Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1980-е – 2000-е годы

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 825

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

1980-е – 2000-е годы

Эквилибристка К.И. Зарипова.

В 1980-х гг. за­мет­ное рас­ши­ре­ние се­ти цир­ко­вых пред­при­ятий (по­строе­но бо­лее 40 цир­ков) при­ве­ло к твор­че­ско­му кри­зи­су. Гос. уч-ще цир­ко­во­го и эс­т­рад­но­го ис­кус­ст­ва уже не спо­соб­но бы­ло обес­пе­чить про­фес­сио­наль­ны­ми кад­ра­ми все вновь об­ра­зо­ван­ные цир­ки. В ре­зуль­та­те рас­па­да­лись кол­лек­ти­вы, воз­ник­ли жан­ро­вая дис­про­пор­ция, при­ори­тет про­из­вод­ст­ва над твор­че­ст­вом, ти­ра­жи­ро­ва­ние оди­на­ко­вых но­ме­ров. Ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей стал но­мер, а не цель­ный, объ­е­ди­нён­ный еди­ной ху­до­же­ст­вен­ной иде­ей спек­такль. Твор­че­ская ра­бо­та ре­жис­сё­ра ­за­час­тую под­ме­ня­лась чис­то тех­ни­че­ской, и его роль низ­во­ди­лась до ро­ли дис­пет­че­ра, фор­ми­рую­ще­го про­грам­мы из от­дель­ных но­ме­ров. Оте­че­ст­вен­ный цирк ут­ра­тил пе­ре­до­вые по­зи­ции в ми­ре, ус­ту­пив пер­вен­ст­во в соз­да­нии спек­так­лей За­па­ду, а в ис­пол­ни­тель­ском мас­тер­ст­ве – Ки­таю. Од­на­ко, не­смот­ря на сис­тем­ный кри­зис, ар­ти­сты про­дол­жа­ли соз­да­вать ори­ги­наль­ные ат­трак­цио­ны и но­ме­ра, по­лу­чая на­гра­ды на ме­ж­ду­на­род­ных кон­кур­сах. Но­ва­тор­ст­во и вы­со­кое ис­пол­ни­тель­ское мас­тер­ст­во от­ли­ча­ли вы­сту­п­ле­ние жонг­лё­ров Н. Н. Ге­ра­си­мо­ва, К. Г. Ко­ко­ри­ной, эк­ви­либ­ри­ст­ки К. И. За­ри­по­вой, кон­ных жонг­лё­ров Э. В. и А. В. За­паш­ных, дрес­си­ров­щи­ка ло­ша­дей С. М. Бег­бу­ди, кло­унов Н. В. Кор­миль­це­ва и А. Л. Шар­ни­на (Мик и Мак), муз. экс­цен­три­ков С. Ю. Про­свир­ни­на и В. Ф. Ста­ри­ко­ва. В 2001 был вы­пу­щен но­вый ат­трак­ци­он М. М. За­паш­но­го (млад­ше­го) с ти­гра­ми-эк­ви­либ­ри­ста­ми, ис­пол­няю­щи­ми уни­каль­ные трю­ки на зер­каль­ных ша­рах. Пред­ста­ви­те­лем ав­тор­ско­го на­прав­ле­ния в рос­сий­ской цир­ко­вой режис­су­ре стал В. А. Гне­ушев: «Цирк Ва­лен­тин» (1991) – Брод­вей, «Слад­кая лю­бовь» (1996) и «Яр­мар­ка чу­дес» (1997) – Мо­с­ков­ский цирк на Цвет­ном буль­ва­ре. Твор­че­ст­во ре­жис­сё­ров ру­бе­жа 20 и 21 вв., сре­ди ко­то­рых – Н. И. Чел­но­ков, А. А. Оси­пов, С. Г. Рая­но­ва (Фер­ро­ни), Е. Д. Мо­ро­зо­ва, Е. В. Поль­ди – сви­де­тель­ст­ву­ет о воз­ро­ж­да­ю­щей­ся тен­ден­ции к соз­да­нию це­ло­ст­но­го цир­ко­во­го спек­так­ля («До­ро­гие мои мо­ск­ви­чи», 1997, реж. Л. Л. Кос­тюк; «13-й квар­тал», 2003, реж. Поль­ди, и др.).

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ра­бо­та­ло (2003) св. 70 цир­ко­вых пред­при­ятий. С нач. 1990-х гг., с пе­ре­хо­дом стра­ны к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям, об­ра­зо­вы­ва­ют­ся са­мо­стоя­тель­ные фе­де­раль­ные, му­ни­ци­паль­ные и ча­ст­ные цир­ко­вые пред­при­ятия. В 1996 в Мо­ск­ве на Крас­ной пло­ща­ди про­хо­дил Пер­вый Все­мир­ный фес­ти­валь цир­ка, в ко­то­ром уча­ст­во­вали луч­шие ар­ти­сты ми­ра. Твор­че­ские и ор­га­ни­за­ци­он­ные прин­ци­пы, вы­ра­бо­тан­ные цир­ко­вым ис­кус­ст­вом Рос­сии и обо­га­тив­шие ми­ро­вую прак­ти­ку, про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся, спо­соб­ст­вуя соз­да­нию но­вых ори­ги­наль­ных но­ме­ров, ат­трак­цио­нов.

Лит.: Дмит­ри­ев Ю. Рус­ский цирк. М., 1953; Куз­не­цов Е. М. Цирк. 2-е изд. М., 1971; Нем­чин­ский М. И. Цирк в по­ис­ках соб­ст­вен­но­го ли­ца. М., 1995; Цир­ко­вое ис­кус­ство Рос­сии: Эн­ци­кло­пе­дия. М., 2000.

Вернуться к началу