Музеи
Домузейный период
Собрания различных предметов искусства, книг известны в России с 13 в.: сокровищницы московских князей, ризницы и библиотеки при монастырях и соборах Владимира, Киева, Новгорода. Любителем искусств был князь Семён (Симеон) Гордый (14 в.). Ценными художественными изделиями владели представители византийской свиты Софьи Палеолог (15 в.). С 16 в. начинается целенаправленное собирательство (Иван IV Грозный, Борис Годунов). В нач. 16 в. приобретает черты великокняжеской сокровищницы Оружейная палата Московского Кремля, с 1584 известно хранилище образцов вооружения – Арсенал в Москве; эти хранилища одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
В 17 в. появились частные, в осн. художественные, собрания членов царской семьи, высшего духовенства, боярской знати. Наличие в них образцов светского искусства, например рисунков и гравюр в собрании царя Алексея Михайловича, «фряжских листов» и живописных портретов у патриарха Никона, князей В. В. и А. В. Голицыных, А. С. Матвеева, Б. М. Хитрово и др., свидетельствовало о сближении с Западной Европой и приближении новой эпохи в развитии отечественной культуры.
Первые российские музеи
В 18 в. коллекционирование в России приобретает статус культурного явления, охрана памятников оформляется законодательно. При Петре I изданы первые законодательные акты, направленные на сохранение отечественных древностей («Указ о сдаче старинных редкостей комендантам» 1718, указы 1717–24 о сборе и передаче в С.-Петербург всевозможных древностей и диковинок, об их охране, о ремонте разрушающихся памятников), организованы первые экспедиции по сбору «памятных древностей». В 1702 составлена опись Оружейной палаты, в 1720 законодательно ей придан статус придворного музея. По указу Петра I были сформированы собрания по отдельным отраслям знаний, некоторые из этих коллекций впоследствии легли в основу создания крупнейших музеев. История Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи начиналась с Цейхгауза Петропавловской крепости (1703), история Военно-морского музея в С.-Петербурге – с Модель-камеры при Адмиралтействе (создана в 1709 для хранения материалов по кораблестроению). С основанием Кунсткамеры (создана в 1714 в С.-Петербурге на основе личных коллекций Петра I и коллекций Аптекарского приказа; открыта для обозрения в 1719, в 1724 по инициативе Петра I передана в ведение Петербургской АН; в 1723–27 составлен первый каталог) началось развитие музейного дела в России. С 1717 во дворце Монплезир в Петергофе размещена первая в России дворцовая картинная галерея – коллекция живописи Петра I. По его указу и плану в 1704 заложен садово-парковый ансамбль Летнего сада, который постепенно приобрёл значение музейного комплекса. Частное коллекционирование ещё не получило значительного распространения; крупными собраниями в этот период владела европеизированная знать из окружения императора (граф Я. В. Брюс, князья А. Д. Меншиков, Д. М. Голицын, заводчик А. Н. Демидов).
Музеи в век Просвещения
Во 2-й пол. 18 в. получили распространение коллекционирование, создание «кабинетов» и галерей. В 1755 для имп. Елизаветы Петровны было приобретено собрание западноевропейской живописи. Среди коллекционеров появляется слой знатоков, владельцев ценных коллекций и частных галерей (князь Н. Б. Юсупов, граф П. Б. Шереметев, граф А. С. Строганов). П. Г. Демидов для книжной части своего собрания разработал собственную библиографическую систему каталогизации, энтомологическую коллекцию он создавал под руководством шведского учёного К. Линнея. В 1764 положено основание частному музею Екатерины II, дворцовой картинной галерее Эрмитаж (открыт для публики в 1852), которая интенсивно пополнялась; к кон. 18 в. Эрмитаж включал также нумизматическую, археологическую, рукописную коллекции, «натуральный кабинет», а в 19 в. стал крупнейшим музеем России. Императрица была страстным коллекционером, приобретала крупнейшие собрания и первоклассные произведения искусства, книги, редкости за границей, способствовала распространению моды на коллекционирование, поощряла собирательскую и исследовательскую деятельность учёных, открыла им доступ в гос. архивы. Развитие естественных наук и просвещения повлияло на создание в 1750–70-е гг. первых естественно-научных кабинетов при Московском ун-те [Минеральный кабинет (1755), Кабинет-музей натуральной истории (1791)], Горном училище [Минералогический отдел (осн. в 1773; с 1918 Горный музей, С.-Петербург)]. Естественно-научные коллекции были сформированы в 18 в. при Вольном экономическом обществе (ВЭО). Во 2-й пол. 18 в. при ВЭО создана Модель-камера сельскохозяйственных орудий и машин с целью популяризации и распространения новейших технических средств; отдельные коллекции ВЭО уже в 19 в. переросли в музеи.
