Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Постсоветский период

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 828

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Постсоветский период

В.И. Полунин. Сцена из спектакля.

Мас­штаб­ные гео­по­ли­ти­че­ские из­ме­не­ния в кон. 20 в. раз­ру­ши­ли преж­нюю сис­те­му управ­ле­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния эс­т­ра­ды, ко­то­рая ста­ла при­ме­рять­ся к ус­ло­ви­ям сво­бод­но­го рын­ка. Соз­да­ние боль­ших шоу-про­грамм, в ко­то­рых пре­ва­ли­ру­ет зре­лищ­ная сто­ро­на, ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ной ау­дио­ви­зу­аль­ной тех­ни­ки из­ме­ни­ли ус­то­яв­шее­ся пред­став­ле­ние об эс­т­ра­де. Сбор­ные кон­цер­ты с уча­сти­ем кон­фе­ран­сье ус­ту­пи­ли ме­сто про­грам­мам, вы­дер­жан­ным в еди­ном жан­ре.

Раз­го­вор­ный жанр пе­ре­жил кри­зис, па­ра­док­саль­ным об­ра­зом вы­зван­ный ис­чез­но­ве­ни­ем цен­зу­ры: в со­вет­скую эпо­ху не­об­хо­ди­мость эзо­по­ва язы­ка соз­да­ла осо­бо изо­щрён­ные фор­мы юмо­ра, ко­то­рые с пре­кра­ще­ни­ем идео­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния ут­ра­ти­ли ак­ту­аль­ность; в эс­т­рад­ном мо­но­ло­ге раз­вле­ка­тель­ность во­зоб­ла­да­ла над са­ти­рой.

Ощу­тив кри­зис са­ти­ри­че­ско­го жан­ра, с эс­т­ра­ды прак­ти­че­ски ушёл один из круп­ней­ших мас­те­ров-раз­го­вор­ни­ков Г. В. Ха­за­нов. Воз­гла­вив в 1997 Моск. те­атр эс­т­ра­ды, Ха­за­нов сде­лал его ант­ре­призным, по­те­ряв­шим с эс­т­ра­дой да­же фор­маль­ную связь. Од­на­ко на эс­т­ра­де про­дол­жа­ет ус­пеш­но вы­сту­пать це­лая плея­да «раз­го­вор­ни­ков», вы­дви­нув­ших­ся в 1970–80-х гг. (Е. В. Пет­ро­сян, Е. Шиф­рин, В. Н. Ви­но­кур, К. Б. Но­ви­ко­ва, пи­са­те­ли-са­ти­ри­ки М. М. Жва­нец­кий, М. Н. За­дор­нов и др.).

В му­зы­каль­ной (пе­сен­ной) эс­т­ра­де так­же об­на­ру­жи­лись кри­зис­ные яв­ле­ния: за­ме­на жи­во­го зву­ча­ния фо­но­грам­мой, вы­тес­не­ние ори­ги­наль­но­го твор­че­ст­ва вос­про­из­ве­де­ни­ем го­то­вых тек­сто­вых, ме­ло­ди­че­ских и рит­ми­че­ских фор­мул, ком­мер­че­ское ти­ра­жи­ро­ва­ние при по­мо­щи мас­сме­диа од­но­тип­ных ис­пол­ни­те­лей. Кри­зис по­бу­дил к по­ис­ку но­вых вы­ра­зи­тель­ных средств и форм. Аль­тер­на­ти­вой ком­мер­че­ской эс­т­ра­де ста­ли мно­го­чис­лен­ные груп­пы и ис­пол­ни­те­ли, оп­ре­де­ляе­мые как «па­рал­лель­ная эс­т­ра­да», «контр­эс­т­ра­да», «му­зы­каль­ный ан­дер­гра­унд» и т. п., ко­то­рым по­рой уда­ёт­ся соз­дать свой ори­ги­наль­ный, не­ред­ко под­чёрк­ну­то экс­т­ра­ва­гант­ный стиль с вклю­че­ни­ем эле­мен­тов клас­си­че­ской му­зы­ки, рус­ско­го, ев­ро­пей­ско­го и вос­точ­но­го фольк­ло­ра и т. п. Всё оп­ре­де­лён­нее вы­яв­ля­ют­ся тен­ден­ции смы­ка­ния с дру­ги­ми ви­да­ми ис­кус­ст­ва: с мю­зик­лом («Мет­ро», «Норд-Ост» и др.), дра­ма­ти­че­ским те­ат­ром (по­ли­ти­ка Ха­за­но­ва в ка­че­ст­ве ру­ко­води­те­ля Моск. те­ат­ра эс­т­ра­ды), те­ле­ви­зи­он­ным шоу («Го­ро­док», «Кыш­кин дом» и др.). Ха­рак­тер­ное для пе­ре­ход­ных эпох ин­туи­тив­ное стрем­ле­ние к уте­рян­ной ста­биль­но­сти ста­ло при­чи­ной по­вы­шен­но­го ин­те­ре­са к жан­ру «рет­ро» во все­воз­мож­ных его про­яв­ле­ни­ях (те­ле­ви­зи­он­ный цикл «Ста­рые пес­ни о глав­ном», те­ле­пе­ре­да­чи «В на­шу га­вань за­хо­ди­ли ко­раб­ли», «Ста­рая квар­ти­ра»).

Для нач. 2000-х гг. ха­рак­тер­но воз­вра­ще­ние зре­лищ­но-уве­се­ли­тель­ных, су­гу­бо рек­реа­тив­ных функ­ций эс­т­ра­ды.

Лит.: Вос­кре­сен­ский С. Эс­т­ра­да. М., 1928; Куз­не­цов Е. Из про­шло­го рус­ской эс­т­ра­ды. М., 1958; Смир­нов-Со­коль­ский Н. Со­рок пять лет на эс­т­ра­де. М., 1976; Рус­ская со­вет­ская эс­т­ра­да. М., 1976–1981. Кн. 1–3; Ува­ро­ва Е. Д. Эс­т­рад­ный те­атр: ми­ниа­тю­ры, обо­зре­ния, мю­зик-хол­лы. М., 1983; Кли­тин С. Эс­т­ра­да. Л., 1987; Рай­кин А. Вос­по­ми­на­ния. СПб., 1993; Тих­вин­ская Л. Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии. 1908–1917. М., 1995; Эс­т­ра­да Рос­сии. XX век. Лек­си­кон. М., 2000.

Вернуться к началу