Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1940-е – 1970-е годы

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 824-825

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

1940-е – 1970-е годы

На арене – Карандаш.
Дуэт клоунов – Ю.В. Никулин и М.И. Шуйдин (слева).

В хо­де Вел. Отеч. вой­ны по­ло­ви­на цир­ков ока­за­лась в ок­ку­пи­ро­ван­ной зо­не, мно­гие ар­ти­сты уш­ли на фронт. Но не­смот­ря на кад­ро­вые и ма­те­ри­аль­ные по­те­ри раз­вер­ну­лась ак­тив­ная дея­тель­ность цир­ков в го­ро­дах Ура­ла, Си­би­ри, Сред­ней Азии, Даль­него Вос­то­ка. В 1942 в Моск. цир­ке был соз­дан фрон­то­вой фи­ли­ал, фор­ми­ро­вав­ший бри­га­ды ар­ти­стов для про­ве­де­ния кон­цер­тов в дей­ст­вую­щей ар­мии. В тя­жё­лой об­ста­нов­ке во­ен­но­го вре­ме­ни ар­ти­сты ре­ши­ли не об­ра­щать­ся за по­мо­щью к пра­ви­тель­ст­ву и во всём об­хо­дить­ся соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми. Был ус­та­нов­лен стро­жай­ший ре­жим эко­но­мии, вве­де­но «Вре­мен­ное по­ло­же­ние оп­ла­ты тру­да», ко­то­рое ста­ви­ло зар­пла­ту ар­ти­стов в пря­мую за­ви­си­мость от ре­зуль­та­тов ра­бо­ты. Объ­е­ди­не­ние в кол­лек­ти­вы по­мог­ло вы­жить в вой­ну и соз­дать но­вые номе­ра, в т. ч. и на во­ен­ную те­ма­ти­ку: имев­шие боль­шой по­ли­ти­че­ский ре­зо­нанс са­ти­ри­че­ские ре­при­зы и пан­то­ми­мы Ка­ран­да­ша (М. Н. Ру­мян­це­ва) «Трое на­ших» и «Юный Фриц» (1942), а так­же «Сло­ны и тан­цов­щи­цы» А. Н. Кор­ни­лова, «Се­ма­фор-ги­гант» сес­тёр М. Б., З. Б., К. Б. Кох, «Выс­шее дос­ти­же­ние эк­ви­либ­ри­сти­ки» Си­ма­до (все 1943), «Мек­си­кан­ское ре­вю» Л. С. Оль­хо­ви­ко­ва (1945). В 1944 на пер­вый смотр дос­ти­же­ний цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва бы­ли пред­став­ле­ны 24 но­вых ори­ги­наль­ных но­ме­ра, под­го­тов­лен­ных в 1941–43. По­сле вой­ны цир­ко­вое хо­зяй­ст­во стра­ны по­сте­пен­но вос­ста­нав­ли­ва­лось. В 1947 в Мо­ск­ве бы­ла соз­да­на Цен­траль­ная сту­дия цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва, ре­ор­га­ни­зо­ван­ная в 1973 во Все­со­юз­ную ди­рек­цию по под­го­тов­ке цир­ко­вых про­грамм, ат­трак­цио­нов и но­ме­ров (ны­не Центр цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва). Строи­лись но­вые зда­ния, от­кры­ва­лись сту­дии для под­го­тов­ки но­вых но­ме­ров. Так, кон­ной сту­ди­ей Ле­нингр. цир­ка в 1949 вы­пу­ще­но 7 но­ме­ров, в т. ч. «Жо­кеи» В. Т. Со­бо­лев­ско­го, «Па-де-де» Т. Г. Ро­ко­то­вой и Г. А. Ла­пиа­до, «Выс­шая шко­ла» Ю. М. Ер­мо­лае­ва. Б. П. Ман­жел­ли в со­дру­же­ст­ве с Г. С. Ве­не­циа­но­вым воз­ро­дил клас­си­че­ские кон­ные но­ме­ра «Ка­ру­сель», «Поч­та», «Кад­риль» и ком­по­зи­ции «Мек­си­кан­ский кар­на­вал», «Вос­точ­ная фан­та­зия». Поя­ви­лись но­ва­тор­ские ат­трак­цио­ны и но­ме­ра: «Сме­шан­ная груп­па» И. Ф. Ру­ба­на, «Мед­ве­ди-ак­ро­ба­ты» Л. А. Без­ано (оба 1945), «Дрес­си­ро­ван­ные львы» Буг­ри­мо­вой (1946), «Ак­ро­ба­ты-пры­гу­ны с под­кид­ны­ми дос­ка­ми» В. В. До­вей­ко (1946), «Мед­ве­жий цирк» В. И. Фи­ла­то­ва (1949), эк­ви­либ­ри­сты Ми­лае­вы, Фран­цу­зо­вы. Соз­да­ва­лись но­вые нац. кол­лек­ти­вы и но­ме­ра, твор­че­ски ос­ваи­вав­шие разл. фор­мы фольк­ло­ра. Са­мо­быт­ны­ми чер­та­ми от­ме­че­ны вы­сту­п­ле­ния ту­вин­ских жонг­лё­ров Ос­кал-Оол, уз­бек­ских дор­во­зов Таш­кен­бае­вых, осе­тин­ских джи­ги­тов Кан­те­ми­ро­вых и Ту­га­но­вых, ар­мян­ско­го дрес­си­ров­щи­ка С. И. Исаа­кя­на, и др. Вме­сте с тем с кон. 1940-х гг. идео­ло­ги­че­ская борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом за­тро­ну­ла и цирк. Был рас­фор­ми­ро­ван ат­трак­ци­он «Мек­си­кан­ское ре­вю» Л. С. Оль­хо­ви­ко­ва. За бур­жу­аз­ность и «про­тас­ки­ва­ние» мю­зик-холль­ных тен­ден­ций жё­ст­ко кри­ти­ко­ва­ли Кио, сес­тёр Кох, П. Н. Ма­яц­ко­го. Од­на­ко, не­смот­ря на дли­тель­ную изо­ля­цию, со­вет­ский цирк дос­тиг вы­со­ко­го мас­тер­ст­ва, ис­поль­зуя бо­га­тые жан­ро­вые воз­мож­но­сти и ори­ги­наль­ную сти­ли­сти­ку.