Арсеналы в 18 в., продолжая выполнять военные функции, приобретают качества музейных хранилищ. Образцы и историю отечественного оружия представляли основанный в 1775 «Достопамятный зал» Арсенала (С.-Петербург), Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе (1775; собрание формировалось с 1724). В 1783 Арсенал в Москве был превращён в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий.
В 1782 по инициативе иркутского губернатора Ф. Н. Клички, а также при участии академика Э. Г. Лаксмана, местной интеллигенции и при поддержке Екатерины II возник «музеум» в Иркутске, ставший первым провинциальным публичным музеем в России; хранил разнообразные коллекции по естественной истории и этнографии края, физические приборы и пр.
Музеи в 1-й половины 19 века
Процесс развития отечественных музеев неразрывно связан с формированием национального самосознания и интереса к отечественной истории и культуре. Первые проекты создания русского национального общедоступного музея принадлежат членам исторического кружка графа Н. П. Румянцева: историку Ф. П. Аделунгу (проект 1817) и историку, коллекционеру Б. Г. Вихману (проект 1821). Однако эти проекты не получили поддержки Александра I. В 1830-е гг. программу создания Народного российского музея и сети местных музеев разработал белорусский учёный, общественный деятель Зан Тамаш. Идея всесторонне представить в отечественном музее Россию частично была воплощена при организации публичного Румянцевского музея в С.-Петербурге, основу которого составили коллекции графа Н. П. Румянцева (открыт в 1831; в 1861 переведён в Москву, где вошёл в состав вновь созданного «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума»).
В 1803 Эрмитаж стал дворцовым музеем (с 1866 публичным); с 1806 по указу Александра I статус публичного музея получила Оружейная палата. После Отеч. войны 1812 созданы военно-исторические музеи в С.-Петербурге – Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826); Арсенал в Царском Селе (создан Николаем I в 1832 на основе личных коллекций; с 1852 доступен для обозрения).
Значительное влияние на появление новых музеев оказал процесс дифференциации наук и формирования новых научных дисциплин. В 1821 на основе Минералогического кабинета Горного училища создан самостоятельный Корпусный музеум; в 1841 по инициативе заводчиков Демидовых открыт Музеум естественной истории и древностей в Нижнем Тагиле. В 1830-е гг. организован ряд академических профильных музеев, выделившихся из Кунсткамеры: Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический, Нумизматический, Египетский и др.
Начали открываться музеи и в провинции, в их создании принимали участие представители различных слоёв городского общества. В 1803 на Плещеевом оз. во Владимирской губ., где в кон. 17 в. создавалась «потешная» флотилия Петра I, было построено специальное здание для хранения одного из учебных кораблей, бота «Фортуна». Стремление сохранить причерноморские древности привело к возникновению первых общедоступных музеев в Крыму: музей при гидрографическом депо в Николаеве (1806), музеи в Феодосии (1811), Одессе (1825), Керчи (1826). Среди первых провинциальных музеев России – Барнаульский горный музеум (1823), Оренбургский музеум при военном училище (1831), Астраханский губернский музеум (1836). Создание в губерниях (с 1834) статистических комитетов, постепенно приобретших значение местных научных обществ, повлекло за собой формирование музеев при них [музеи при Московском (1842), Архангельском (1860), Владимирском (1862) и др. статкомитетах]. Бережно хранились светские и сакральные исторические памятники в Архиерейских домах (в Архангельске, Астрахани, Ярославле, Саратове и др.) и старейших монастырях России.
