Истоки эстрадного искусства
Эстрада России уходит корнями в крестьянский и городской фольклор, в творчество скоморохов, появление которых положило начало развитию русской смеховой культуры, тесно пересекавшейся с карнавальной низовой нар. культурой и отразившейся в фольклоре в различных зрелищных формах: нар. гуляниях, балаганах, в кукольном театре Петрушки, в монологах раёшников, масленичных дедов и др.
На рубеже 18–19 вв. приобрели популярность сначала сюжетные, а затем и бессюжетные театральные дивертисменты, которые давались в дополнение к осн. программе представления и были призваны дробить привычные театральные формы (трагедию, комедию, драму, балет, оперу), предлагая вниманию весёлое «междудействие», интермедии, различные антрактные развлечения. В дивертисментах принимали участие оперные, балетные и драматические артисты. Эта форма стала универсальной как для низовой, так и для светской культуры и являлась привычной принадлежностью программ казённых театров. Среди ярких фигур дивертисментной эстрады: рассказчики – И. Ф. Горбунов, Л. И. Градов-Соколов; куплетисты – Н. О. Дюр, И. И. Монахов; артисты оперетты – В. А. Лядова, В. В. Зорина.
К нач. 1900-х гг. в сборных концертах нередко участвовали выдающиеся мастера драматической сцены: В. Н. Давыдов, М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, Б. С. Борисов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, выступавшие с монологами из спектаклей, чтением стихов, рассказов. Оперные арии, романсы, нар. песни исполняли лучшие голоса России – Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин, А. М. Давыдов и др. Украшали дивертисмент и специально подготовленные для концертной эстрады балетные номера (напр., «Умирающий лебедь» А. П. Павловой в постановке М. М. Фокина). В исполнении хоров и небольших «семейных» ансамблей звучала рус. песня, ярко представленная в искусстве Н. В. Плевицкой, выступавшей в кафешантанах, а затем на столичных концертных площадках. Особое место занимал цыганский романс, прославивший таких исполнителей, как В. В. Панина, А. М. Давыдов, А. Д. Вяльцева, Н. И. Тамара, Ю. С. Морфесси и др. Разговорный жанр был представлен рассказчиками и куплетистами, занявшими главенствующее положение в программах. Участие известных артистов (С. Ф. Сарматова, С. А. Сокольского, Ю. В. Убейко и др.) определяло успех программы в целом. Изобретение и быстрое распространение грамзаписи способствовало популярности артистов.
К нач. 20 в. эстрада стала феноменом новой городской культуры России. Получили распространение «кинодивертисменты» – короткие эстрадные программы как дополнение к немому фильму; заимствованные в Европе формы коллективных увеселений и развлечений – кафешантаны, открытые садовые эстрады, варьете, кабаре и др., которые переосмысливались, адаптировались к условиям рос. действительности, запросам аудитории. Так возникли первые отечественные кабаре («Летучая мышь», 1908, – в Москве; «Кривое зеркало», 1908, «Дом интермедий», 1910, «Бродячая собака», 1912, «Привал комедиантов», 1916, – в С.-Петербурге), где впервые была опробована идея театра малых форм, театра пародии. Здесь же впервые появилась фигура ведущего эстрадной программы – конферансье, развлекавшего публику импровизациями, шутками, анекдотами. Первым в этом жанре был создатель «Летучей мыши» Н. Ф. Балиев, затем А. Г. Алексеев, Ф. Н. Курихин, К. Э. Гибшман. Культурную миссию богемных кабаре стремились продолжить и театры миниатюр. В 1914 работники театров-варьете и цирка создали первое добровольное профобъединение – Рос. общество артистов варьете и цирков (РОАВиЦ).