му­зеи (Му­зей Свя­то-Алек­се­ев­ской пус­ты­ни в Яро­слав­ской обл., 2000). Поя­ви­лись ча­ст­ные му­зеи и га­лереи не толь­ко в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге, но и в про­вин­ции (Рус­ский на­цио­наль­ный му­зей ис­кусств в Мо­ск­ве, 1993; Му­зей «Не­вьян­ская ико­на» в Ека­те­рин­бур­ге, 1999; Му­зей кре­сть­ян­ско­го бы­та в Кар­го­по­ле Ар­хан­гель­ской обл., кон. 1990-х гг.). Но­вым яв­ле­ни­ем ста­ло соз­да­ние кор­по­ра­тив­ных му­зе­ев и кол­лек­ций при круп­ных кор­по­ра­ци­ях и ком­па­ни­ях (Му­зей авиа­ком­па­нии «Крас­Эйр», му­зей­ные об­ра­зо­ва­ния в тер­ри­то­ри­аль­ных управ­ле­ниях Цен­тро­бан­ка РФ). По­яв­ле­ние и ди­на­мич­ное раз­ви­тие му­ни­ци­паль­ных му­зе­ев свя­за­но с за­ко­но­да­тель­ным за­кре­п­ле­ни­ем но­вой фор­мы соб­ст­вен­но­сти (1992).

Од­на­ко му­зеи по­нес­ли и по­те­ри. Оче­ред­ная сме­на идео­ло­ги­че­ских ус­та­но­вок при­ве­ла к унич­то­же­нию ря­да музе­ев В. И. Ле­ни­на, гос. и ре­во­лю­ци­он­ных дея­те­лей, пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­нию му­зе­ев не­по­пу­ляр­ных пер­со­на­лий и собы­тий в му­зеи эт­но­гра­фи­че­ские и бы­то­вые.

В це­лом для совр. му­зе­ев ха­рак­тер­но пре­об­ла­даю­щее вни­ма­ние к ме­ст­ной ис­то­рии и куль­ту­ре. Соз­да­ёт­ся ряд спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных му­зе­ев, по­свя­щён­ных к.-л. от­рас­ли дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка или при­род­но­му яв­ле­нию (Му­зей хле­ба в С.-Пе­тер­бур­ге, 1988; Му­зей во­ды в Мо­ск­ве, 1993); вновь ста­но­вят­ся по­пу­ляр­ны­ми му­зеи бы­та (Илов­лин­ский му­зей на­род­ной ар­хи­тек­ту­ры и бы­та в Вол­го­град­ской обл., 1982). По­яви­лось мно­го но­вых ме­мо­ри­аль­ных музе­ев, осо­бен­но в на­цио­наль­ных рес­пуб­ли­ках. Уси­ли­лось вни­ма­ние му­зе­ев к не­ма­те­ри­аль­но­му куль­тур­но­му на­сле­дию, объ­ек­там «не­ося­зае­мой па­мя­ти» (фольк­ло­ру, про­из­вод­ст­вен­ным про­цессам, ри­туа­лам, быто­вым тра­ди­ци­ям и т. д.) и соз­да­ние на их ос­но­ве му­зе­ев но­во­го ти­па, т. н. жи­вых му­зе­ев. В этом на­прав­ле­нии по­сте­пен­но раз­ви­вает­ся ряд му­зе­ев-за­по­вед­ни­ков и эт­ногра­фи­че­ских му­зе­ев (му­зей-за­по­вед­ник «Том­ская пи­са­ни­ца» в Ке­ме­ров­ской обл., 1988). Но­вым яв­ле­ни­ем ста­но­вит­ся объ­е­ди­не­ние биб­лио­те­ки, ар­хи­ва и му­зея для ре­ше­ния об­щих ­задач по со­хра­не­нию и про­па­ган­де историко-куль­тур­но­го на­сле­дия (Му­зей-биб­лио­те­ка в дер. Ов­сян­ка Крас­нояр­ско­го края, 1994; Му­зей­ный центр «На­сле­дие Чу­кот­ки», 2002, и др.).

В му­зей­ную прак­ти­ку вне­дря­ют­ся но­вые фор­мы и ме­то­ды на­уч­но-про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­сти, но­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­вая мно­го­функ­цио­наль­ность му­зей­ной ра­бо­ты и её со­ци­аль­ную на­прав­лен­ность. Всё бо­лее осоз­на­ёт­ся не­об­хо­ди­мость экс­по­зи­ци­он­но­го ди­зай­на для раз­ви­тия му­зей­ной ком­му­ни­ка­ции: к соз­да­нию экс­по­зи­ций и вы­ста­вок при­вле­ка­ют­ся ху­дож­ни­ки-экс­по­зи­цио­ни­сты для раз­ра­бот­ки не­стан­дарт­ных сце­на­ри­ев пред­став­ле­ния экс­по­зи­ций, учи­ты­ваю­щих осо­бен­но­сти вос­при­ятия по­се­ти­те­лей.