Развитие отечественного изобразительного искусства повлияло на возникновение первых коллекций рус. искусства П. П. Свиньина, П. Ф. Карабанова, галереи рус. живописи в Эрмитаже (1825). В С.-Петербурге с 1758 функционировал в качестве учебного музей Академии художеств, созданный по инициативе графа И. И. Шувалова, на основе пожертвованного им собрания картин западноевропейских мастеров. Три самые значительные провинциальные художественные школы дореформенной России имели свои художественные галереи: школа А. В. Ступина в Арзамасе Нижегородской губ., А. Д. Надеждина в г. Козлов Тамбовской губ., К. А. Макарова в Саранске и Пензе. Галереи создавались как собрания учебных пособий, но приобрели постепенно качество музейных коллекций, были доступны для горожан. Галерею Ступина (ок. 1810) можно считать первым провинциальным художественным музеем России.
Отдельную группу составляли музеи при учебных заведениях. По Уставу 1804 создавались благоприятные условия для организации университетских музеев. Одним из лучших кабинетов естественных наук в Европе являлся музей Виленского ун-та (1803); значительные коллекции находились в музеях Дерптского (1803), Казанского (1805), Харьковского (1807) ун-тов. Серьёзное внимание уделялось созданию каталогов и систематизации коллекций (коллекции Московского и Казанского ун-тов систематизированы в течение 1-й четв. 19 в.). В 1-й пол. 19 в. «кабинеты» создавались в большинстве губернских гимназий; в собирательскую деятельность вовлекались и преподаватели, и ученики. В осн. собирание было ориентировано на местные памятники. Первые «кабинеты» и музеи появляются в Тобольской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Саратовской духовных семинариях, Московской и Казанской духовных академиях, Церковно-археологическом обществе при Киевской духовной академии; во 2-й пол. 19 в. часть из них была преобразована в церковно-археологические музеи.
В 1-й пол. 19 в. частное коллекционирование распространилось также на провинцию. Среди коллекционеров появляются представители купечества (библиотека староцерковных рукописей ярославских хлеботорговцев Вахрамеевых, библиотека купцов Хлебниковых в Калужской губ.) и лица третьего сословия (мещане, духовенство). Многие из этих коллекционеров уже в 1820-е гг. являлись членами различных научных обществ, в т. ч. Московского общества истории и древностей российских (основано в 1804).
Музеи во 2-й половине 19 – начале 20 века
Для пореформенной России характерно усиление роли общественности, научных обществ в создании новых музеев, ориентированных на просвещение и распространение знаний, изучение истории местного края [Тверской историко-археологический музей (1866), Омский исторический музей (1878), Тамбовский исторический музей (1879), Смоленский историко-археологический музей (1888) и др.]. К кон. 19 в. музеи местного края становились культурными центрами провинции.
Расширилась группа исторических музеев: созданы этнографические (Этнографический музей Русского географического общества, 1848; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1879); археологические (Музей Московского археологического общества, 1864; музеи в Херсоне, Анапе, Рязани и др.) и церковно-археологические музеи. Развивались военно-исторические музеи: Артиллерийский музей (1868), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), Музей А. В. Суворова в С.-Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). Важным событием стало основание в 1872 Императорского Российского Исторического музея, открытого для публики в 1883 в специально выстроенном здании. Благодаря ценнейшим коллекциям и активной просветительной деятельности он приобрёл характер национального музея исторического профиля.