Дрессировщики А.П. и Т.В. Филатовы. «Цирк зверей».

В 1955 с три­ум­фаль­ным ус­пе­хом прошли га­ст­ро­ли ар­ти­стов со­вет­ско­го цир­ка в Брюс­се­ле, Па­ри­же, Лон­до­не, во­зоб­но­вив­шие ре­гу­ляр­ный ме­ж­ду­на­род­ный об­мен с цир­ка­ми За­па­да. Зна­ком­ство с за­ру­беж­ным опы­том сти­му­ли­ро­ва­ло твор­че­ст­во ар­ти­стов, от­кры­вав­ших но­вые пу­ти раз­ви­тия жан­ров: в ак­ро­ба­ти­ке – Бе­ля­ко­вы, И. В. Шес­туа, Б. А. и В. А. Исае­вы; в кон­ном жан­ре – Ер­мо­ла­ев, А. С. Со­ко­лов, Нуг­за­ро­вы, Ход­жа­бае­вы; в дрес­си­ров­ке – В. М. и М. М. За­паш­ные, М. П. На­за­ро­ва, В. П. Ти­хо­нов, Л. А. и В. Д. Шев­чен­ко, Н. К. Пав­лен­ко; в жонг­ли­ро­ва­нии – А. Н. и В. Н. Кисс, Н. Л. Оль­хо­ви­ков, С. М. Иг­на­тов; в гим­на­сти­ке – В. В. Го­лов­ко, В. Т. и Ю. Т. Пан­те­ле­ен­ко; в эк­ви­либ­ре – В. А. Вол­жан­ский, Л. Л. Кос­тюк; в кло­уна­де – О. К. По­пов, Ю. В. Ни­ку­лин и М. И. Шуй­дин, Л. Г. Ен­ги­ба­ров, Г. Т. Ма­ков­ский и Г. А. Рот­ман; в муз. экс­цен­три­ке – Е. В. Ам­врось­е­ва и Г. П. Шах­нин, Г. М. и Л. А. От­ли­ва­ник. Соз­да­ют­ся но­ва­тор­ские спек­так­ли: «Кар­на­вал на Ку­бе» (1962), «Бах­чи­са­рай­ская ле­ген­да» (1963), «Цирк на льду» (1964), «Цирк на во­де» (1966), «Про­ме­тей» (1977), «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1979). В дос­ти­же­ни­ях цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва 1960– 1970-х гг. боль­шая за­слу­га при­над­ле­жа­ла ре­жис­сё­рам Ве­не­циа­но­ву, А. Г. Ар­ноль­ду, М. С. Мес­теч­ки­ну, Н. Н. Зи­новь­е­ву, С. А. Каш­те­ля­ну, С. Д. Мо­ро­зо­ву, В. В. Го­лов­ко, Ю. Г. Ман­дычу, П. Н. Май­ст­рен­ко, В. Н. Кисс, В. И. Лев­ши­ну, А. С. Шаг-Но­во­жи­ло­ву, Р. А. Гри­лье.

Вернуться к началу