Период «оттепели»
В период «оттепели» 1950–60-х гг. эстрада начала оживать. Под руководством Н. П. Смирнова-Сокольского в 1954 открылся Моск. театр эстрады. Ежегодно показывал премьеры Ленингр. театр миниатюр (с 1942 под руководством Райкина), оказавшийся тогда единственным в стране театром подобного жанра. На искусстве Райкина выросло целое поколение отечественных мастеров разговорного жанра (В. Л. Ильченко и Р. А. Карцев, Е. В. Петросян, Г. В. Хазанов). Продолжал развиваться жанр конферанса, представленный как известными мастерами, так и молодёжью (М. Н. Гаркави, О. А. Милявский, Б. С. Брунов, Л. П. Шимелов). Вновь открылись мюзик-холлы в Москве (1960) и Ленинграде (1967). Новые ритмы, интонации изменили облик эстрады. Создавались новые ансамбли: «Дружба» (1955), «Аккорд» (1956), «Орэра» (1961) и др. Выдвинулись молодые исполнители: Г. М. Великанова, В. К. Трошин, М. В. Кристалинская, Э. А. Хиль, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев. В песнях композиторов А. И. Островского, Э. С. Колмановского, М. Л. Таривердиева преобладающей стала лирическая интонация; привычная куплетная форма заменялась формой баллады, монолога, речитатива. «Озвученной хроникой» времени стали песни А. Н. Пахмутовой на стихи Н. Н. Добронравова. Нар. традицию пения продолжили Л. Г. Зыкина, М. Н. Мордасова. На излёте «оттепели» параллельно с профессиональной распространялась т. н. авторская, или бардовская, песня (А. А. Галич, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Ю. И. Визбор). Она звучала на «теневой» эстраде, на закрытых вечерах в клубах, конференц-залах институтов, в многочисленных магнитофонных записях. Получили широкое распространение т. н. КСП – Клубы самодеятельной песни. Всё большее значение приобретало телевидение, активно использовавшее эстрадные формы и жанры в популярных передачах («Кабачок 13 стульев», «КВН», «Голубой огонёк»). К кон. 1960-х гг. увеличилось число сольных программ, возникли эстрадные театры одного актёра (напр., моноспектакли Е. А. Камбуровой). Концертными площадками для массовых зрелищ становились стадионы, на которых рядом с новыми эстрадными исполнителями выступали и молодые поэты (Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко).
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, прошедший в 1957, гастроли зарубежных артистов во многом изменили восприятие отеч. зрителя.