Появление группы естественно-исторических, сельскохозяйственных, промышленных музеев было обусловлено интенсивным экономическим развитием пореформенной России (Музей сельскохозяйственного производства, 1859; Почвенный музей при ВЭО, 1903). Значительное влияние на создание новых музеев оказали Всероссийские и местные промышленные, сельскохозяйственные, этнографические выставки. На основе некоторых из них в Москве были созданы Музей прикладной естественной истории при ВЭО (сер. 19 в.), Дашковский этнографический музей (1867), Политехнический музей (1872), Музей антропологии (1879), Кустарный музей (1885, ныне Музей народного творчества), Естественно-исторический музей Уральского общества любителей естествознания в Екатеринбурге (1887) и др.
Расцвет русского изобразительного искусства, оформление искусствознания как самостоятельной отрасли знания способствовали созданию во 2-й пол. 19 в. значительных художественных музейных и частных собраний: картинной галереи Румянцевского музея (1861), художественно-промышленных музеев при Строгановском училище (1864) и Обществе поощрения художников (1870), музеев И. С. Остроухова (1880), С. И. Щукина (1910), галерей К. Т. Солдатёнкова (1850-е гг.), Ф. И. Прянишникова (1860-е гг.), В. А. Кокорева (1862), В. П. Сукачёва (1892), И. Е. Цветкова (1909). В 1895 основан Русский музей в С.-Петербурге.
Созданию новых музеев способствовал расцвет частного коллекционирования, которое всё более становится связанным с просветительством и меценатством. На основе частных коллекций И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, П. М. и С. М. Третьяковых, И. В. Цветаева и других возникли крупнейшие музейные собрания: Феодосийская картинная галерея (1880), Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева (1885), Третьяковская галерея (1892), Музей изящных искусств (1912, ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Театральный музей им. А. А. Бахрушина (1913) в Москве, которые являются национальным достоянием страны. Превращаются в музеи некоторые усадебные коллекции: Историко-этнографический музей М. К. Тенишевой в имении Талашкино Смоленской губ. (с 1905 музей «Русская старина» в Смоленске), Музей народного искусства в усадьбе Абрамцево (1885), Музей А. С. Пушкина в Остафьево (1899) и др.
Формируется сеть мемориальных музеев: кабинет-музей А. М. Бутлерова в Казанском ун-те (1863), библиотека-музей А. С. Пушкина в Александровском лицее (1879, Царское Село), Музей М. Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1883, С.-Петербург), Музей П. И. Чайковского (1894, г. Клин). В 1910-е гг. возникают музеи – Л. Н. Толстого в Москве, М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, Н. Г. Рубинштейна при Московской консерватории, М. Г. Савиной в С.-Петербурге.
Была создана и получила широкое распространение группа педагогических музеев, ориентированных на образовательно-воспитательную деятельность (Педагогический музей военно-учебных заведений в С.-Петербурге, 1864; Педагогический музей при дирекции народных училищ Нижегородской губ., 1872). В кон. 19 – нач. 20 вв. появилась их разновидность – музеи наглядных пособий (Музей наглядных пособий воскресных школ при Московском комитете грамотности, 1893; Казанский музей уездного земства, 1902).
Известны несколько законодательных актов об охране отдельных памятников 1745–50, указ Александра I об охране античных древностей в Причерноморье (1805); ряд мероприятий по охране памятников был предпринят при Николае I: циркуляр «О сборе сведений о находящихся в пределах империи древностей» (1826), указ «О наблюдении за сохранением памятников» (1848). В 1904 сформирована Комиссия при Мин-ве внутренних дел по пересмотру действующих указов об охране памятников в России, разработан проект «Положения об охране древностей» (1911). Однако законодательство в сфере охраны историко-культурного наследия страны создано не было.
Итоги развития музейного дела в стране были подведены на Предварительном съезде музейных деятелей (1912, Москва). К этому времени в России было ок. 500 музеев, которые становились социокультурными институтами с широкими научными и просветительными функциями. Были сформулированы основные принципы музейной работы, комплектования собраний, их хранения и экспонирования. Музеи стали публичными общедоступными учреждениями культуры, были определены формы работы с музейной аудиторией (экскурсии, лекции). В ряде городов для музеев строились специальные здания (Владимир, Саратов, Красноярск и др.).
