Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Период «оттепели»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 827

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Период «оттепели»

А.И. Райкин в сценической маске.

В пе­ри­од «от­те­пе­ли» 1950–60-х гг. эс­т­ра­да на­ча­ла ожи­вать. Под ру­ко­вод­ством Н. П. Смир­но­ва-Со­коль­ско­го в 1954 от­крыл­ся Моск. те­атр эс­т­ра­ды. Еже­год­но по­ка­зы­вал пре­мье­ры Ле­нингр. те­атр ми­ниа­тюр (с 1942 под ру­ко­во­дством Рай­ки­на), ока­зав­ший­ся то­гда един­ст­вен­ным в стра­не те­ат­ром по­доб­но­го жан­ра. На ис­кус­ст­ве Рай­ки­на вы­рос­ло це­лое по­ко­ле­ние оте­че­ст­вен­ных мас­те­ров раз­го­вор­но­го жан­ра (В. Л. Иль­чен­ко и Р. А. Кар­цев, Е. В. Пет­ро­сян, Г. В. Ха­за­нов). Про­дол­жал раз­ви­вать­ся жанр кон­фе­ран­са, пред­став­лен­ный как из­вест­ны­ми мас­те­ра­ми, так и мо­ло­дё­жью (М. Н. Гар­ка­ви, О. А. Ми­ляв­ский, Б. С. Бру­нов, Л. П. Ши­ме­лов). Вновь от­кры­лись мю­зик-хол­лы в Мо­ск­ве (1960) и Ле­нин­гра­де (1967). Но­вые рит­мы, ин­то­на­ции из­ме­ни­ли об­лик эс­тра­ды. Соз­да­ва­лись но­вые ан­самб­ли: «Друж­ба» (1955), «Ак­корд» (1956), «Орэ­ра» (1961) и др. Вы­дви­ну­лись мо­ло­дые ис­пол­ни­те­ли: Г. М. Ве­ли­ка­но­ва, В. К. Тро­шин, М. В. Кри­ста­лин­ская, Э. А. Хиль, Э. С. Пье­ха, И. Д. Коб­зон, М. М. Ма­го­ма­ев. В пес­нях ком­по­зи­то­ров А. И. Ост­ров­ско­го, Э. С. Кол­ма­нов­ско­го, М. Л. Та­ри­вер­дие­ва пре­об­ла­дающей ста­ла ли­ри­че­ская ин­то­на­ция; при­выч­ная ку­плет­ная фор­ма за­ме­ня­лась фор­мой бал­ла­ды, мо­но­ло­га, ре­чи­та­ти­ва. «Оз­ву­чен­ной хро­ни­кой» вре­мени ста­ли пес­ни А. Н. Пах­му­то­вой на сти­хи Н. Н. Доб­ро­нра­во­ва. Нар. тра­ди­цию пе­ния про­дол­жи­ли Л. Г. Зы­ки­на, М. Н. Мор­да­со­ва. На из­лё­те «от­те­пе­ли» па­рал­лель­но с про­фес­сио­наль­ной рас­про­стра­ня­лась т. н. ав­тор­ская, или бар­дов­ская, пес­ня (А. А. Га­лич, Б. Ш. Окуд­жа­ва, В. С. Вы­соц­кий, Ю. И. Виз­бор). Она зву­ча­ла на «те­не­вой» эс­т­ра­де, на за­кры­тых ве­че­рах в клу­бах, кон­фе­ренц-за­лах ин­сти­ту­тов, в мно­гочис­лен­ных маг­ни­то­фон­ных за­пи­сях. По­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние т. н. КСП – Клу­бы са­мо­дея­тель­ной пес­ни. Всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ло те­ле­ви­де­ние, ак­тив­но ис­поль­зо­вав­шее эс­т­рад­ные фор­мы и жан­ры в по­пу­лярных пе­ре­да­чах («Ка­ба­чок 13 стуль­ев», «КВН», «Го­лу­бой ого­нёк»). К кон. 1960-х гг. уве­ли­чи­лось чис­ло соль­ных про­грамм, воз­ник­ли эс­т­рад­ные те­ат­ры од­но­го ак­тё­ра (напр., мо­но­спек­так­ли Е. А. Кам­бу­ро­вой). Кон­церт­ны­ми пло­щад­ка­ми для мас­со­вых зре­лищ ста­но­вились ста­дио­ны, на ко­то­рых ря­дом с но­вы­ми эс­т­рад­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми вы­сту­па­ли и мо­ло­дые по­эты (Б. А. Ах­ма­ду­ли­на, Р. И. Ро­ж­де­ст­вен­ский, А. А. Воз­не­сен­ский, Е. А. Ев­ту­шен­ко).

Все­мир­ный фес­ти­валь мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов, про­шед­ший в 1957, га­ст­ро­ли за­ру­беж­ных ар­ти­стов во мно­гом из­ме­ни­ли вос­при­ятие отеч. зри­те­ля.

Вернуться к началу