С це­лью объ­е­ди­не­ния му­зей­ных спе­циа­ли­стов с 1957 ра­бо­та­ет Рос­сий­ский ко­ми­тет Ме­ж­ду­на­род­но­го со­ве­та му­зе­ев (ИКОМ); соз­да­ны меж­му­зей­ные ас­со­циа­ции: Ас­со­циа­ция му­зе­ев Рос­сии (1996), Ас­со­циа­ция на­уч­но-тех­ни­че­ских му­зе­ев (2000) и др. В 2001 обра­зо­ван Со­юз му­зе­ев Рос­сии. Ком­плекс­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми про­блем му­зее­ве­де­ния за­ни­ма­ют­ся: Рос­сий­ский ин-т куль­ту­ро­ло­гии (осн. в 1932 в Мо­ск­ве как НИИ ме­то­дов крае­вед­ческой ра­бо­ты; фи­лиа­лы в Ом­ске и С.-Пе­тер­бур­ге), Ла­бо­ра­то­рия му­зее­ве­де­ния Гос. му­зея современ­ной ис­то­рии Рос­сии, На­уч­но-ме­то­ди­че­ский от­дел Гос. ис­то­ри­че­ско­го му­зея. Из­да­ют­ся: ме­ж­дуна­род­ный ж. «Museum» (с 1948; на рус. яз. с 1982), «Бюл­ле­тень ИКОМ» (1986), оте­че­ст­вен­ный ж. «Мир му­зея» (в 1931–40 вы­хо­дил под назв. «Со­вет­ский му­зей»; во­зоб­нов­лён в 1983; с 1993 совр. на­зва­ние), а так­же ряд ре­гио­наль­ных из­да­ний.

Законодательство в области музейного дела

Ос­нов­ны­ми рег­ла­мен­ти­рую­щи­ми до­ку­мен­та­ми, ре­гу­ли­рую­щи­ми пра­во­от­но­ше­ния в сфе­ре фор­ми­ро­ва­ния, со­хра­не­ния, гос. учё­та и ис­поль­зо­ва­ния му­зей­но­го фон­да РФ, а так­же в сфе­ре соз­да­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния му­зе­ев как не­ком­мер­че­ских уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры, яв­ля­ют­ся: «Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о куль­ту­ре» (1999), Фе­де­раль­ный за­кон «О му­зей­ном фон­де Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и му­зе­ях Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (1996), За­кон РФ «О вы­во­зе и вво­зе куль­тур­ных цен­но­стей» (1993), Фе­де­раль­ный за­кон «О куль­тур­ных цен­но­стях, пе­ре­ме­щён­ных в Со­юз ССР в ре­зуль­та­те Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и нахо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (1998). К ним при­мы­ка­ют Фе­де­раль­ные за­ко­ны «О не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях» (1996) и «О бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти и бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях» (1995).

За­кон «О му­зей­ном фон­де РФ и му­зе­ях РФ» раз­ра­бо­тан на ос­но­ве Кон­сти­ту­ции РФ, ос­нов за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ о куль­ту­ре с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ж­ду­на­род­ных пра­во­вых норм и ми­ро­во­го опы­та ре­гу­ли­рова­ния дан­ной сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Не­об­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки и при­ня­тия за­ко­на бы­ла обу­слов­ле­на из­ме­не­ни­ем в Рос­сии от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, уве­ли­че­ни­ем чис­ла и из­ме­не­ни­ем ха­рак­те­ра субъ­ек­тов дея­тель­но­сти в сфе­ре куль­тур­но­го на­сле­дия, а так­же пра­во­вой не­за­щи­щён­но­стью и не­оп­ре­де­лён­но­стью пра­во­во­го ста­ту­са му­зей­но­го фон­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. За­кон пред­по­ла­га­ет зна­чи­тель­ные ог­ра­ни­че­ния прав соб­ст­вен­ни­ка как в ли­це гос-ва, так и ча­ст­ных соб­ст­вен­ни­ков с це­лью обес­пе­че­ния со­хран­но­сти му­зей­но­го фон­да и дос­ту­па к не­му гра­ж­дан. При этом со­став­ляю­щие му­зей­ный фонд цен­но­сти вы­сту­па­ют и как па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры, и как иму­ще­ст­во, имею­щее ре­аль­ную ры­ноч­ную стои­мость, что де­ла­ет не­об­хо­ди­мым ог­ра­ни­че­ние граж­дан­ско­го обо­ро­та это­го ви­да иму­ще­ст­ва.