Создание и развитие рос. музеев в значительной степени было связано с деятельностью выдающихся представителей отечественной культуры, крупных учёных, коллекционеров (П. В. Алабин, Д. Н. Анучин, Д. Г. Бурылин, В. И. Вернадский, В. А. Дашков, В. В. Докучаев, И. Е. Забелин, Г. Ф. Миллер, М. П. Погодин, И. А. Стемпковский, С. Г. Строганов, В. П. Сукачёв, А. С. и П. С. Уваровы, Н. Ф. Фёдоров, И. И. Шувалов, Морозовы, Щукины, Третьяковы и др.).
Музейное дело после 1917 года
После Февральской революции 1917 дворцовые коллекции и музеи были признаны национальным достоянием. Важную роль в сохранении наследия в этот период сыграли организованные Временным правительством художественно-исторические комиссии. В 1918–20 впервые создаётся гос. система управления музейным делом и охраной памятников. Единым органом управления музеями стал Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (1918) в составе Наркомпроса РСФСР. В 1918– 1923 издан ряд декретов и постановлений о регистрации всех памятников, запрещении их вывоза за границу, а также о регулировании деятельности музеев. В соответствии с постановлением от 1923 все музейные фонды становились достоянием государства. В 1924 принят декрет «Об учёте и охране памятников искусства, старины и природы». Образован Государственный музейный фонд (ГМФ), ставший хранилищем национализированных предметов музейного значения, начато формирование музейной сети страны. Всероссийская конференция по делам музеев (1919) наметила программу музейного строительства и заложила основы гос. музейной политики; музеи провозглашены культурными центрами, ориентированными на работу с массами.
В 1918 – нач. 20-х гг. количество музеев в стране увеличивалось: были основаны многочисленные дворцы-музеи, монастыри-музеи, музеи дворянского быта в национализированных усадьбах и городских особняках (Царское Село, Петергоф, Останкино, Кусково, особняки Шереметевых, Юсуповых, Троице-Сергиева лавра, Симонов монастырь, церковь Троицы в Никитниках и т. д.). Крупные частные собрания были преобразованы в музеи [собрание С. И. Щукина – в 1-й музей новой западной живописи (1918), собрание А. В. Морозова – в Музей фарфора (1921) и т. д.]. С целью сохранения историко-культурного наследия был создан ряд мемориальных музеев: усадьба Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920), квартира А. Н. Скрябина в Москве (1922) и др. Открывались новые краеведческие музеи, в т. ч. в отдалённых районах; коллекции дореволюционных музеев пополнялись предметами из ГМФ. Создавались музеи нового типа – историко-бытовые [Музей мебели (1918) и Музей дворянского быта 40-х годов (1920) в Москве], историко-революционные: [(музеи Революции в Петрограде (1919) и Москве (1924)]; в Москве: Музей Красной Армии (1919), Центральный дом авиации им. М. В. Фрунзе (1927); музеи В. И. Ленина и революционных деятелей. Вместе с тем постепенно закрывались частные, церковно-археологические, полковые музеи. После Гражданской войны 1917–22 музейная сеть значительно сократилась; были распроданы за границу некоторые ценные музейные коллекции, предметы искусства. В кон. 1920-х гг. закрыт ряд дворцов-музеев, монастырей-музеев, начались гонения на музейных специалистов.
После Первого Всероссийского музейного съезда (1930) деятельность музеев была сориентирована на решение народно-хозяйственных и идеологических задач; музеи становились частью государственно-партийного механизма. Негативно сказался на работе местных музеев разгром краеведческого движения; научно-просветительная работа была подменена политико-просветительной деятельностью и развивалась в ущерб научной деятельности по изучению и комплектованию фондов. Однако выросло количество научно-технических, сельскохозяйственных музеев, расширилась сеть историко-революционных и создана сеть литературных музеев [Центральный литературный музей (нач. 1930-х гг.), Всесоюзный музей А. С. Пушкина в С.-Петербурге (1938), Литературный музей А. М. Горького (1937) в Москве, Музей А. П. Чехова в Таганроге (1933) и др.].
Значительный ущерб был нанесён музеям в Вел. Отеч. войну. На оккупированной территории национальные ценности были расхищены или уничтожены, большинство музеев закрыто. Просветительная деятельность музеев продолжалась в тылу, организовывались выставки (в осн. передвижные), лекции. С 1942 начали создаваться новые музеи, посвящённые событиям войны [мемориальный музей лётчика Н. Ф. Гастелло в Муроме (нач. 1940-х гг.)], Выставка «Героическая оборона Ленинграда» (1944, с 1945 музей) и др., «по горячим следам» комплектовались ценные коллекции. Всего за годы войны было создано ок. 10 новых музеев широкого исторического профиля (Военно-медицинский музей, 1942, Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии, 1944, и др.).
После войны музеи существовали в тяжёлых условиях разрухи. Музейная сеть была частично реорганизована или перепрофилирована; но её восстановление велось уже в годы войны. Новый этап музейного строительства начался в сер. 1950-х гг. Значительно выросло количество военно-исторических музеев [Музей Отечественной войны 1812 в Тарутино (1962), Музей Тихоокеанского флота во Владивостоке (осн. в 1945, открыт в 1950)], а также мемориальных комплексов, связанных с войной [«Героям Сталинградской битвы» (1963– 1967), Музей и мемориал в честь героев Курской битвы (1963)]; созданы диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе (1959) и панорама «Бородинская битва» (1962) в Москве. Важным событием стало создание с 1958 историко-архитектурных музеев-заповедников в старейших рос. городах (Новгородский, Костромской, Владимиро-Суздальский, Рязанский, Ростово-Ярославский музеи-заповедники), на основе археологических и архитектурных комплексов: «Танаис» в Ростовской обл. (1961), «Костёнки» в Воронежской обл. (1968), «Троице-Сергиева лавра» (1960-е гг.), «Кижи» в Республике Карелия (1965); статус музеев-заповедников приобрели мемориальные музейные комплексы А. С. Пушкина в с. Михайловское (нач. 1960-х гг.), А. П. Чехова в с. Мелихово (1960), военно-исторический музей на Бородинском поле (1961). Благодаря утверждению за музеями статуса музея-заповедника сохранялись уникальная природно-культурная среда, памятники истории и архитектуры. К кон. 1980-х гг. создано ок. 50 музеев-заповедников разл. профиля.
В 1960–70-е гг. сложилась сеть общественных музеев, которые возникали по инициативе граждан, общественных организаций. Создавались ведомственные музеи научных учреждений и новые музеи науки и техники [Геологический музей Якутского ин-та геологических наук РАН (1959), Музей истории космонавтики им. Ф. А. Цандера в Кисловодске (1974)]. В 1980-е гг. появился новый тип музеев – экомузей, представляющий природу, человека и его материальное окружение в неразрывной взаимосвязи (музей в пос. Варьеган Ханты-Мансийского автономного окр., 1986). Значительное внимание стало уделяться музеефикации окружающей среды, объектов индустриального наследия. Первый завод-музей создан в 1987 в структуре Нижнетагильского музея-заповедника горно-заводского дела Среднего Урала.
В 1960–80-е гг. было построено большое число специальных музейных зданий, изданы основополагающие научные труды по истории и теории музейного дела, активно проводилась выставочная деятельность. Стало развиваться музейное проектирование; появились яркие музейные экспозиции [в Москве – Музей декабристов (сер. 1980-х гг., худ. Л. Озерников), Музей-квартира А. С. Пушкина на Арбате (сер. 1980-х гг., худ. Е. А. Розенблюм); Одесский литературный музей (сер. 1980-х гг., художники А. Борин, А. Гайдамака)]. На сер. 1980-х гг. пришёлся пик посещаемости отечественных музеев. Важная роль музеев в обществе была закреплена постановлением Совета Министров СССР «О музейном фонде Союза ССР» (1965) и Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976).