За­кон ис­хо­дит так­же из при­зна­ния един­ст­ва куль­тур­но­го про­стран­ст­ва Рос­сии. Фор­ми­ро­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние му­зей­но­го фон­да осу­ще­ст­в­ля­ет­ся вне за­ви­си­мо­сти от гос. ад­ми­ни­ст­ра­тивных гра­ниц. Со­хра­няя раз­гра­ни­че­ние уров­ней ве­де­ния в от­но­ше­нии гос. му­зе­ев, за­кон ус­та­нав­ли­ва­ет еди­ные прин­ци­пы учё­та, хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния му­зей­но­го фон­да. Един­ст­во этих прин­ци­пов при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние в свя­зи с ин­сти­туа­ли­за­ци­ей не­го­су­дар­ст­вен­ной час­ти му­зей­но­го фон­да, функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем ча­ст­ных, кор­по­ра­тив­ных, му­ни­ци­паль­ных му­зеев.

Ос­но­во­по­ла­гаю­щим, ба­зо­вым прин­ци­пом за­ко­на яв­ля­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ное ут­вер­жде­ние по­ли­ти­ки гос. про­тек­цио­низ­ма в от­но­ше­нии му­зей­но­го фон­да стра­ны (и го­су­дар­ст­вен­ной, и не­го­су­дар­ст­вен­ной его час­тей), а так­же в от­но­ше­нии му­зе­ев как об­ще­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ваю­щих со­хра­не­ние му­зей­но­го фон­да: соз­да­ние пра­во­во­го про­стран­ст­ва, за­щи­щаю­ще­го му­зей­ный фонд Рос­сии в це­лом, ин­те­ре­сы его соб­ст­вен­ни­ков и хра­ни­те­лей; обя­зан­ность гос-ва в пол­ной ме­ре обес­пе­чи­вать фи­нан­со­вые и ма­те­ри­аль­ные ус­ло­вия со­хра­не­ния гос. час­ти му­зей­но­го фон­да и дея­тель­но­сти гос. му­зе­ев; пре­дос­тав­ле­ние ря­да льгот му­зе­ям и соб­ст­вен­ни­кам му­зей­но­го фон­да.

За­кон ввёл «Гос. ка­та­лог му­зей­но­го фон­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» – обя­за­тель­ный ре­ги­ст­ра­ци­он­ный ком­по­нент про­це­ду­ры вклю­че­ния пред­ме­та в со­став му­зей­но­го фон­да РФ, яв­ляю­щий­ся так­же ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зой дан­ных, ко­то­рая де­ла­ет от­кры­той и дос­туп­ной для всех гра­ж­дан стра­ны ин­фор­ма­цию обо всех пред­ме­тах, вклю­чён­ных в со­став му­зей­но­го фон­да РФ, и обес­пе­чи­ва­ет ре­аль­ное пра­во ка­ж­до­го гра­ж­да­ни­на на дос­туп к куль­тур­но­му на­сле­дию, ак­ку­му­ли­руе­мо­му в му­зе­ях.

Лит.: Очер­ки ис­то­рии му­зей­но­го де­ла в СССР [Рос­сии]. М., 1957–1971. Вып. 1–7; Ох­ра­на па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры в Рос­сии. XVIII – нач. XX вв.: Сб. до­ку­мен­тов. М., 1978; Му­зей и власть: Сб. на­уч­ных тру­дов. М., 1991. Ч. 1–2; Рос­сий­ская куль­ту­ра в за­ко­но­да­тель­ных и нор­ма­тив­ных ак­тах: Му­зей­ное де­ло и ох­ра­на па­мят­ни­ков. 1991–1996/ Сост. М. М. Алек­сан­д­ро­ва, О. В. Та­ру­си­на. М., 1998; Фро­лов А. И. Мо­с­ков­ские му­зеи. М., 1999; Рос­сий­ская куль­ту­ра в за­ко­но­да­тель­ных и нор­ма­тив­ных ак­тах. Му­зей­ное де­ло и ох­ра­на па­мят­ни­ков. 1996–2000/Сост. М. М. Алек­сан­д­ро­ва, О. В. Та­ру­си­на. М., 2001; Рос­сий­ская му­зей­ная эн­цик­ло­пе­дия: В 2 т. М., 2001; Гриц­ке­вич В. П. Ис­то­рия му­зей­но­го де­ла до кон­ца XVIII ве­ка. СПб., 2001. Ч. 1–2; Сун­дие­ва А. А. Му­зеи//Очер­ки рус­ской куль­ту­ры XIX в. М., 2001. Т. 3; Юре­не­ва Т. Ю. Му­зей в ми­ро­вой куль­ту­ре. М., 2003.

Вернуться к началу