Современное состояние музейного дела
К 1990-м гг. сложилась классификация музеев по организационным, правовым и содержательным признакам. Музеи различаются: по принадлежности (государственные, ведомственные, общественные, муниципальные); по профильным группам (исторические, художественные, науки и техники, естественно-научные и т. д.); по масштабу деятельности (центральные, региональные и местные музеи); по статусу (особо ценные объекты, головные музеи, филиалы); по типам (научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные). В кон. 20 в. музееведами введено в оборот новое основание для классификации: по доминантному типу хранимых музеем памятников (коллекционные и ансамблевые музеи). В России наиболее представительной остаётся группа гос. музеев, которые являются собственностью государства, финансируются из его бюджета и находятся в ведении Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ. В 2002 официально зарегистрировано 2189 музеев (из них 2102 музея Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ и 87 др. ведомств), которые хранят 76 млн. 790 тыс. памятников истории, культуры и природы. Однако реальная численность отечественных музеев примерно вдвое выше. Самая крупная городская сеть музеев в Москве и С.-Петербурге; ок. 90% всех музеев России составляют провинциальные музеи. Преобладают комплексные музеи, а среди них – краеведческие (ок. 60% музеев Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ).
В 1990-е гг. целью культурной политики гос-ва объявлялось не только сохранение историко-культурного наследия России, но и его использование в целях консолидации общества и создания единого культурного пространства (Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации», 2000). В 1992 издан указ о выделении наиболее ценных объектов культурного наследия (ОЦО), их особом финансировании и охране (к 2003 к ОЦО отнесены 32 музея РФ).
В кон. 20 в. вновь стали создаваться утраченные ранее типы музеев. После принятия постановления «О порядке передачи религиозным объединениям, относящимся к федеральной собственности, имущества религиозного назначения» (1995) стали организовываться церковные музеи (Музей Свято-Алексеевской пустыни в Ярославской обл., 2000). Появились частные музеи и галереи не только в Москве и С.-Петербурге, но и в провинции (Русский национальный музей искусств в Москве, 1993; Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, 1999; Музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл., кон. 1990-х гг.). Новым явлением стало создание корпоративных музеев и коллекций при крупных корпорациях и компаниях (Музей авиакомпании «КрасЭйр», музейные образования в территориальных управлениях Центробанка РФ). Появление и динамичное развитие муниципальных музеев связано с законодательным закреплением новой формы собственности (1992).
Однако музеи понесли и потери. Очередная смена идеологических установок привела к уничтожению ряда музеев В. И. Ленина, гос. и революционных деятелей, перепрофилированию музеев непопулярных персоналий и событий в музеи этнографические и бытовые.
В целом для совр. музеев характерно преобладающее внимание к местной истории и культуре. Создаётся ряд специализированных музеев, посвящённых к.-л. отрасли деятельности человека или природному явлению (Музей хлеба в С.-Петербурге, 1988; Музей воды в Москве, 1993); вновь становятся популярными музеи быта (Иловлинский музей народной архитектуры и быта в Волгоградской обл., 1982). Появилось много новых мемориальных музеев, особенно в национальных республиках. Усилилось внимание музеев к нематериальному культурному наследию, объектам «неосязаемой памяти» (фольклору, производственным процессам, ритуалам, бытовым традициям и т. д.) и создание на их основе музеев нового типа, т. н. живых музеев. В этом направлении постепенно развивается ряд музеев-заповедников и этнографических музеев (музей-заповедник «Томская писаница» в Кемеровской обл., 1988). Новым явлением становится объединение библиотеки, архива и музея для решения общих задач по сохранению и пропаганде историко-культурного наследия (Музей-библиотека в дер. Овсянка Красноярского края, 1994; Музейный центр «Наследие Чукотки», 2002, и др.).
В музейную практику внедряются новые формы и методы научно-просветительной деятельности, новые технологии, обеспечивая многофункциональность музейной работы и её социальную направленность. Всё более осознаётся необходимость экспозиционного дизайна для развития музейной коммуникации: к созданию экспозиций и выставок привлекаются художники-экспозиционисты для разработки нестандартных сценариев представления экспозиций, учитывающих особенности восприятия посетителей.
С целью объединения музейных специалистов с 1957 работает Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ); созданы межмузейные ассоциации: Ассоциация музеев России (1996), Ассоциация научно-технических музеев (2000) и др. В 2001 образован Союз музеев России. Комплексными исследованиями проблем музееведения занимаются: Российский ин-т культурологии (осн. в 1932 в Москве как НИИ методов краеведческой работы; филиалы в Омске и С.-Петербурге), Лаборатория музееведения Гос. музея современной истории России, Научно-методический отдел Гос. исторического музея. Издаются: международный ж. «Museum» (с 1948; на рус. яз. с 1982), «Бюллетень ИКОМ» (1986), отечественный ж. «Мир музея» (в 1931–40 выходил под назв. «Советский музей»; возобновлён в 1983; с 1993 совр. название), а также ряд региональных изданий.
Законодательство в области музейного дела
Основными регламентирующими документами, регулирующими правоотношения в сфере формирования, сохранения, гос. учёта и использования музейного фонда РФ, а также в сфере создания и функционирования музеев как некоммерческих учреждений культуры, являются: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1999), Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996), Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993), Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (1998). К ним примыкают Федеральные законы «О некоммерческих организациях» (1996) и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995).
Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» разработан на основе Конституции РФ, основ законодательства РФ о культуре с использованием международных правовых норм и мирового опыта регулирования данной сферы общественной жизни. Необходимость разработки и принятия закона была обусловлена изменением в России отношений собственности, увеличением числа и изменением характера субъектов деятельности в сфере культурного наследия, а также правовой незащищённостью и неопределённостью правового статуса музейного фонда Российской Федерации. Закон предполагает значительные ограничения прав собственника как в лице гос-ва, так и частных собственников с целью обеспечения сохранности музейного фонда и доступа к нему граждан. При этом составляющие музейный фонд ценности выступают и как памятники истории и культуры, и как имущество, имеющее реальную рыночную стоимость, что делает необходимым ограничение гражданского оборота этого вида имущества.
Закон исходит также из признания единства культурного пространства России. Формирование и использование музейного фонда осуществляется вне зависимости от гос. административных границ. Сохраняя разграничение уровней ведения в отношении гос. музеев, закон устанавливает единые принципы учёта, хранения и использования музейного фонда. Единство этих принципов приобретает особое значение в связи с институализацией негосударственной части музейного фонда, функционированием частных, корпоративных, муниципальных музеев.
Основополагающим, базовым принципом закона является последовательное утверждение политики гос. протекционизма в отношении музейного фонда страны (и государственной, и негосударственной его частей), а также в отношении музеев как общественных институтов, обеспечивающих сохранение музейного фонда: создание правового пространства, защищающего музейный фонд России в целом, интересы его собственников и хранителей; обязанность гос-ва в полной мере обеспечивать финансовые и материальные условия сохранения гос. части музейного фонда и деятельности гос. музеев; предоставление ряда льгот музеям и собственникам музейного фонда.
Закон ввёл «Гос. каталог музейного фонда Российской Федерации» – обязательный регистрационный компонент процедуры включения предмета в состав музейного фонда РФ, являющийся также информационной базой данных, которая делает открытой и доступной для всех граждан страны информацию обо всех предметах, включённых в состав музейного фонда РФ, и обеспечивает реальное право каждого гражданина на доступ к культурному наследию, аккумулируемому в музеях.